Главное

Расписание богослужений

1Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Дорогие возлюбленные о Господе братья и сестры, только что мы с вами слышали слово Живого Бога: «милости хочу, а не жертвы». И это нам направление, вектор, основание на начало Рождественского поста, на поприще которого мы с вами вступили.

Преподобный Исаак Сирин так и говорит: «Дай телу по силе его, весь же внутренний подвиг обрати на внутреннего человека».

Святитель Иоанн Златоуст сказал о посте: «Пусть постится не только твое чрево и желудок, пусть постятся твой ум, язык, глаза, уши, руки и ноги».

Ум пусть помышляет только о Божественном и добром, и ни о чем богопротивном и греховном. Ибо нам преподобный Исаак Сирин сказал: «Если ты не покоришь своего ума Богу, ты его обязательно покоришь супротивному, и праздный ум — седалище диавола». Поэтому у ума должна быть всегда пища: Божественные заповеди, добрые дела и молитва, для того чтобы исполнить и совершить задуманное и намеренное.

«Пусть постятся твои глаза». Сколько сейчас новостей, событий, бездумной и бездельной траты времени перед телевизором и перед компьютером. Апостол Павел нам говорит, что нужно быть внимательным: «Дорожите временем, потому что дни лукавы..." (Еф.5:15). А что значит «дни лукавы»? В молодости кажется, что дней будет очень и очень много. Человек утром проснулся и ему кажется, что будет очень-очень много времени. Есть одно в духовном плане нехорошее и душевредное слово, которое характеризует время, вернее два слова: „попозже" и „завтра". Помолись - попозже; почитай Евангелие, святых отцов - попозже; сделай доброе дело - попозже; позвони - попозже; помоги - попозже; навести - попозже; отдай - попозже. Или – завтра.. Т.е. «я в принципе не против, но завтра, завтра и завтра». Завтра - это враг сегодня. Мысль о добром деле, мысль о храме, мысль о молитве - это мысль от Бога и исполнение этой мысли должно быть мгновенно. Никаких „попозже" и тем более никаких „завтра". Завтра нам никто не обещал. «Дорожите временем, - говорит нам апостол, - потому что дни лукавы». И поэтому не будем бездарно тратить время на новости; пусть постятся наши глаза и пусть постятся наши уши от этих новостей.

«Пусть постится твой язык». Никакой клеветы, никаких сплетен, никакой пустой болтовни. Как говорит апостол Павел: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим». (Ефес. 4:29). Если ты говоришь целый день о Боге, то ты настоящий молчальник. Если ты молчишь, но помыслами твоими носишься везде, то ты никакой не молчальник, ты настоящий болтун со всеми и везде, и прежде всего с компьютером и телевизором.

И поэтому этим постом не столько обратим внимание на его гастрономические особенности, потому что для нас, христиан XXI века, если мы будем думать, что мы, не вкушая в этот пост мясного и молочного, что мы что-то великое делаем — вообще это ни о чем, если не будет внутреннего делания. Епископ Игнатий сказал: «Не дай Бог вам дать цену телесному подвигу — кроме гордыни это не приведет ни к чему». Не дай Бог ему цену какую-то дать. «Когда сотворите все повеленное вам, скажите: мы рабы неключимые, сделали то, что должны были сделать»

И Божественная Псалтирь нам говорит: «Уклонись от зла и сотвори благо» (Пс.33 15). Вот о чем, надо думать. Не то, что я что-то не делаю: я не сказал, не обидел, не нахамил, не нагрубил, и прочее. Нет, это нужно, но это мало. «Я ничего плохого не делаю», — говорят на исповеди очень часто. Дерево и столб тоже ничего плохого не делают. Но от дерева хоть есть кислород, а от столба, если он фонарный, есть хоть какой-то свет. Если ты ничего не делаешь — какой у тебя долг: «Уклонись от зла и сотвори благо»

Вот и Рождественским постом надо именно об этом и подумать: а что я могу и что я должен сделать по моим силам. Как кто-то из мудрых людей сказал: Делай что должно с тем, что имеешь, на том месте где ты есть». Пусть у тебя маленькие возможности — сделай по твоим силам, начиная со своей собственной семьи, но ею одной только не ограничиваясь.

«Пусть постятся и твои руки». Чего не клал, того не бери. Многие добрые дела мы делаем руками, и злые дела — делаем руками. Пусть постятся твои руки, и пусть постятся твои ноги. «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых». (Пс.1.1).

Это не только ристалище, это не только стадион, это не только форумы и магазины. Когда мы идем на совет нечестивых — как только в руки взяли телефон, в котором есть функция интернет, как только включили телевизор и интернет — это уже есть совет нечестивых. Там что, расскажут, как спасаться, как исполнять заповеди Божии, как творить добрые дела, как понимать Священное Писание? Если так человек использует интернет — это великое дело. А если одни только новости и бесконечное пребывание в контактах — это не просто пустая трата времени, это выхолащивание своей души. Три кирпича положили во время богослужения, молитвы, доброго дела, пришли, включили интернет — 10 кирпичей из дома своей души. «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых». Пусть постятся и твои ноги.

Вот это пост, вот это основание, вот это фундамент. Вот это пост правильный. Именно об этом нам надо всем с вами ревновать.

Перед началом службы я получил несколько звонков и смс-сок. «Батюшка, а что во время поста прибавить к молитвенному правилу?» Это правильный вопрос. Не задал человек вопрос с рыбой - без рыбы, с маслом — без масла, один раз в день — три раза в день — ничего никто этого не спрашивает. Что прибавить и на что обратить внимание? Если ты не читал регулярно утренние и вечерние молитвы — прибавь и дай себе слово, что хотя бы Рождественским постом, но неукоснительно будешь вечерние и утренние молитвы читать. Если читали — прибавьте Евангелие, читали Евангелие — прибавьте по главе Апостольских посланий, это читали — прибавьте по кафизме, это читали — прибавьте по одному канону. Ну, можно на этом остановиться, хватит вам и этого небольшого молитвенного правила. А в общем-то, в беседе с Богом - а молитва это и есть беседа с Богом - никаких ограничений быть не может, потому что все это великое дело и благо.

Одна раба Божия написала: «Батюшка, у меня много грехов, но хочу на что-то особенно обратить внимание, хотя бы постом постараться с этим справиться». И это правильная мысль, все мы очень большие эгоисты, гордецы и самолюбцы. Все остальное проистекает от этого – гордости, самолюбия и эгоизма.

Вот в семье от чего вся беда? Каждый думает о себе. Не охота уступить, смириться, подчиниться, просто подумать не о себе, а о том, кто рядом с тобой. И вот об этом надо думать, а не только о том, есть здесь молоко или нет здесь молока. Это будет правильный пост, когда мы умножили борьбу со своими страстями и подумали о добродетелях, о внутреннем человеке. И когда мы поймем, что ничего из задуманного у нас не получается, только тогда и возникает искренняя молитва и понимание необходимости храма, исповеди, Святого Причащения.

Скажет человек — все, с понедельника всем уступаю. И уступил только лопату на субботнике соседу, потому что она была одна, а их двое. Вот что он уступит. А надо уступать не только лопату, но и вообще по жизни. Человек начинает это пробовать и получается, что раз — смог, два — не смог; три — смог, четыре — не смог. И понимает, что только Божественная помощь и благодать способна нас хоть чуть-чуть изменить и преобразить.

Из храма мы выходим с намерением начать жить по-новому. Только пообедали, только новости посмотрели, еще фильм какой-то прибавили и все. Какие из храма вышли — через полтора часа, чуть больше или чуть меньше — вся та же самая мирская суета и суетливая греховная жизнь.
Дни лукавы и этот Рождественский пост пролетит абсолютно незаметно. Сейчас — праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, потом — святитель Николай, потом подготовка к новогодней мишуре, потом выходные, а потом «Христос раждается, славите». Все будет очень-очень незаметно — то время которое мы должны посвятить своей собственной душе.

Поэтому давайте пост начнем духовно — дай телу по силе его, все же свои силы обрати на внутреннего человека.

И еще, мы сейчас с вами вступили в очень непростое время. В понедельник и вторник я был в Оптиной пустыни имел беседу с отцом наместником, архимандритом Венедиктом. И он рассказал, что у него недавно, еще до событий, связанных с Турцией еще до того, как был сбит наш самолет, один высокопоставленный человек ему сказал: «Отец наместник вы даже не представляете, что мир держится на тонкой нитке и даже еще тоньше». Это было сказано еще до Турции, когда мы поняли на самом деле, что все висит на каком-то волоске. А значит, есть еще какие-то события, о которых мы не знаем.
Но мы твердо знаем одно, что не от оружия, не от «кнопки», не от ядерного чемоданчика, не от разумности или безумия того или иного политика зависят события на земном шаре. Они зависят от благочестивой или нечестивой жизни людей.

Господи, — спросил Авраам, — а если 10 праведников будет в этом городе, погубишь ли его или нет? И ради десяти праведников не погублю, — был ответ. В Содоме и Гоморре не нашлось даже 10 праведников. И были стерты с лица земли огнем и покрыты до второго пришествия под толстым слоем соленой воды, которая именуется Мертвым морем.
А значит, если каждый из нас на своем месте будет исполнять свой маленький христианский долг и вести благочестивую жизнь, то каждая молитва, каждое покаяние, каждое богослужение, каждое доброе дело, каждый маленький подвиг и каждая борьба с грехом и доброе дело — это маленькие нити, которые вплетаются в эту тонкую нить, которая держит этот безумный мир, лежащий во зле, по слову апостола Павла, чтобы он не упал в бездну.

Личная внутренняя жизнь каждого из нас — это маленькая ниточка, которая может работать, или которая может лежать в шкафу в банке с нитками и иголками без всякого употребления. И поэтому, когда возникает мысль, помолиться или нет, пойти в храм или нет, взять в руки Священное Писание или нет — каждый должен вспомнить, и подумать, и задуматься о великой формуле Федора Михайловича Достоевского. Который сказал: «Все в ответе за всех».

Если ты поленился жить духовной жизнью сегодня и сейчас — ты не вплетаешься в эту нитку. И этот канат, он или уменьшается из-за тебя или наоборот, усиливается. И Бог держит этот мир за молитвы и за благочестивую жизнь праведников.

А о том, чтобы мы не очень сильно переживали о тех разных новостях, пророчествах, информации, которую сейчас каждый из нас в связи с этими военными событиями переживает, особо волноваться не надо, потому что всем заведует Бог и Его Промысл. Поэтому не волнуйтесь, ведите благочестивую жизнь, уклоняйтесь от зла и творите благо. Пусть этим Рождественским постом поститься весь человек, пусть каждый идет своим покаянным путем, давая телу по его силе, все же остальные силы направляя на внутреннего человека. И особенно надо смотреть на дела милосердия, к которым призывает нас Господь: «Будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерд». (Лк. 3:36). Аминь!

Архимандрит Мелхиседек.

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция