Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!
Дорогие возлюбленные Господа, отцы, братья и сестры. Наступило важное время, которое святые отцы называли весной для души. Весной расцветают деревья, завязывается завязь, которая в конце концов принесет радостные плоды. И мы с вами вступаем в эту весну души, весну для души, чтобы тоже в нас что-то завязалось доброе, светлое, духоносное, жизнеторжествующее, преображающее, просвещающее нашу с вами повседневную жизнь, действительность. Мы сегодня в себя воспринимаем постовое зерно. Зерно благодати Господней, и об этом мы будем сегодня молиться молитвой перед началом Святого Великого поста. Чтобы мы действительно принесли Богу плоды покаяния. И плоды этого покаяния этой духовной программы сегодня, сейчас во всеуслышание в молитве преподобного Ефрема Сирина было обозначено: «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь»
Эта молитва должна стать нашим повседневным вздохом нашей души. То ли это будет на службе, то ли это будет дома, то ли это будет на работе или в офисе. И если мы не имеем возможности быть утром во время Богослужения со всей церковью, то будем с нею душой, потому что то малое время, которое отведено нам, раннее утро мы можем посвятить любви Господней, любви своей собственной души.
Потому что, как можно двумя словами сказать, что такое Великий пост, для чего он? Это время полной посвященности жизни Божьей, время сугубой молитвы, время сугубого духовного деланья, время, когда заповеди Божьи для нас становятся и должны стать дороже всего, когда мы собираемся внутрь самих себя. Как сказал нам однажды преподобный Исаак Сирин: «Войди внутрь себя, там найдешь лестницу, возводящую от земли на небо», поэтому мы подобно святым отцам должны возлюбить, прежде всего, трезвение.
Что такое трезвение? Это внимание к своим мыслям, словам и поступкам, чтобы они, по возможности полностью, соответствовали духу Евангелия, духу любви, духу заповедям Христовым. Что я думаю, что я говорю и как я поступаю? «Заповеди твои, свет для лица, во свете твоем узрим свет», - ежедневно молится святая Церковь. И поэтому мы будем просить у Бога в этот святой и торжественный день, время начала Святого Великого поста, чтобы Господь помог нам в нашем усердии, в нашем подвиге, в нашем старании, помог нам с вами стать другими. Потому что не перемена блюд на столе делает пост постом, не картошка, квашеная капуста, огурцы и баранки приближают нас к Царствию Небесному. Христианами нас делает доброжелательность, внимательность, всепрощение, братолюбие и сестролюбие, любовь к друг к другу, деятельная, жертвенная самоотдача. Старец Паисий Афонский сказал: «За самоотверженную любовь Бог дает двойное здоровье. Если человек делает то, что должно, если человек делает то, что должно и еще чуть-чуть, он сподобляется особого благословления Господня»,- сказал старец Паисий. Через не хочу, по любви, пока есть силы лучше служить, чем тебе служили бы, лучше ухаживать за больным, чем чтобы ухаживали за тобой, лучше подвязаться, чем бревном духовным или физическим лежать на кровати, лучше подвязаться.
Эта духовная программа определена святой Церковью. Мало что-то не делать, мало вспахать землю, важно ее засеять и собрать плоды. Пост - это распахивание земли, а семена и плоды – это наша с вами добродетель. Поэтому если кто-то будет довольствоваться только одним воздержанием скоромной пищи – это очень и очень примитивно. Надо принести Богу плоды покаяния, плоды духа, о котором апостол Павел сказал: «Плод же духа – любовь, радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воздержание. На таковых, - говорит он, - нет закона, а те, кто христовы плоть распяли со страстьми и похотьми, и если, - говорит апостол Павел, - человек впадет в некое прегрешение, вы, духовные, исправляйте такового духом кротости, наблюдая за собой, чтобы тебе не быть искушенным. Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов».
Однажды, когда закончилась первая неделя поста приснопамятный архимандрит Матфей Мормыль, известный регент Троице-Сергиевой Лавры, сказал своему: «Братья, поздравляю вас с окончанием первой недели поста и с окончанием поста». И когда его спросили: «Батюшка, еще целых 6 недель впереди», он ответил: «Только так, только в эту первую неделю мы живем по настоящему духовно, а потом мы даже к посту привыкаем».
Дай Бог, чтобы мы на самом деле эту первую неделю Великого поста были с Церковью, в молитве, в доброделании, в исполнении евангельских заповедей, чтобы Евангелие стало содержанием нашей с вами жизни. Поэтому Великим постом сугубо надо из рук не выпускать Священное писание, особенно Евангелие, чтобы оно проникло в наш ум, душу, сердце, потому что мало поститься, надо плоды, плоды духовной жизни принести Богу.
Поэтому мы специально в эти святые дни сделали Богослужение поздним, в 7 часов вечера будет начинаться канон Андрея Критского, а в 6 часов будет начинаться постовая вечерня, чтобы вы, трудящиеся люди, смогли присоединиться ко всей церкви. Тот, кто не сможет это сделать, в интернете есть канон Андрея Критского, кто-то в офисе, сидя за компьютером, чтобы не привлекать внимание, может читать этот канон или, придя поздно вечером домой вместе с семьей, которая тоже по каким-то причинам вдруг не смогла бы быть на вечернем Богослужении, с семьей почитать. То есть как-то выходить из положения, чтобы проникнуться этой всеобщей молитвой поста, такой молитвой, которой больше не будет никогда, она неповторима.
Первая неделя – канон Андрея Критского, святые великопостные молитвы Ефрема Сирина – священные Литургии в среду и пятницу. Завтра мы с вами проснемся совсем в другом времени, совсем в другом пространстве. Мы с вами проснемся в благодатном облаке Святого Великого поста. Кто-то из мудрых людей сказал: «Тот, кто хранит пост, тот бывает храним Богом, кто не хранит святого поста, того не хранит Бог». Мы завтра проснемся под особым покровом самого Бога, потому что мы решились на этот подвиг ради Него, ради воспоминаний Его присных страданий, Его жизни, смерти, погребения, воскресения и светлого праздника Святого Христова воскресения, благодаря которому мы с вами живы и существуем.
Как говорил Господь? «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком». В древней традиции Церкви, собираясь в этот воскресный день в храмах или монастырях, святые отцы совершали Богослужение, испрашивали друг у друга прощения. Потом уходили в пустыню для совершения сугубо личной покаянной молитвы и только в Вербное воскресенье обратно собирались в монастыре после продолжительного подвига Великого поста. А многие, из-за этих трудов, подвигов, опасностей, которые внутренне и внешне испытывали они, когда подвизались в пустыне, и не возвращались: кто по старости, кто по искушению, кого призывал Господь. И ради них, ради этих подвижников, чтобы они видели цель, к которой они стремятся, к светлому празднику Святого Христова воскресения в начале Великого поста пелись уникальные, всерадостные, всеторжественные стихиры Пасхи, которые мы с вами сегодня услышим, потому что сегодня начало пути и Церковь обозначила нам конец пути.
Конец пути – славный праздник Святой Пасхи. Чтобы мы к ней пришли обновленные, очищенные покаянием, принесшие Богу плоды покаяния, плоды духа, о котором нам говорит апостол Павел. Именно это цель, сущность и содержание Святого Великого поста. Архиепископ Дмитровский Александр, ректор Московской духовной семинарии академии, уже покойный, однажды сказал: «Как вы проведет первую неделю поста, так вы проведете весь пост. Как вы проведете пост, так вы проведет весь год. Потому что пост – это благословение на весь наступающий год».
Апостол Павел, когда его везли в Рим, когда они остановились на одном острове, сказал: «Я думаю, что надо здесь перезимовать, потому что плаванье наше, если мы предпримем это плаванье, будет не безбедным, потому что и пост уже прошел». Значит, он вывел прямую связь между благословением Божьим, благополучием и временем поста. Он не советовал им отправляться в плаванье, а они не послушались его и потерпели, как вы знаете из апостольских Деяний, кораблекрушение. Они не послушались его. Он сказал: «Я думаю, плаванье наше будет не безбедным, потому что и пост уже прошел».
Поэтому время поста – время особого заступничества Божьего, особенного созревания нас для вечности и время особых искушений. Среди нас даже бытует такое профессиональное, духовное выражение: «постовые искушения». Вдруг непонятно. Нападения на работе, среди внешних каких-то обстоятельств, здоровье, внешние какие-то неожиданные вдруг неприятности всплывают в нашей повседневной жизни, и вот здесь важно мужество, терпение. Важно мудрое отношение к жизни, важно хвататься за ризу Господню, важно бросать якорь в этом бушующем море, а якорь есть повседневная молитва, покаяние и самоукорение.
Как спросили Арсения Великого: «Что ты нашел на путях своей жизни?» Он сказал: «Я нашел, что если человек не пойдет путем самоукорения, он нигде и никогда не найдет покоя, нигде и никогда». Поэтому внутренне мы тоже должны быть к этому готовы, потому что только тренировка, только препятствия делают нас мужественными, делают нас из школьников взрослыми мужами, сыновьями и дочерьми Господа. Потому что если не будет задачи, не будет ее решения, не будет ее решения, не будет и возрастания, потому что легко любить, когда любят тебя, легко прощать тех, кто против тебя ни в чем не согрешил. Легко быть милосердным к тем, кто милостив к тебе. Попробуйте быть и иметь духовную жизнь и относиться по духовному, по евангельски к людям, которые нас, мягко говоря, не любят.
И Господь, и апостол нам так и заповедуют: «А вы любите ненавидящих вас, благословляйте проклинающих вас, добро творите ненавидящим вас, давайте взаймы тем, от кого не надеетесь получить, ибо и грешники любящих их любят, и если праведность ваше не превзойдет праведности книжников и фарисеев, что особенного делаете?» И во время Великого поста многим из нас представится такая возможность – любить ненавидящих нас и любить врагов наших.
Они откуда-то, неожиданно могут взяться. Для чего? А чтобы показать, что у нас внутри. Как сказал Авва Дорофей: «Смотри, подошел к тебе брат, сказал оскорбительное слово и ты разгневался на него, и ты сетуешь на этого брата, что он сказал тебе это слово. Какой ты жалкий и смешной человек. Ты обвиняешь брата в том, что он обнаружил, что внутри твоего сердца, смешной ты человек, ножик разрезал яблоко, а в яблоке внутри обнаружился червь. Кто виноват, что там червь? Разве ножик? Нет. Ты внутри себя вырастил этого червя, а брат указал тебе на твою гнилость. Не брат виноват в этом, а ты сам. Милость Божья, что через брата ты увидел, что внутри твоего сердца».
Многим из нас будет по жизни послан такой нож, который разрежет наше яблоко, которое снаружи кажется красивым и вполне здоровым. И поэтому будем в этот момент мужественны и будем благодарить Бога и эту ситуацию, что мы увидели, что внутри нас. Потому что нам свойственно припудривать не только лицо, а припудривать и свои грехи. Вот время Великого поста – это время обнаженности перед Богом, перед своей совестью, перед ближним, чтобы мы не рисовались, чтобы мы не оправдывали свои поступки, свои мысли, свои слова, чтобы умели тут же, что-то сделав не так, подумав не так, сделав не так, сказать это победоносное слово «Прости». Сказать не одним только кончиком языка, а сказать от всего сердца, потому что только это лечит нас, только это способно примирить нас по настоящему друг с другом.
В патерике есть такая история. Пришел ученик к своему Авве и говорит: «Авва, мы поссорились с братом». - «И что дальше?» - «Я по заповеди пошел и попросил у него прощения» - «И что же было?» - «А он меня как-то так простил, но мира между нами все равно, я почувствовал, не было, все это было только внешне». И тогда старец спрашивает: «А когда ты шел просить у брата прощение, что в этот момент ты думал?» - «Я думал так: я должен попросить у брата прощения, по заповеди, но, в общем-то, я все-таки прав, но, чтобы быть духовным человеком, я должен себя преодолеть и первый попросить прощения, что я и сделал». И тогда он сказал: «Начало твое было правильное, но внутреннее содержание было не правильное. Внутри ты должен был, до конца разобравшись, найти причину в самом себе, что именно ты послужил в этой ситуации поводом к такому отношению». Брат помолился, нашел эту причину и на самом деле, с внутренним самоукорением еще раз пошел просить прощение у брата, и когда он только шел, брат навстречу вышел к нему с поклоном, попросил прощения, и они друг в друге увидели искренность, увидели чистоту, увидели настоящее чувство покаяния. Не одним только кончиком языка, когда он укорил себя, этот помысел, эта доброта, эта сердечность, как через СМСку, или как, есть такое средство – блютуз, - передалось этому брату, вот так и мы.
Внешне мы можем просить прощения, внешне мы можем говорить это слово «прости», но наполнить его совсем разным содержанием. Есть слово «прости». А однажды один мой друг слышал в монастыре между сестрами такое слово: «Пппррррости» - «Ну, и ты меня ради Бога ппррости». Есть и такое «прости», наполненное вот таким содержание. И содержанием может быть другое, а что мне с ними, с этими недалекими людьми ссориться, что-то выяснять какие-то отношения, пойду и скажу: «Простите меня», - чтобы услышать это внешнее «прости» и больше не связываться с ними.
Есть и такое гнилое устроение. Отмахнуться от человека, вычеркнуть его из жизни, как не бывшего, и так не иметь проблем, как говорил Сталин: «Есть человек, есть проблема, нет человека, нет проблемы». Поэтому никого мы из жизни вычеркивать не должны. И если есть такой человек, с которым мы не смогли найти общего языка, который почему-то не доволен, чем-то не доволен нами, то именно для себя надо поставить задачу – именно с этим человеком, именно во время этого Великого поста найти все возможное и предпринять все возможное, чтобы найти и восстановить хотя бы простые человеческие отношения.
Сегодня нашему дьякону был звонок от его сослуживца и собрата, и он говорит: «Брат мой, отец Сергий, начало Великого поста, прости меня, грешного. Я тебе первому позвонил попросить прощения у тебя, потому что мы с тобой никогда не ссорились. Как легко, -говорит он, - просить прощения у того, перед кем ни в чем и никогда не согрешил». Это тот дьякон, который звонил, сделал правильно, начав просить в легкой обстановке, может быть, потом дойдет и попросит прощения на самом деле у тех, у кого бы надо было просить в первую очередь.
Так и мы. Окинем сегодняшним взглядом наших братьев и сестер, не тяжело просить прощение у тех, перед кем не согрешили. Вряд ли есть здесь, из стоявших в этом храме, недоброжелатели, люди поссорившиеся, тем более враги, они, скорее всего, находятся за стенами этого храма. Вот о них надо будет больше всего побеспокоиться, позаботиться, молиться.
Как говорил апостол Павел: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми, а гнев, крик, злоречие со всякой злобой да будут удалены от вас, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас». И вот нам здесь внимайте, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас. Как Бог во Христе простил нас. Простил безусловно, просто так, ни за что, в надежде, что человек поймет благородство Бога и не из-за страха наказания полюбит Бога, а за Его милосердие и всепрощение. Как Бог во Христе простил вас.
Апостол Павел так и говорит: «Он возлюбил вас тогда, когда вы были еще грешниками и за грешников Бог предал себя на распятье». Поэтому мы ни при каких обстоятельствах ни родным, ни близким, ни с тем, с кем мы находимся в недоброжелательных отношениях, никогда не должны ставить никаких условий нашего прощения. Даже просто их пожалеть, пожелать им всякого блага, вразумления, наставления. В себе постараться найти причину в себе, почему они отнеслись, относятся или относились так к нам. В себе найти. Это будет сделать очень тяжело. На это и уходит все время Великого поста, чтобы мы увидели самих себя, как на одном храме, в древнем языческом храме была надпись «Познай самого себя». Она актуальна и для нас, христиан XXI века, потому что нам кажется, что мы в духовной жизни что-то преуспели. Нам кажется, что мы умеем молиться, нам кажется, что мы умеем любить. Нам кажется, что мы делаем добрые дела, нам кажется, что мы милосердные, открытые, откровенные люди – нам все это только кажется. Мы это нарисовали в отношении самих себя, а вот ближние, с которыми мы в ближайшее время встретимся, с этими обстоятельствами, проверят, насколько мы искренни, насколько мы настоящие христиане. Потому что ни платки, ни черная одежда, ни длинные юбки, ни четки, ни постный стол делает нас христианами. Христианами нас делает любовь. Бог есть любовь и Его дети – дети любви.
Поэтому самое главное то, что мы должны вынести из Великого поста и к чему мы должны стремиться, - чтобы хоть чуть-чуть в нашей жизни, в наших словах, в наших мыслях и в наших поступках сквозила любовь. Что такое любовь? Самоотверженное служение. Последние слова Господа перед распятьем были именно таковыми: «Я пришел не для того, чтобы Мне послужили, но для того, чтобы послужить». Когда ты ищешь, кому бы творчески и как бы послужить: семье, родным и близким, людям, которые окружают тебя или случайным, а случайного ничего нет. Бог послал этого человека на твоем пути, ты с ним столкнулся, постарайся для этого человека стать всем, насколько это возможно для тебя. Поставь себя на его место, потому что сегодня ты князь, а завтра ты грязь. Сегодня ты во внешнем благополучии, духовном или телесном, а потом смотри, как бы не оказалось, что ты будешь нуждаться, так же как нуждается этот человек в материальной, душевной или в духовной помощи от тебя. Бог послал этого человека на твоем пути.
Вчера одно чадо написало: «Батюшка, я не смогу быть на всенощной или опоздаю на большую ее часть», - потому что она поехала проведать и помочь немощной, престарелой схимонахине. Я ей написал: «Служение вместо Богослужения», потому что, в конце концов мы молимся, чтобы мы стали другими и когда тебе представилась эта возможность стать другой, становись другой.
Помните евангельские слова: «Когда ты принесешь дар твой к алтарю и так вспомнишь, что брат твой не имеет что-нибудь против тебя, иди, оставь дар свой перед алтарем и иди сначала примирись с братом твоим, а тогда принеси дар твой». Сначала послужи, сначала стань человеком с большой буквы, а потом уже стремись к духовной жизни. Сначала отдай долги, а потом приноси дары. Сначала отдай долги своим недостойным человека ни мыслям, ни словам, ни поступкам. Сначала это из своей жизни постарайся убрать.
А для этого пост. Для этого духовное и мысленное биение себя в грудь. «Боже, очисти меня, грешного. Боже очисти меня, грешного. Боже, очисти меня, грешного. Боже, очисти меня, грешного. Боже, очисти меня, грешного», - многократно будет вопиять священник, вместе с ним призывая молиться всю Церковь. Кто-то это будет делать в храме, имея эту возможность. Кто-то дома, кто-то на работе. Но высекая эту духовную искру из своего сердца, чтобы возгорелся дух, чтобы попалить у нас все тернии грехов, дурных мыслей, потому что именно с этого начинается все наши грехопадения.
Исаак Сирин сказал: «Праздный ум – седалище дьявола. Если ты не покоришь своего ума Богу, ты обязательно его покоришь сопротивному» (то есть дьяволу). Если ты не дашь работу своему уму, чтобы он мыслил и служил Богу, он обязательно будет покорен сопротивному – ты начнешь служить дьяволу. «Праздный ум – седалище дьявола».
Старец Амвросий Оптинский говорил: «Отчего человек бывает плох. Оттого, что забывает, что над ним Бог». Именно с мыслей все начинается. Преподобный отец Фаддей Витовницкий говорил: «Какие у нас мысли, такова у нас и жизнь». Проклинай свою жизнь, и она будет проклята. Благословляй свою жизнь, и она будет благословлена. Будь с Богом своими мыслями, и ты будешь в Царствии Небесном.
Почему? А Господь так нам и говорит: «Царствие Божие внутри вас есть. Ищите Царство Божие, все остальное приложится вам». Время Великого поста – это время искания Царства Божия внутри самих себя, потому что внутри может быть и ад, и рай. Если здесь гнев, ропот, недовольство, печаль, уныние, нечистота, ложь – здесь адский огонь. Если здесь доброжелательность, правда, истина, милосердие, Богослужение, чистота, самоотверженность – здесь Бог. Где? В уме и сердце. Независимо от того, какие обстоятельства вокруг нас. Если ты с Богом, ты в Царстве небесном. Если ты без Него, неизвестно, где ты. Даже если вокруг все упаковано, забитый холодильник, забитый гардероб. Но при этом пустой ум и пустое сердце. Вот это ад.
И наоборот, даже при пустом холодильнике, пустом гардеробе внутри наполненного сердца хотя бы человечностью, не говоря, там, о любви, - хотя бы человечностью, - там уже будет поистине Божественная жизнь. И там будет рай. Пост именно для этого. Чтобы мы стали другими. Это невозможно в одночасье, невозможно сейчас, услышав это, вдруг выйдя отсюда, и все, мы какие-то другие – нет. Хотелось бы так, но так не бывает. Это время, время и время. Тарелку очистить от жира, который мы сегодня будем все есть, доедая последние жировые и белковые остатки, мы даже холодной водой не сможем мыть. Обязательно надо «Фейри» и горячая вода – вот тогда можно отмыть, и то не сразу.
Но что такое душа? Вот пост, молитва, Ефрем Сирин. Богослужение – это «Фейри» для нас, для души. Надо подставлять грязную, жирную тарелку своей души под этот благодатный душ Богослужений нашей святой православной церкви. Молитвы Ефрема Сирина, покаянные молитвы, стихиры, часы. Особенно эти Боговдохновенные псалмы, псалмопевца Давида, которые будут чистить, убелять, питать, потому что вода не только очищает, но она и питает.
Цветок без воды – что с ним будет? Зачахнет. Для него нужна вода. Вот так и для нашей души нужна вода Богослужения, вода псалмов. Если мы не можем быть в церкви, то мы сами, и особенно в первую неделю поста должны из рук не выпускать Псалтирь, потому что это вода, живительная вода, живая вода для нашей с вами души. Надо полюбить Псалтирь, потому что ни одна молитва не сильна так, как Псалтирь. Потому что и каноны, и акафисты, и стихиры – это все плоды святого человеческого ума. Они, святые отцы, сложили эти дивные слова Богослужения. А Псалтирь продиктована была святому Давиду с Неба, она называется «Боговдохновенной», Сам Бог дал ему эти слова. И поэтому ничто с ней не сможет сравниться. Каждый найдет в его ситуации скорби, болезни, печали, напраслины, уныния, благодарности, восторга, обращенности с любовью к Богу – он найдет слова, которые будут созвучны с его душой. Вся палитра чувств есть в этой Божественной Псалтири.
Поэтому есть благочестивый обычай, когда мы образуем так называемые двадцатки, когда 20 человек читают всю Псалтирь в течение дня. Один первую, другой вторую, третий – третью, и так все вместе друг за друга 20 человек прочитывают целую Псалтирь. Это благочестивый, замечательный обычай. Мы с вами можем самостоятельно, в двадцатке или нет, но тоже быть с церковью на одной духовной волне, на волне молитвы. Когда мы любим Псалтирь, когда мы вспоминаем Бога в нашей повседневной жизни.
Вот это и будет настоящий пост. Вот это будет самое главное наполнение нашего с вами поста, потому что физически пост – это пахание земли. А доброделание, заповеди Господни, молитвы – это сеяние в эту самую благодатную и удобренную постом почву. Если мы с вами пашем, сеем, то мы обязательно и пожнем. Пожнем благодатную духовную жизнь, потому что молитва и пост способны сделать нас другими, а мы внутри себя имеем свет заповедей Господних. Поэтому и Священное Писание должно стать для нас ориентиром в нашей повседневной жизни. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Прощайте и прощены будете. Будьте милосердны, как милосерд Отец ваш Небесный. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов. Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим.
Мы с вами в повседневной жизни хотим покоя внешнего и внутреннего, но у нас нет кротости и смирения Христовой. Из-за этого у нас и немирность, и неуступчивость, и недовольство всей своей жизнью. Мы с вами забываем мудрейшую мысль Иоанна Златоуста, который сказал: «Богатый человек – это не тот, у кого много денег. Этот тот, кто может довольствоваться необходимым. Бедный человек – это не тот, у кого мало денег, а это тот, кто всем недоволен. Здоровый человек – это не тот, у кого мало болезней, а это тот, кто при болезнях мало ноет. Больной человек – это не тот, у кого много болезней, а это тот, кто даже при маленькой болезни много ноет».
Оказывается, внутри нас и богатство, и бедность, и здоровье, и болезненность, и рай, и ад. Все внутри одного и того же маленького мешочка, который именуется сердцем. Впрочем, сердце, скорее всего, какое-то духовное. Не только этот мешок является средоточием нашей с вами духовной жизни. Есть какое-то иное, духовное сердце, о котором апостол Павел говорил: «Господь нам сказал: из сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, ссоры, клеветы». Поэтому это сердце, духовное сердце, надо наполнить духовным содержанием, любовью к Евангелию, любовью к молитвам, любовью к Богу. А любовь к Богу выражается через молитву.
Когда однажды к старцу Силуану подошел эконом какого-то монастыря и говорит: «У меня очень большая занятость, у меня 200 человек подчиненных рабочих и мне тяжело все время памятовать и молиться Богу». Старец Силуан Афонский отвечает такому «занятому человеку», говорит: «Любить Бога никакие дела не мешают». И в пример привел повседневную жизнь. «Смотри, как юноша любит девушку, а девушка любит юношу. Никакие внешние обстоятельства не мешают им ежечасно думать друг о друге. Так и мы. Если бы мы так бы любили Бога, как люди любят друг друга в первые дни их совместной жизни, если бы мы хотя бы так боялись Бога, как люди боятся наказаний, если мы так бы хотя бы служили Богу, как порой родные служат друг другу, у нас рай был бы внутри нашего с вами сердца».
Сегодняшнее воскресение именуется Прощенным, и это позор для православной церкви, что есть целый день, сугубо названный Прощеным воскресеньем, когда христиане должны просить друг у друга прощения. Если бы мы были настоящими христианами, если бы мы были по-настоящему братьями и сестрами, то не должно было бы существовать такого дня.
Что просить прощения перед теми, перед кем не согрешали? Вот такова бы должна быть наша с вами жизнь, между родными, близкими, знакомыми, братьями, сестрами, сослуживцами. Сегодня церковь устанавливает предел, дальше ты идти не можешь, дальше будет пустота, дальше будет фарисейство, дальше будет лицемерие, дальше будет полнейшая бессмыслица. Ты идешь к Богу, хочешь принести дар Великого поста, а ты не примирился с самих человеком. Вот этого одного человека надо найти. Как говорит Серафим Саровский: «Если ты имеешь тысячу добрых дел, но имеешь одного человека в жизни, который из-за тебя находится с тобой во вражде, суетны, напрасны и бесплодны все твои тысячи добрых дел». Не дай Бог нам в жизни иметь одного такого человека, одного такого человека. Не тяжело просить прощение у тех, перед кем не согрешали.
Вот это день нам дается, как шанс, как остановка, как некая сугубая встряска, чтобы постараться сделать все от себя возможное, чтобы с этим человеком примириться, чтобы ты стал обновленным, вдохновленным, очищенным, скинувшим груз, оковы со своих ног и ярмо со своих плеч, смог очищенным и вдохновленным войти в это великое делание Святого Великого поста. Дай Бог, чтобы среди нас и у нас не было таких людей, а если они есть, то пусть этот святой праздничный день поможет нам примирению.
Если не в этот день, хотя бы весь этот Великий пост, который должен стать для нас именно этим деланьем, деланьем примирения, деланьем любви. Дай Бог, чтобы мы с вами были не бесплодной смоковницей, а каждый бы из нас принес и вначале, и в середине, и в конце этого поста, принес бы плоды. Кто в 30, кто в 60, а кто и во 100 крат плоды своей души, плоды своей человечности, плоды своей духовности, плоды своей евангельской жизни, которая присуща каждому из нас. Дай Бог, чтобы мы с вами были доброй почвой, в которую сеет Церковь надежде, что она что-то пожнет. Как говорил Златоуст: «Чтобы постилось не только одно чрево, а постились бы и глаза, и уста, и уши, и руки, и ноги. Глаза, чтобы видели только одно – Божественное, доброе и назидательное. Уши – слышали только одни молитвы, хваления и песнопения, чтобы не слышали ни лжи, ни клеветы, и язык чтобы произносил только одно – назидательное». Как говорит нам апостол Павел: «Да никакое гнилое слово, да ни исходит из уст ваших, а только доброе, для назидания в вере, чтобы оно доставляло благодать слушающим». Руки, чтобы не брали то, чего не клали, а делали одни только добрые дела, а ноги, чтобы не текли на совет нечестивых, а спешили бы в храм божий, спешили бы на помощь, спешили бы, кому бы и как бы и чем бы послужить. И когда будет поститься весь наш человек, вот тогда это и будет пост благоугодный и благоприятный Богу.
Аминь
архимандрит Мелхиседек