Мы начинаем публиковать ответы настоятеля нашего Подворья игумена Мелхиседека на вопросы о христианской жизни.
Если вы хотите задать вопрос настоятелю, то вы можете задать его в разделе "Вопрос - ответ" с пометкой для настоятеля. Ответы на эти вопросы будут периодичеси публиковаться на сайте.
В дальнейшем предполагается публиковать регулярные видео-ответы на вопросы.
Десятого марта умер мой друг. Я не знаю, был ли он крещен, но уверен, что человек он был верующий. Могу ли я молиться за упокой его души и заказывать службу? Чем можно помочь? Как нужно поступить на поминание его на сороковой день?
Дорогой Андрей, дело в том, что для нас милостью Божьей есть возможность молиться за наших родных и близких, за наших друзей, но если мы не уверены, крещен человек или нет, тогда домашняя келейная молитва не возбранена никому. Единственное, конечно, что если мы до конца в этом не уверены, то записки в алтарь с выниманием частицы мы подавать не можем, а можем молиться дома в надежде на милосердие Божье. А может быть, и был крещен, а если не был крещен, то самые последние минуты его жизни с призыванием Имя Божье, когда расстается человеческая душа с телом – мы не знаем об этом примирении человека с Богом, о том, как он молился и поминал Имя Божье. Дело в том, что разбойник, покаявшийся на кресте, оказывается, тоже был некрещеным, а первый вошел в рай. Я не говорю о том, что мы должны не очень внимательно относиться к крещению как таковому, но мы должны не забывать и о том, что и милосердие Божье тоже реально присутствует в нашей жизни. Поэтому ваша келейная домашняя молитва за своего некрещеного друга возможна и, конечно же, будет полезна и необходима ему.
Я почитаю память святителя Спиродона Тримифунского, и у меня не было возможности пойти в храм, поскольку я была на работе. Но я из Интернета на монитор во весь экран вывела икону Святому и из Акафиста прочитала ему тропарь, кондак и молитву. Можно ли так делать?
Дело в том, что компьютер и монитор – это достижения двадцать первого века. Как, например, ножик: ножиком можно порезать палец, а можно порезать им хлеб, или торт, или пирожное. Так и здесь: выведя икону Святого на монитор и помолившись ему, конечно, вы сделали благое богоугодное дело, не имея возможности пойти в храм Божий. Поэтому лучше быть со Святыми на работе, чем, оставаясь на работе, только мечтать о том, как бы помолиться, но не молиться на самом деле. Поэтому дело – благое, угодное и совершенное. Раз нет такой возможности быть непосредственно в храме, помолиться можно. А вот если бы вы наоборот поступили: были бы дома, имели возможность пойти в храм Божий, но заменили его компьютером и молитвой перед компьютером – конечно, это было бы неправильно. Поэтому Бог вам в помощь, когда память Святых, и мы вспоминаем, таким образом воспроизводим их иконы. Слава богу, что есть такие православные сайты, и особенно один из них – это календарь. Есть такой сайт в разделе религии, который публикует иконы Святых, тропари, кондаки и молитвы в день их памяти. Поэтому вы поступили совершенно правильно и богоугодно. «Можно ли мне, мирянину, молиться по четкам наедине с собой? Четки – деревянные, их тридцать три и с крестом с кисточкой. Они не освящены, но я хочу в ближайшее время их освятить в церкви. Можно ли мне молиться по четкам?» Дело в том, что независимо от того, с кисточкой они или без кисточки, тридцать три шарика или нет, или как у меня вот эти четки на сто. Когда я был в армии, у меня вообще были четки, связанные из нитки, а когда я работал в больнице, то у меня были четки, сделанные из ниточки белого цвета, так что на фоне белого халата они были незаметны. А освящены или нет – они освящаются фактом самой молитвы. Конечно же, четки являются дисциплинирующим предметом для человека, поэтому есть, например, маленькое задание. Я в день буду читать пятьдесят Иисусовых молитв: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», - и четки помогают, дисциплинируют молитву человека. И можно не только наедине, дома молиться, но и в те длинные службы (под благословение духовника, во время литургии, во время всенощного бдения), конечно же, мирянам, но так, чтобы это особо не афишировать, маленькие четочки на тридцать. Можно и нужно молиться по четкам – это будет подспорьем нашей с вами молитве.
«Совсем недавно на своем нательном кресте, рядом с крестом, в нижней части, разглядел большие печатные буквы: МЛРБ - и мне было непонятно, что это за аббревиатура, и что означают эти буквы».
Дело в том, что действительно на многих крестах есть сокращенные слова, которые обозначаются этими буквами: МЛ – «место лобное» и РБ – «рай бысть». Так подписывается Голгофа, на которой водружен крест Христа Спасителя. Кстати, вот на этом кресте – вот сейчас совершенно случайно: здесь тоже обнаружилось. Вот как раз здесь тоже есть эти буквы: МЛРБ. – «Место лобное рай бысть». А почему рай бысть? Потому что крестом Спасителя, его крестной жертвой был возвращен человеку потерянный рай. Кстати, еще: этого вопроса нет, но здесь еще часто пишут: ГГГА – «Гора Голгофа голова Адама». Вот оно здесь есть, вот ГГ - «Гора Голгофа», и внизу иногда еще пишут ГА - «голова Адама». Вот как раз «голова Адама». Вот такой ответ на ваш очень интересный и внимательный вопрос, потому что многие носят кресты, на которых есть эти буквы, а толкование, что означают эти буквы, не все знают.
«Обычно готовясь к исповеди, я пишу список грехов, и раньше старалась назвать их все сама, но при этом часто что-нибудь забывала упомянуть. Потом как-то сложилось, что список я стала отдавать духовнику. Он всё сразу же прочитывает, что-нибудь спрашивает и так далее. Можно ли исповедоваться по бумажке?»
Ну, это чисто такой, технический вопрос, связанный с исповедальной практикой. Действительно, когда множество народа, особенно сейчас, накануне Святой Пасхи, накануне Великого Четверга, то действительно, для того, чтобы сделать исповедь концентрированной, чтобы исповедь сделать внимательной, осознанной, действительно полезно свои грехи сначала написать на бумажке, чтобы она была как бы некой шпаргалкой, подсказкой. А если мы даже во время исповеди теряемся, не можем прокомментировать эти грехи, то иногда священник и сам прочитывает про себя эти грехи, и если надо, задает какие-то вопросы, чтобы мы объяснили ту или иную ситуацию. Если же опрос не был задан, то священник, прочитав вашу исповедь, написанную на бумажке – конечно же, такая исповедь состоялась. Потому что вы готовы были сами всё это сказать, но из-за волнения, многие люди заикаются, иногда это бывает в первый раз, поэтому исповедь по бумажке, конечно же, возможна и допустима, потому что она делает исповедь более организованной и более концентрированной. А если есть возможность своими словами всё рассказать, когда нет такого количества людей, когда это на буднях, когда священник располагает достаточным временем, то, конечно же, можно тогда и своими словами. Поэтому разницы нет, сказали вы своими словами, или ваша исповедь была написана на бумаге. Самое главное – это искреннее осуждение самих себя перед Богом. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», - говорит нам псалмопевец Давид.
«Как подготовиться к первой исповеди?»
Действительно, момент очень важный, и еще есть такое понятие: "Генеральная исповедь? Есть, мы знаем, такие понятия, как «генеральный директор», «генеральная доверенность», а тут такое понятие «генеральная исповедь». Это что, исповедь генералов?» Это не исповедь генералов, а это исповедь за всю жизнь. И как подготовиться к первой исповеди? Конечно, первая исповедь должна быть исповедью с того возраста, с какого мы себя помним, надо по возможности выбрать, договориться заранее со священником, что она будет не короткой, что это будет исповедь первая, что эта исповедь будет генеральная. И тогда священник, понимая, что это первый «прием пациента» для духовного очищения, духовной операции – конечно, этому надо уделять особое время на буднях. А готовиться к ней надо, заглянув в свою собственную совесть и в свою собственную жизнь и сравнив, конечно, свою жизнь с десятью заповедями Моисея и с девятью заповедями блаженства, которые изложены в Евангелие (а заповеди Моисеевы изложены в Ветхом Завете). И необходимо, конечно же, перед этим прочитать Евангелие, а особенно – Нагорную проповедь: пятая, шестая и седьмая главы от Матфея. Это такое, как бы еще более краткое Евангелие, еще более краткие заповеди Божьи. И есть замечательная книга отца Иоанна Крестьянкина, почившего старца – она так и называется: «В помощь кающимся», чтобы человек смог подготовиться и узнать о тех наиболее распространенных недугах души, которые мы именуем в церкви грехами. Чтобы можно было то, что действительно в жизни я сам успел натворить или совершить – я все это смог бы потом священнику один на один рассказать, всё это из души выкинуть, убрать, уврачевать, чтобы начать новую жизнь с чистого листа. Поэтому первая исповедь – она должна быть: конечно же, молиться Богу, что «Господи, дай мне чистосердечно всё вспомнить!» - и всё искренне, не сваливая ни на жизнь, ни на обстоятельства, ни на время, ни на соседей, а самого себя искренне перед Богом осудить. И потом, самое главное, что совесть – она всё подскажет, потому что наша совесть – она, конечно, Богом нам дана вместо всех книг. Поэтому можно тысячу книг прочитать – и ничего на исповеди не сказать, а можно, так сказать, уже крик души, и это уже будет настоящей исповедью перед живым Богом.