Главное

Расписание богослужений

Varvara2Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

В этот престольный праздник нашего святого храма в честь святой великомученицы Варвары необходимо всем нам вспомнить о заповеди Господней, об узком и тернистом пути, который ведет в Царство Небесное, о нашем с вами подвиге жизни, ежедневном, ежечасном – есть он или нет. Потому что Господь заповедует нам, говоря, подвизайтесь войти сквозь узкие врата. И апостол Павел нас тоже учит и говорит, «А те, кто Христовы, плоть распяли со страстьми и похотьми».

Наша жизнь в этом мире не место отдыха, а место подвига. И каждый человек, стремящийся к духовной жизни, каждый человек, стремящийся быть похожим на Господа всегда должен себя понуждать к добру, к правде, кротости, милосердию, смиренномудрию каждый день и каждый час, потому что очень легко с горы скатываться и очень тяжело на гору подниматься. Проще катиться вниз, чем подниматься по ступенькам вверх.

С чего может и должен начаться наш путь духовной жизни – с понуждения себя, ибо Господь так и говорит: «Царствие Божие нудится и нужницы (то есть употребляющие усилие) восхищают его».

Если ты ничего не сеешь, то ты ничего и не пожнешь. «Сеющий щедро, щедро и пожнет, а сеющий скупо, скупо и пожнет. И поэтому с первого момента, как только мы просыпаемся, вместе с нами, к большому сожалению, просыпается и леность. Тут же помыслы, мы только проснулись одна секунда подойти тебе к будильнику, погасить его и тут же мысль – перевернись, поспи еще пять – десять минут. Вставать так сложно, вставать так тяжело, так тепло под одеялом, и вдруг еще опять этот день, опять эта работа, опять эти обязанности, труды, ты такая уставшая, ты такая немощная, еще немножечко, еще чуть-чуть. И человек, вместо 6 часов утра, на которые был заведен будильник, просыпается в 7, вместо 7 просыпается в 8, вместо 8 просыпается в 9, вместо 9 просыпается в 11 и так теряет драгоценнейшее, ценнейшее время.

Старец Эмилиан Греческий говорит, что как только ты проснулся, ни одной секунды не задумывайся над твоим здоровьем. Как только ты подумаешь над этим, начнешь размышлять, рассуждать и бес обратно тебя уложит в постель и так ты будешь терять бесценнейшее, драгоценнейшее время. «Царство Небесное нудится и нужницы восхищают его».

И однажды Иоанн Лествичник так и говорит, с чего начинается подвижничество. Он говорит, подвижничество начинается с того, чтобы после того, как проснулся, тотчас вставать, чтобы там ни было. На молитву, на работу, на службу, но вставать тотчас не давая себе никакой жалости, потому что никакие пятнадцать минут лежания не прибавят нам здоровья, никакие полчаса ничего не дадут. Никакого толка не будет, потому что ночь проспала, какое есть здоровье, такое и есть, 15 минут его не изменят.

Наоборот, святые отцы назывались не иначе как подвижниками. А кто такой подвижник, а тот, кто много двигается, двигается физически, двигается и духовно. Но если ты даже не двигаешься физически, как же ты будешь тогда двигаться духовно?

Старец Макарий Оптинский говорил: «Всем бы желалось, лежа на перине, перевернуться и оказаться в Царствии Небесном». Но так не бывает. Духовная жизнь – это всегда понуждение. Это труд, это подвиг. Кто-то из мирских людей сказал, что труд даже состоит в том, чтобы взять ложку и поднести ее ко рту. И то это уже труд. А уж тем более в жизни духовной.

Вы должны прекрасно знать и прекрасно понимать, что по настроению, с желанием, с радостью, с любовью мало у нас бывает и получается. Только тот человек, который всем сердцем и всей душей любит Бога он встает мгновенно, молится мгновенно. Добрые дела делает мгновенно, просит прощения мгновенно, уступает мгновенно, поет и служит Богу мгновенно. Его не надо тянуть за уши, ему не надо никакой ни палки, не понуждения. Он все делает по любви. Такие люди бывают, такие люди встречаются, но чаще мы живем по чувству долга. Долга христианина, долга матери, долга священника, долга бабушки, дедушки, долга мужа, жены. Не всегда это бывает в охотку, но есть такое слово – должен. Иоанн Лествичник сказал, что тот, кто делает по чувству долга, делает и живет, тот получает великую помощь Божию, а тот, кто делает по любви, сподобляется от Бога не только помощи, но великой милости и благодати.

И старец Паисий Афонский говорил, что если человек делает что должно и еще немного, он за это сподобляется великой милости Божией. У нас кругом и везде одна халтура, и в духовной жизни то же самое. Быстрее прочитали кафизму, книжку закрыли – ой, слава Тебе, Господи, кончилась кафизма! Что ты сделал? Ты в «двадцатке» прочитал по долгу, и сподобишься великой помощи Божией. А если бы после этого ты бы положила 10 земных поклонов за своих родных и близких, потом 10 поясных поклонов, потом «Богородице Дево, радуйся...» 12 раз, что заняло бы всего 5 минут, то ты сделала по долгу и еше немного. И, вот старец Паисий говорит, что за это немного, которое от сердца, от любви, человек сподобляется великой благодати и милости Божией.

Но это же понуждение и это понуждение у нас каждую секунду. Понуждение – сказать, понуждение – промолчать, понуждение разложить, сделать все в доме, прибраться, сделать другому человеку, чтобы ему было хорошо. Это все – понуждение. Простить – понуждение, не обидеться – понуждение, не услышать слово осуждения или, как нам кажется, обидного слова – это все тоже понуждение. Это работа души. И иначе нельзя. Иначе нас страсти, бесы, диавол раздавят. Если не будет всегдашнего понуждения себя к добродетели. Борьба со своей леностью, со своей костностью, со своим нежеланием не только жить по любви, но и исполнять свой долг, который есть в жизни у каждого из нас.

И поэтому надо начинать с чувства долга, а от чувства долга уже переходить к любви, и переходить к делам милосердия уже по зову уже своего собственного сердца. « А те, кто Христовы, плоть распяли со страстьми и похотьми».

И о том, что всегда себя надо нудить, всегда надо с этой ленью, которая рождается и просыпается вместе с нами, и об этом всегда помнить. Как однажды святитель Филарет, митрополит Московский : один священник пожаловался на диакона, который в течение года не произносил положенных ему по расписанию проповедей, ссылаясь на болезнь, ссылаясь на занятость и неподготовленность. И тогда на этом письме, Филарет, митрополит Московский пишет следующую резолюцию: « Болезнь, в результате которой диакон не произносил положенных проповедей, но в тоже время в течение года регулярно служил, называется не иначе как леность. И поэтому благословляю на две недели отстранить его от богослужения. Чтобы он имел возможность и время и силы благополучно подготовиться к проповеди и исполнить свой долг».

Вот как святитель Филарет Московский говорит – эта болезнь начинается не иначе как леность. А то мы все говорим, есть такое в кавычках нехорошее волшебное слово: «приболел». Могу не стирать, могу не готовить, могу не читать, могу не молиться, могу в храм не ходить – «приболел». И что из этого? Освободил себя от Бога. Больничный получил. Многие люди замечают, чем больше себя, казалось бы, в чем -то ущемишь, в телесном, не передохнул, себя немножко понудил от одного праздника к другому прийти, себя немножко в телесном не пожалел, и вдруг, хотя в телесном себя не пожалел и сил не должно было быть, по-человечески, а оказывается совсем наоборот. Человек себя понуждает, теряет свои физические силы немного, и вдруг у него наоборот, силы прибавляются. А тот, кто лежит и спит до 10-11 часов, просыпается разбитым и думает, как бы после обеда сделать тихий час и опять бы полежать. Потому что очень устал отдыхать. И такое в нашей жизни бывает и встречается.

В этом подражайте подвижникам, чтобы болезни некогда было вас схватить, чтобы вы все время от нее бегали, болезнь за вами, а вы от нее – в храм, в храм прибежали, двери закрыли и она уже стоит за дверьми, войти не может потому что здесь благодать ее выталкивающая, здесь ладан, здесь молитва, здесь Святое Причастие, здесь благодатное пение хора, здесь благодать Святого Духа, которая всю эту нечисть от нас отгоняет. Но себя то надо понудить. Как однажды один священник приходит в храм, его перевели с одного прихода на другой, и он заметил, что там уже сидит бабушка. Он смотри, а она сидит и у нее клюшки. Одно воскресение он это замети, что она первая в храме, второе, а на третье воскресение после службы подошел и познакомился с ней. И спросил:
- Как тебя зовут?
- Раба Божия Татьяна
- С какой ты деревни?
Она называет село.
- А сколько оно километров отсюда?
- Три километра.
Тогда он спрашивает:
- А тебе не тяжело в такую даль приходить в храм на костылях?
И она ему говорит:
- Тяжело, батюшка.
- А как же ты приходишь, да еще раньше всех?
- Отец Сергий, прежде чем пойти в храм моим ногам, туда вперед идет мое сердце.

Я хочу, я желаю. Я буду. Я пойду, я должна, я люблю, это радостно, все мозги препобеждают и мысль предпобеждает даже телесную физическую немощь. Как она предпопеждала у мучеников и давала им силы. Вперед шла мысль «Это ради чего все это сделаешь, страдаешь и переносишь? – Ради Бога, ради Царства Небесного». Тяжело жить по-христиански – тяжело. Тяжело быть мучеником – тяжело.

Тяжело исполнять свой долг – тяжело. Кто-то из святых сказал, но еще тяжелее не быть христианином , не исполнять свой долг, не любить Бога и не быть мучеником еще тяжелее. Потому что все тогда это бессмысленно. Тогда жизнь есть, страдания есть, болезнь есть – а она бессмысленна. Потому что ты не ради Бога все это переносишь. А так сложились обстоятельства. Болеть все равно все болеют, умирать все равно все умрут, но надо болеть страдать и умирать со смыслом, ради Бога и понимать что это такое – что все это только временно, это испытание, это твоя верность Богу. За что ты Его любишь? Только за одно хорошее, за конфетки? Или ты его любишь как Отца, как мать? Мы маму любим не только тогда, когда она нас гладит по голове, но и тогда, когда ругает, и тогда, когда наказывает. Она мама!

Так и к Богу мы должны относиться. Любить его всегда. Везде и при любых обстоятельствах и мало того, свою любовь выражать делами, поступками и молитвами. Тот, кто не молится – тот не любит. У меня, говорит, нет времени. У тебя не времени нет, у тебя нет веры, и нет любви. Потому что, если бы у тебя была вера и настоящая любовь к Богу, тогда бы ты нашла бы и время, и место. Как вот эта бабушка – с клюшками за три километра.

Поэтому нам всем надо и малым и великим, и тем кто в храм ходит в течение года, и тем кто в храм ходит в течение двадцати лет, просить у Бога самого главного – «верю Господи, помоги моему неверию!» Диавол без конца искушает, заглушает в нас огонек ревности, огонек понуждения, огонек долга и любви все время своими погаными огнетушителями. В нас постоянно заливают и гасят этот огонь. Только решили – завтра. Только захотели – потом. Только собрались на молитву, на доброе дело – чуть-чуть попозже, только собрались вечерние молитвы читать – ой, сколько еще дел, а потом – ой, уже одиннадцать часов, у меня давление, я уже устала, какая же это молитва – это не молитва, это уже празднословие, Господи прости меня грешную! – и в кровать.

А вот, когда все во время, когда только мысль первая – надо помолиться, тут же надо ее исполнять. Первое дело – надо помириться – тут же иди мирись. Первая мысль – надо позвонить и узнать как здоровье – тут же звони. Забудешь, закрутишься – вот это духовная наша косность, наша леность, которая с нами просыпается и живет. А мученики так не жили.

Великомученица Варвара такой стала не сразу. Потому что каждый день и каждый час исполняла свой христианский долг. А чтобы не получилось так, Ой мы Бога любим, ой, мы за Него пострадать готовы, да если придет печать антихриста, когда с одной стороны положат крест, а с другой стороны положат хлеб, и скажут выбирай, или крест или хлеб, нет, я тогда выберу крест. Как ты можешь выбрать крест, какие у тебя в этот момент будут мужество, вера и силы, если ты ради Бога говоришь, что готова на смерть, но не можешь встать ровно по будильнику. Когда не можешь простить, когда Бог призывает тебя к прощению, когда не можешь потерпеть, когда Бог призывает тебя к терпению, когда не можешь делать добрые дела, когда тебя Бог призывает к этому. Каждый день и каждый час. Мучениками становятся в течение жизни. Подвижниками становятся не в одночасье. Это труд и это подвиг каждого дня и каждого часа.

Поэтому будем возлюбленные о Господе братья и сестры в этот святой и праздничный престольный праздник нашего святого храма молиться святой великомученице варваре, которая получила благодать молиться о христианах, чтобы они свою христианскую кончину закончили в вере, в благодати, в истине, и не остались без таинства Святого Причащения. Ей дана такая великая благодать молиться о верных людях.

Будем молиться ей, чтобы по ее молитвам умножилась в нас вера, чтобы мы делали не только по чувству долга, но делали и по любви. Делали не только что должно, но и еще немного, понуждая себя сделать послушание, сделать доброе дело, сотворить молитву наилучшим образом. Как апостол Павел говорит: «все что делаете, словом или делом, делайте от души, как пред Богом, а не перед людьми». Когда человек так станет себя понуждать, в ту лихую годину, если мы до нее доживем, тогда привыкший человек себя понуждать, человек привыкший через себя переступать, привыкший человек заставлять себя к страданиям, к терпению, к несению своего креста, тогда, когда предложат ему хлеб и крест, человек привыкший каждый день выбирать крест, он и тогда выберет крест. А человек привыкший каждый день выбирать хлеб вместо креста. А под хлебом подразумевается все остальное кроме терпения и кроме страдания, привык выбирать только благополучие этой жизни, тогда в последнюю эту минуту дрогнул, так чтобы мы не дрогнули. Каждый день и каждый час будем призывать всесильную помощь Божию, прося с верой любовью и долготерпением нести свой жизненный крест, помогая нести этот крест и тем людям, которые вокруг нас, любить крест потому что это любовь Господня к каждому из нас.

На кресте Господь распялся, мы несем крест, а крест по жизни несет каждого из нас. Поэтому будем молиться святой великомученице Варваре об укреплении нас в вере, нашей любви, нашей надежды на Бога и пусть ее святыми молитвами хранит Господь каждого из нас на всех путях нашей жизни, чтобы мы любив Церковь, любив святую исповедь и святое причастие, чтобы и мы сподобились его и сподоблялись , как мы читаем в благодарственных молитвах до последнего нашего издыхания, были с Богом, были с Церковью, были причастниками, были с любовью, были с миром с людьми и с Церковью и с Самим Богом. И тогда будет Царствие Божие уже сейчас среди нас, пришедшем в силе. Когда человек с крестом, когда человек с Богом, когда человек с верой и с любовью и с чувством долга с понуждением к подвигам – это уже Царствие Божие пришедшее в силе.
Святая великомученица Варвара моли Бога о нас! Аминь!

архимандрит Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция