Главное

Расписание богослужений

DSC 3478Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Явился днесь вселенней, и Свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя, пришел еси и явился еси, Свет неприступный»

Такими словами, возлюбленные о Господе братья и сестры, святая ныне наша матерь Церковь своим духом, просвещенным умом называет нашего Бога – Светом непреступным. Сегодня мы с вами празднуем день, который именуется днем Святого Крещения. В этот день Господь наш Иисус Христос, который пришел исполнить всякую правду, приходит креститься от Иоанна в водах иорданских. Чтобы исполнить всякую правду, приходит, не имевший никакого греха, креститься во очищение грехов, потому что именно так крестил некогда на Иордане святой Иоанн Предтеча. Мы помним, что как только Его увидел Иоанн, он провозглашает всему израильскому народу: «Се агнец Божий, вземляй грехи мира». И с этого момента начинается шествие на Голгофу Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Помните картину Иванова, на которой изображен этот момент явления Христа народу. Иоанн Предтеча показывает рукой: «Се агнец Божий, вземляй грехи мира». Вот для чего приходит Господь: исполнить всякую правду, освятить эти воды иорданские, чтобы впоследствии взять на себя грехи всего мира, грехи тех людей, которые жили до Христа, которые жили при Христе, и грехи тех людей, которые будут жить после Христа Спасителя. В этот момент Бог-Отец не оставляет Своего возлюбленного Сына, но говорит Ему и всему народу израильскому: «Сей есть Сын мой возлюбленный, о немже благоволих», Того послушайте. И этот день называется не только Днем Крещения, но еще и Днем Богоявления, потому что именно в этот момент, в момент крещения Господа Бога нашего и Спаса Иисуса Христа всему народу израильскому и через него всему миру была явлена тайна Святой Троицы: Господь крестился – Сын Божий, Дух Святый в виде голубя сходил на Его пречистую главу, и глас Отца свидетельствовал с небесе, утверждая слово истины: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о немже благоволих». И этот день именуется не только днем Крещения и Богоявления, но еще и днем Просвещения.

И спрашивается, чем же просветились мы, и почему именно этот день именуется днем Просвещения? Какой свет, какую истину открыл нам день святого Крещения? О том, что есть Бог, что есть Творец неба и земли, веровали, веруют и будут веровать миллионы и миллиарды людей. Но о том, что Бог есть не только единый и единственный в этом мире, было открыто в день святого Крещения: что Бог есть Троица, что Бог един не только по своему существу и по своей сущности, Он есть еще и троичен в Лицах – Бог-Отец, Бог-Сын и Бог Дух Святый. Самим Богом было открыто то, что превыше всякого ума.

Как Единица равна Троице, а Троица равна Единице? Человеческий ум, человеческое сознание такого Бога измыслить, придумать, вообразить себе не могло. Это есть откровение Бога в этом мире о Самом Себе. Почему мы и называем нашу святую и православную христианскую веру богооткровенной истиной. Кто мог выдумать, осмыслить, придумать Бога, который становится человеком, становится маленьким мальчиком, маленьким ребенком, отроком, рождается в хлеве, живет нашей жизнью, и которого потом распинают. Кто мог до этого додуматься – распинают Бога!

А этим не кончилось. Люди распяли, а силой Божией Он «воскрес в третий день по писании». И опять, откуда это? Откровение, эта данность, данная нам самим Богом, нам, людям – вот такой наш Бог. Измыслить это не мог никто и никогда.

День этот называется Просвещением: мы были просвещены, нам открыто, что Бог наш есть Бог-Троица, Бог любви, и поэтому мы в кондаке, который возглашает Церковь, слышим такие слова: «Явился еси днесь вселенней, и Свет Твой, Господи, знаменася на нас в разуме поющих Тя. Пришел еси и явился еси, Свет неприступный» А на самом ли деле в разуме мы это говорим, в разуме мы поем Святого Бога, в разуме прославляем нашего Творца? Если мы в любви, то мы в разуме, если мы в ненависти, то мы в помрачении, потому что Бог есть любовь, и Он познается только любящим сердцем. Путь познания Бога открывается не пытливому уму, но смиренному и любящему сердцу. Вот кому открывается Бог. Подобное познается подобным. Мы просвещены тем, что мы дети любви, и мы должны быть похожи на нашего Бога также, как дети бывают похожи и должны быть похожи на своего отца. А если в нас этого нет, самое главное, любви в нас нет, то в нас нет ни разума, ни света, ни истины. И мы хоть и крещеные люди, но можем остаться непросвещенными.

Мало ребенка родить, его надо кормить, его надо поить, его надо одевать. Не делая этого, он может быть близок к смерти. Мало, что мы крестились, надо еще просветиться, надо душу свою питать день и ночь, как мы питаем тело: завтрак, обед и ужин. У нас времени не хватает, 15-ти минут Бога поблагодарить за жизнь, за воздух, за еду, за веру, за родных и близких, за доброту, за любовь, которую Он день и ночь изливает на нас. Он дает нам возможность Своею любовью от людей видеть любовь, принимать ее, ею делиться. Это все неизреченно милость Божия.

Многие говорят, а мне некогда, я занят, у меня дела, обстоятельства. Преподобный Силуан Афонский сказал: «Любить Бога никакие дела не мешают», только наша духовная бездарность, безблагодатное сердце, не имеющее ни веры, ни любви, ни смирения.

В этот день вспомним еще и свой день Крещения. Нам, как верному и благому рабу, в день нашего Крещения были вверены и даны Богом чистые, белые ризы нашей с вами души. Для нас Крещение было символом умирания со Христом. Когда крестят младенца или человека во взрослом состоянии, его трижды погружают в воду. Трехкратное погружение в воду означало наше умирание вместе со Христом греху, живущему внутри нас. Возведение, восстание из воды означало наше совоскресение вместе со Христом.

Каждый из нас, когда был крещен, оставил в этой воде поврежденность человеческого естества, которое именуется прародительским грехом, грехом Адама. Мы несем в своей жизни не вину за грех Адама, потому что мы не участвовали в его беззаконии перед Богом. Но как от зараженного источника течет зараженная вода, так и через грех Адама мы наследовали смертность, тленность, поврежденность, удобопреклонность ко греху или, так называемую душевную порчу, так называемый первородных грех. То есть мы унаследовали от Адама болезненность души. Святые отцы говорят: у не крещенного человека грех и тленность, поврежденность живут внутри человека, а благодать действует со вне. У крещеного человека благодать действует внутри, а грех действует со вне.

Когда мы крестились, мы привились, как ветка, к древу жизни через это Таинство. Мы теперь не наследуем эту удобопреклонность ко греху, адамову поврежденность, а в нас от нового Адама- Христа через Крещение течет Его благодать, а приобщаясь к древу жизни, которая является Тело и Кровь Господня, в нас совершается и созревает вечная жизнь, и мы приобщаемся через это Самому Богу. А в Крещении нам был дан этот дар: умирание греху и новой жизни. В новом Адаме, то есть во Христе, мы стали детьми Божьими, мы стали Христовыми детьми в день нашего с вами Крещения.

И подумаем, мы эти белые ризы Крещения, эти ризы сохранил ли кто-нибудь незапятнанными. Мы в молитве отпевания читаем такие слова: «...несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Ты бо Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки...» Если мы оступились и оступаемся в своей жизни, нам дано Таинство покаяния. Иоанн Лествичник называет его вторым Крещением, и слезы покаяния называет второй купелью, которая омывает наши повседневные грехи.

В день Святого Крещения подумаем над тем, кем мы должны были бы быть. Детьми Божиими. Какая печать на детях Божиих? Язычники в первые века христианства, когда видели христиан, удивлялись, им не вмещалось в голову, они говорили: посмотрите на них, как они любят друг друга. Вот какими были дети Божии – они любили друг друга.

Однажды, один ученик приходит к авве и говорит: «Авва, я переписал весь Ветхий Завет. Будет мне от этого польза?» «Будет». Другой сказал: «Ты знаешь, я выучил Новый Завет наизусть. Будет мне от этого польза?» «Будет, но мало» Еще один приходит и говорит: «А я творю чудеса» А авва говорит: «Этого мало». Если человек не сохранит чистую совесть по отношению к своему брату, и не будет иметь в своем сердце любви, то никакой пользы ему от того, что он будет носить имя христианина не будет.

Вот подумаем об этом, вот об этом будем молиться, вот для этого нам дана церковь, даны Таинства, даны благодатные вещества Тела и Крови Господней, просфора, Святая Богоявленская вода, чтобы мы набирались сил, чтобы быть христианами. Не просто пить ее каждый день, не просто съесть утром просфору, а в день Крещения где-то и как-то окунуться, как будто от этого вдруг в душе что-то переменится и изменится. Да, прибавится, но если не будет цели главной в душе, чтобы я был другим человеком, ничего не изменится. Не вода меня сделает святым, а жизнь, слова, мысли и дела. Хоть день и ночь ванны принимай с Крещенской водой, ничего не прибавится, если человек не будет жить евангельской жизнью, день и ночь падая и вставая. И за то, что скажет потом Богу: «Господи я все делал, но ничего у меня в жизни не получалось. Прости меня, окаянного, старался, но всю жизнь падал. И знаю, что нет у меня этой любви». А Бог скажет: «Ты хотел иметь эту любовь?». « Хотел». «Ты старался?» « Старался». «Вниди в радость Господа Бога твоего». Аминь

архимандрит Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция