Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Нынешняя воскресная служба, как вы знаете, братья и сестры, посвящена памяти святых праотцов. Это прежде всего первый человек Адам согрешивший, но и покаявшийся. А так же череда тех Божиих людей, которые в условиях послерайской тяжелейшей исторической жизни восстанавливали связь с Богом живым, с Богом-Отцом и продолжали жизнь человечества для того, чтобы дождаться прихода дня Господня, пришествия в мир Господа, Творца этого мира Спасителя Иисуса Христа.
Вчера мы слышали много славословий, вспоминали великие имена – Авраама, Иова, Даниила, пророков иных. Сегодня же к нашему духовному удивлению в тех основополагающих материалах чтения Евангелия, святых апостолов, подобранных на этот день, мы видим, что речь пойдет не о них. Как бы отменяется это юбилейное празднество. И здесь для нас скрыт величайший смысл, который я постараюсь кратко изъяснить, а мы с вами должны постараться взять это в разум.
Сегодняшняя притча говорит о том, что в определенное время, в последнее время, Бог для сына Своего воздвигает пир. Воздвигает, потому что в другом месте, в 25-й главе у Исаии пророка говорится, что в определенное время будет на горе Синай открыт для всех народов некий пир. И дальше говорится о том, что Господь возвещает специальным посланникам, призывает на этот пир всех званных, всех тех, кто должны были долго к нему готовится, и его ожидать. И ради него они жили, и жили их отцы. И вот эти самые, говорит Евангелие, как бы сговорившись, начинают откликаться. Один говорит Царю: «Я пошел и землю купил».
Какую землю? «Господня земля и исполнение ее». Он пошел ее смотреть. Как можно смотреть землю, которая тебе еще пока не по силам возделать. Не принадлежит она тебе.
Другой сказал: «Я поял жену», то есть свое отдельное счастье. Отдельное от общего несчастья свое счастье. Это ведь невозможно.
Третий пришел и сказал: «Имей меня отреченным, я купил пять пар волов. Иду их смотреть. Это ведь нужда. Я не могу не возделывать землю, которая мне не дает свои силы. Я должен укрепить свои производительные силы. Имей меня отреченным».
И Господь разгневался, говорится в притче. Разгневался на такое бесчестие и на такую как бы самоубийственную волю этих званных людей. Они не были достойны. Он посылает слугу Своего, чтобы дальних собрать. Это делается дважды. Об этом мы скажем по-другому, и может быть в другой раз. Сейчас нам важно понять, что за этим стоит странного в несостоявшихся язвах званных к пиру. Но сначала поймем, что пир этот есть особое действие, которое относится ко всем народам, которое относится ко всему Адаму. Как в первом Адаме мы все согрешили, и все восходит туда, и мы от него несем свою греховную зависимость. Так этот пир избирает от потомков Адама тех, которые будут достойны принять полное изменение бытия, ситуации в жизни, принять в мир Самого Господа Иисуса Христа. И не только в мир, но принять Его в свою жизнь, в самую сердцевину своей жизни Самого Творца, Самого Спасителя мира в качестве нового Адама, нового человека, который Своим пришествием не только исправит все, не только нас искупит от власти греха и смерти, но и даст нам Себя, Самого Себя, как начало новой жизни, наше все.
Именно поэтому святая Церковь, как я думаю, забывает о славе и трудах и подвигах других праотцов, потому что взошло солнце во вселенную, и все даже самые яркие звезды стали невидимы. Это не значит, что они будут забыты, но все, что было прежде, все, все условия бытия, наши привычные опоры, привычные какие-то способы выжить, привычные способы Богу угодить – все они остались позади и стали уже невозможны для нас. Прежнее прошло, как будет сказано много раз в Священном Писании. «Се творю с умом». И это все новое есть та тайна, о которой говорит в том же послании к Колоссянам святой апостол Павел, которое сегодня читалось. «Тайну, сообщаю вам тайну, сокрытую от веков и народов». И объясняет: «Христос в нас, упование и слава». Не было такого никогда, и никому это в голову не могло прийти. Но пришло это – Христос дает Себя всесторонне верным Своим. Как Он дает Себя? Прежде всего, Он совершает дело истинного служителя. Здесь Он на земле показывает как жить со властью человеку Божьему.
Вот все Евангелие – это пример богоугождения, но не раба, а Сына Божия. И первое, что мы здесь должны понять, вернее даже почувствовать, вернее, даже принять в самую основу своей жизнедеятельности, мировоззрения, это то, что мы, христиане, уже не рабы, уже не чуждые Богу, но некие властные исполнители воли Божьей. Воля Божия есть наше освящение, говорит Писание. Воля Божия есть преобразование этого мира и уход от него. Преобразование своего мира через опознание в себе Бога. Бог теперь не вне нас, а в нас. Еще раз: «Великое благочестия таинство» Бог в нас, а через нас и во всем мире. Мы деятели, мы должны знать, что мы имеем власть жить. Раньше мы жили как рабы, как изгнанники, как странники. Теперь мы странники, но божественные странники.
В первой главе святого Евангелиста Иоанна, в его Евангелия говорится, что поверившим во Иисуса, как Бог-Отец дал власть быть и жить как чада Божии. Власть быть чадами Божьими. И вот это нам всем сейчас и нужно принять в разум. Это значит, что мы восприняли все, что имеет Христос. В своем крещении наше прежнее житье отменено и прошло. И если мы этого еще не поняли, то мы и не вошли в нашу жизнь христианина и не стали тем, чем должны быть. А христианин возвышен над всем прошлым, настоящим и будущим. Над всем миром возвышен он. Христианская душа не стоит целого мира, говорит Господь, и призвана быть солью земли и светом миру. Жить со властью это значит воспринять всерьез силу, с которой Христос нас обновил. Мы ее имеем в крещении святом все прежнее, все, чем он жил, надеялся, утверждался на земле или держался за жизнь, чем он спасался. Все должно быть совокупно принесено в жертву Богу и умерщвлено.
Об этом говорит одна из величайших и очень подходящая к сегодняшнему моменту русский сказок, хорошо названная «Козьма Скоробогатый». Там один забытый человек призывается тоже на пир. И ему обещается вот это мгновенное и всесветлое богатство, но выставляется условие. Он должен принести в жертву все, что накопил когда-то, причем в полноте сорок сороков. Приносится от лица его сердца сорок сороков волков, медведей и куниц. Вся полнота его прежнего ветхого благосостояния, богатства, то, в чем он усиливался, в чем он успевал, то, за что он держался. Доброе и не доброе, хорошее и плохое – все это приносится в жертву Богу. И Бог принимает это в Своей истинен. И как Он это принял? Он загоняет это все в Свои загоны, и когда завершается полнота этих приношений, Он все это уничтожает. И только потом приводит человека этого к катастрофе, то есть он погружается в воду крещения. И оттуда Сам Царь его поднимает, облекает в царские одежды и на браке Своем дает ему вечную славу, новую жизнь. А уже затем, когда он в таком обновленном состоянии принял Христа в себя, Он обращается к нему и говорит: а где же теперь твое богатство? А тот не знает. И последующие события показывают, что богатство это весь прежний мир, который нужно воспринять как свое достояние.
Все о Господе нам принадлежит. Это та жизнь христианская, которая нам заповедана нас обновившим Христом. Мы должны поистине все, что было потеряно в грехопадении, своими трудами, властными трудами о Христе поистине принести это все это Богу. А Бог такого человека вводит в недра Пресвятой Троицы. Вот такая перспектива сегодня нам была представлена. Очень многие христиане этого не понимают. Очень многие христиане живут еще ветхой жизнью. Очень многие христиане стараются хоть как-то закрыться от истины Бога в своих каких-то иногда добрых делах. Но если они сделаны еще по ветхому мышлению как бы без особой надежды и без этой власти христианской, которую они в себе не познали. Царство Божие в нас самих, говорит Господь. А мы все еще думаем, что Бог где-то там, и Он следит за нашими греховными преступлениями. Пока это так, мы находимся в безнадежном состоянии, мы идем и пытаемся выжить в той жизни, которая оставлена уже Богом.
Сегодняшняя слава праотцов вспыхнет заново только тогда, когда мы на нее посмотрим от нас спасшего и усыновившего Христа. От Него все. Им, о Нем и для Него всяческое состоялось, и мы Его. Вот это надо взять в середину своей всей жизнедеятельности. Отсюда все наше. В другом месте апостол говорит: «... все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше; вы же – Христовы, а Христос – Божий».
Вот состояние, которое нам сейчас принадлежит. Обязательно в него надо войти. И это состояние есть не состояние какого-то мгновенного нашего преображения. Это было в крещении, да. Но затем открывается тот самый пир для всех народов на Синае, о котором говорил Исаия пророк, и о котором в сегодняшней притче говорит нам Господь. Это значит постоянно жить по Божьи, именно по Евангелию, именно как Христос. Каков Христос, таковы и Христовы. В нас тот же дух, и в нас Его сила. Вот это усыновление Его, которое мы получили в таинстве рукоположе-ния или миропомазания, эта та божественная сила, которая не отнимается у нас никогда. И мы в этой жизни пируем. А как пируем, весело? В каком-то смысле да. Хотя Христос, смотрите, обещал нам мир своим пришествием, и ангелы воспели с Его пришествием мир. И апостолы: «Он мир ваш, который настоящее соединил».
А на деле по фактам мы видим страшное историческое бытие потом. И в жизни каждого христианина сколько скорбей, сколько неожиданностей, сколько того, чего не понимает простой плотской разум. Как это? И это пир, потому что сила Божия совершается в немощи. Верующий человек не может быть опрокинут никакими событиями. Он чувствует в себе такую основу, которая не трепещет, даже если горы подвинутся. И когда Он видит, что мы можем вслед за апостолом сказать: благословен Бог, Который дает всегда побеждать о Христе, вот это и будет настоящим пиром. И то, что мы перестаем жить только нужданною жизнью, по нужде, как это было прежде, это значит, что мы отказываемся видеть все от своего себя, от своих нужд, от своего видения – «я хотел, я не мог, я не успел, мне не додали, я, я, я...». Это исчезает в нас. И мудрость Божья, которая в нас есть, она засматривается на дальнейшее, мы по-Божьи мы начинаем все это видеть: если мне сейчас не хорошо, может это хорошо тем, что будет хорошо кому-то другому, через меня пойдет благовестие дальнейшее. Дальше, на другие земли, на другие народы, на другие семьи, потому что человека видят, что как Иов повержен, и видят, что от этого он только светлеет, крепчает, что в нем есть нечто нетленное. По слову Писания: знайте, что человек создан Бо-гом для нетления. Это вот и есть пир. И отсюда неисследимое богатство Христово во всем, во всяком нашем деянии. Мы начинаем пользоваться прежде неизвестным нам раньше умом. Ум Хри-стов, как говорит апостол Павел. Мы имеем ум Христов, и мы – все видим по-Божьи, иначе. И мы учимся все глубже и глубже по-Божьи возделывать этот мир и овладевать им. И тогда праотцы начинают подниматься в своем величии, хотя прежде мы не могли этого как следует уразуметь.
Вот к этому пиру призвал нас наш Спаситель, Господь наш Иисус Христос. Никогда Он не позволит нам быть довольными на этом пиру, пока мы не соберем последних. Об этом, кстати, в сказке «Репка» хорошо. Пока последнюю мышку из подполья не достали, и она не взялась за это дело, не дался им этот единый благословенный плод на весь мир. Вот так мы должны знать себя, служителей Божиих, как детей Божиих, которые действуют со властью, которых нельзя смутить, которых нельзя испугать, нельзя огорчить и которые живут уже вселенской жизнью. На весь мир живет христианин.
Да будет имя Господне благословенно отныне и во веки. Аминь.
протоиерей Алексей Сысоев