Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы слышали слова Евангелия: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё». Нам с вами, православным христианам, дана великая благодать и милость избрать благую часть Святой Православной веры и сидеть у ног Иисусовых. Когда мы с вами дома, в келейной домашней молитве, сидим у ног Иисусовых, когда мы с вами вникаем в смысл Священного Писания, пытаемся понять волю Божию о нас, что от нас хочет Господь, каким хочет Он нас с вами видеть, когда воля Божия является главной для нас, когда Евангелие для нас главный ориентир в жизни - тогда мы настоящие дети Божии. Апостол Павел так и говорит «Вникай в себя и в Писание, занимайся сим постоянно. Ибо делая так, спасешь себя и слушающих тебя».
Слово Божие, говорит апостол Павел, живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. Слово Божие показывает - это доброе дело, доброе слово, добрый помысел или это злое дело, злое слово, злой помысел. Как сказал однажды Антоний Великий – куда бы ты не пошел, везде имей перед собой Бога и чтобы ты не делал – имей на это свидетельство Священного Писания. Апостол Павел христианам так и заповедует: слово Божие да вселяется в вас обильно.
Оптинские старцы особым образом молятся о нашем подворье, где почивают их мощи, святые образы которых смотрят на нас с вами и то что мы прихожане оптинского подворья – это ко многому нас обязывает , это большая честь и большая ответственность. Мы должны вникать в то великое наследие, которое они оставили и о котором мне отец Иоанн (Крестьянкин) однажды сказал – «вы приезжаете, задаете разные духовные вопросы – читайте труды и письма оптинских старцев, вы в них найдете ответы на все вопросы в вашей духовной жизни». А Оптинские старцы заповедали каждому христианину каждый день читать минимум одну главу Евангелия и две главы Апостольских посланий. Это заповедь, совет и настойчивая просьба всех оптинских старцев. И если мы «оптинцы», то мы таким образом и должны поступать
Однажды один ученик пришел к своему авве и говорит: «Авва, ты знаешь, я читаю Писание и многое мне в нем не понятно. А иногда бывает и так, что я прочитал и как будто не читал. Как будто ничего не остается в уме, в душе». И тогда старец говорит ему: «Вон там кухня. Принеси сюда два кувшина, в которых была еда». Он принес. Авва говорит: «Возьми ведро воды» Он взял, налил в грязный кувшин воды и потом вылил. Так он делал несколько раз. Потом авва говорит: «Принеси мне эти два сосуда. Посмотри какие они.» Тот ответил: « Один грязный, а другой чистый». Авва спрашивает: «А есть ли в чистом вода?» Тот отвечает: «Нет, я ее вылил. Но поскольку там была вода, он стал чистый». И тогда старец говорит: «Вот так и наша душа, даже если она не всегда может удержать в памяти, уме и сердце доподлинно евангельские слова, то, что эти слова были прочитаны , побывали в уме, душе и сердце, они уже очищают душу».
А уж тем более если мы слово Божие учим, если вникаем в смысл написанного, то Священное Писание становится достоянием сначала ума, а потом души и сердца. Тогда оно способно преобразить нашу жизнь. Ничто другое не может исправить нас.
Исаак Сирин так и говорит: ничто не может предочистить прежде занятых и усвоенных нами злых мыслей и помышлений и злых навыков, как тщательное вникновение в смысл и изучение Священного Писания. Один человек мне рассказывал: «когда я пришел к вере – у меня был ужаснейший мысленный запас и багаж, я знал более 200 анекдотов. И услышав какое-нибудь слово, у меня сразу возникала ассоциация с тем или иным анекдотом. Голова была просто помойкой и я понял, что это помойка, когда пришел к вере». Я у него спросил – и что же тебе помогло избавиться от этой памяти? И он ответил, что стал учить Евангелие. И постепенно, как на школьной доске, сначала все написанное было стерто мокрой тряпкой, а затем, чем больше он учил Священное Писание, тем быстрее забывал анекдоты, а потом по милости Божией и напрочь их забыл.
Если бы человек ничего не делал, так с этой помойкой бы и жил, одновременно и в храме, и в мусорном баке. Все одновременно в нашей душе порой происходит. Даже когда стоим в храме. Какие мысли, какая гадость только не лезет в нашу голову. А потому что он до конца не занят Богом, не занят молитвой. Половина ума в храме, а другая половина за стенами этого храма. У нас нет еще молитвенного духовного навыка наблюдать за своими мыслями и направлять их, управлять своими мыслями. Давать пищу уму, а не ждать, когда диавол тебе накидает десятки разных мыслей. Исаак Сирин так и сказал, что праздный ум – сидалище диавола. Он не может быть незаполненным тем или иным, как мы изучали когда-то в школе. Эти молекулы везде распространяются. Они не могут быть сосредоточены в одном месте, а когда наш ум занят Богом, занят Иисусовой молитвой, занят повторением Священного Писания, тогда совершенно по-другому протекает духовная жизнь.
Я спросил у одного человека: «что тебе помогает преодолеть себя, встать из теплой постели и пойти на монастырскую полунощницу в 5 часов утра»? Он сказал: «Как только я просыпаюсь, я крещу себя крестным знаменем и тут же говорю слова Священного Писания: «Царствие Божие нудится и нужницы восхищают его. Первые будут последними, а последние первыми. Кому много дано, с того больше взыщется. И вот эти мысли, - говорит он, - помогают себя действительно понудить, чтобы преодолеть этот сон, лень, и кажущуюся немощь. А когда добрался до храма – уже совсем по-другому и все отступает на второй план и ум и душа возносятся уже к духовному».
Слово Божие, которое мы сейчас слышали: «Блаженны слышащие слово Божие и хранящие его. Что значит «хранящие Слово Божие»? Хранящие слово в своем уме. Как однажды сказал епископ Игнатий: как телу потребно достаточное и необходимое количество пищи, так и душе потребно необходимое ежедневное количество молитв и духовных мыслей. Молитва и Священное Писание должно ежедневно питать нашу душу. Известный богослов протоиерей Георгий Флоровский сказал, что все последователи Христовы назывались не иначе как учениками, и если ты не хочешь учиться, то ты не последователь Христов: не для тебя было открыто Евангелие, не для тебя благовествовали апостолы; я не знаю, кто ты и как называешься, но я точно знаю, что ты не последователь Христов, если ты не хочешь учиться.
Поэтому всегда надо себя понуждать. Человек самостоятельно, без всякого труда катится под горку. Но чтобы подниматься в гору даже крошечными мелкими шажками, нужен труд. Не надо дожидаться, когда будет что-то в охотку. В охотку кроме ерунды ничего не будет. Никакого не надо труда, чтобы сидеть за компьютером, часами смотреть телевизор и отравлять до бесконечности свою душу. А встать на молитву или взять в руки Священное Писание – кажется неподъемным трудом. Это помрачение ума, о котором Иоанн Лествичник сказал: « Первый признак помрачения ума, помрачения души – леность к службе и леность к молитве». И именно такими помраченными себя и надо признать, чтоб из этой поврежденности, из этой помраченности, из этой болезни начать искать выход. Если человек не уязвится этой мыслью, что что – то у меня не так, так он и будет до бесконечности духовным инвалидом первой, второй или третьей группы.
Многие говорят – я читаю и ничего там не понимаю. Нам оптинские старцы говорят – исполняй то, что знаешь и откроется то, чего не знаешь. Разве тебе не понятны слова Священного Писания: «Суд без милости не оказавшему милости», «Блаженны милостивые яко тии помилованы будут», «Друг друга тяготы носите и тем исполните закон Христов», «Аще впадет брат в некое прегрешение, вы духовные исправляйте такового духом кротости, наблюдая за собой, чтоб тебе не быть искушенным». «Кротость ваша да будет известна всем человекам». «Всякий кто смотрит на женщину с вожделением уже прелюбодействовал в сердце своем». Если ты это понимаешь, то почему не поступаешь так, как учит тебя Отец твой Небесный?
Вот поэтому и мы в этот святой и праздничный день в честь Казанской иконы Божией Матери призываемся все еще и еще раз внимательнейшим образом просмотреть свою духовную жизнь. Читая Святое Евангелие, поскольку мы все сообщающиеся сосуды, то когда мы наполняем свою душу этой Божественной благодатью, это распространяется на наших родных и близких.
Отец Иоанн (Крестьянкин) раздавал коротенькую молитву: «Спаси Господи и помилуй рабов Твоих (имярек), даруй им телесное здравие и душевное спасение и просвети их Светом Святого Евангелия Твоего». Такую короткую молитву он заповедал читать после прочтения одной главы Евангелия. Чтобы мы, получив эту благодать, перенаправили бы ее на наших родных и близких.
В Оптиной пустыни, еще в самом ее начале, в 1989 году, когда монастырь только открылся, из города Сосенский , что в 15 км от Оптиной пустыни, приехала одна женщина и подойдя ко мне на исповедь, рассказала о своей семейной проблеме, о том, что от нее ушел муж. По беседе с ней я понял, что она далека от Церкви, и я ей посоветовал читать каждый день по главе Евангелия, а после молиться за своего мужа. Примерно через год она снова приехала в Оптину и подошла ко мне. Она рассказала, что выполняла так как я ей сказал, потом стала читать по две главы Евангелия и когда она завершила чтение Четвероевангелия, то услышала звонок в дверь. Вернулся ее муж, который просил у нее прощения и того, чтобы начать все с начала. Она его приняла, постепенно отношения наладились.
Вот так действует слово Божие о котором апостол Павел сказал, что Слово Божие живо и действенно есть.
Дай Бог, чтобы мы его любили, исполняли его. Именно так и определяется самим Христом любовь к Нему. Он сказал: «Аще кто любит Мя , имея заповеди Мои, и соблюдая их , той есть любяй Мя. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам».
А чтобы заповеди соблюдать, их надо знать, иметь в уме, тогда они будут в сердце и душе. Дай Бог, чтобы молитва Матери Божией в этот святой и праздничный день в честь Казанской иконы Божией Матери подвигнули всех нас, чтобы мы возревновали об этом, чтобы мы как эта блаженная Мария избрали благую часть и до последнего часа сидели у ног Иисусовых. Аминь!
архимандрит Мелхиседек