Перед началом Великого поста мы все входим в радость Прощеного воскресенья. Это действительно удивительный день, когда нам дарована возможность оставить прошлому грехи других людей.
Мы обычно думаем, что прощая грехи, делаем одолжение Богу и людям. И если нам удается простить, мы этим очень довольны, часто даже с примесью гордости. А на самом деле, возможность простить – это великий Божий дар человеку, возможность подняться над грехом, преодолеть его и приблизиться к Богу. Удивительная возможность.
Даже можно сказать больше: поскольку грехи прощает только один Бог, то когда человек возможность прощения реализует, он двигается по одной из дорожек в сторону обожения. То есть, прощая, мы становимся похожими на Бога – по благодати, как говорят святые отцы, мы можем стать богами с маленькой буквы.
В этом удивительном таинстве прощения другого человека, может быть, как ни в чем другом эта возможность обожения реализуется.
Поэтому, Прощеное воскресенье – это праздник прощающего, который становится похож на Бога и поднимается к небу. Тем более что помимо великого облегчения, радости, которые несет примирение, будут прощены еще и наши грехи. Вот такая вторая сторона этого великого дара, этого великого чуда.
Господь дал нам возможность не быть судимыми: «не судимы, да не судимы будете» (Мф. 7:1) и быть прощенными: «прощайте и прощены будете» (Лк. 6:37).
Есть ли из нас такой человек, который не хочет быть прощенным от Бога? Такого человека среди верующих людей нет.
Нам дана возможность получить это прощение. Просто надо прощать. Всегда. Прощать каждого человека.
В Прощеное воскресенье просить прощения особенно легко, потому, что это делает вся Церковь. И вся Церковь молится об этом. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Христос посреди нас, Он помогает нам.
У каждого из нас есть люди, которых надо простить. У каждого есть люди, которые сделали нам зло, часто цинично, целенаправленно, осознано. Простить таких людей чрезвычайно тяжело. Может быть, надо понять, что это работа даже не на один год.
На каждой исповеди надо говорить: «Я не могу простить этого человека». И вспоминать слова Христа, который сказал: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44).
Любить врагов мы пока не можем, а вот первая ступенечка к той великой христианской благодати и признаку святости, которая есть любовь к врагам, – в молитве за обижающего.
Вот есть человек, который сделал тебе зло, он, может быть, даже смеется над тобой, доволен и повторит при любой возможности тоже самое.
У тебя все внутри кипит. А ты заставь себя хотя бы просто за обидчика вначале механически молиться.
И через некоторое время ты почувствуешь, что в ваши отношения пришла благодать и тебе легче о нем думать. Еще через некоторое время ты почувствуешь, что ты его простил. И, может быть, еще через какое-то время он тоже, даже не осознавая, почувствовав эту благодать, переменит свое отношение к тебе. Может быть, нет. Но, очень возможно, что да.
И вот к этому великому дню, к Прощеному воскресенью, когда в человеке все должно быть вычищено, мне кажется, и надо готовиться на Масленицу, вспоминая всех, с детства, с юности, с кем можешь встретиться, с кем не можешь.
Есть люди, которым мы не можем позвонить, они нас снова обругают, оскорбят. Да, такое бывает. Есть люди, которые нас не простят, с которыми не удастся примириться. Но у апостола Павла очень четко сказано: «старайтесь иметь мир со всеми» (Евр. 12:14). Мы все сделали со своей стороны, чтобы был мир, или нет?
Полностью очистить себя к Прощеному воскресенью, отмолить все это, каждого человека, каждую греховную связь обиды – это полезное занятие на Масленицу. Потому что масленичная неделя – это все-таки время первого ограничения, а отнюдь не обжорства. Первые ограничения, чтобы войти в первую седмицу поста подготовленными. Уже звучит молитва Ефрема Сирина, в среду, в пятницу нет литургии, на богослужениях надеваются фиолетовые облачения, постные...
Мы еще можем вспомнить здесь слова Христа о том, что «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23).
Наш большой дар, который мы пытаемся получить от Господа и Ему принести – это Великий пост. Это дар и наш, и нам. Вот если мы в него войдем, а брат наш что-то имеет, то Бог не примет его. Поэтому Прощеное воскресенье предваряет Великий пост.
Давайте не будем терять эту возможность. В конце концов, обретая мир с каким-то своим противником, обидчиком или, тем паче, человеком, которого обидели мы сами, мы действительно чувствуем такую легкость на душе, такую близость к Богу, что лишать себя этого просто жалко.