Главное

Расписание богослужений

0119 августа православные христиане празднуют Преображение Господне. В народе этот праздник называется "Второй Спас" и известен тем, что в церкви освящают яблоки. Неужели яблоки играют настолько важную роль в жизни человека, что день их освящения Церковь включила в число двунадесятых (двенадцати самых значимых) праздников? Какую смысловую нагрузку на самом деле несет праздник Преображения?

Праздник Преображения — один из самых древних в Церкви. Первые упоминания о нем восходят к IV веку. Празднуемое событие описано в трех Евангелиях — от Матфея, от Марка и от Луки — причём описания эти очень похожи. Преображение происходит незадолго до предательства, распятия и Воскресения Христова. За шесть дней до него Иисус задает своим ученикам ключевой вопрос: "За кого вы Меня почитаете?" Ведь кем только не считали Его современники! Кто — Иоанном Крестителем, кто — Илией или кем-то другим из пророков. Апостол Петр дает краткий и верный ответ: "Ты — Христос, Сын Бога Живого". Именно это исповедание Господь назвал камнем, на котором будет построена Церковь. Тогда же Он сказал кажущиеся непонятными слова: "Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем". Мы знаем, что Царство Божие на земле не наступило ни тогда, ни сейчас, когда земная жизнь апостолов уже давно оборвалась. Но не мог же Бог солгать?

 

Евангелие повествует, что Иисус взял апостолов Петра, Иакова и Иоанна, возвел их на высокую гору и преобразился перед ними: Его лицо просияло как солнце, а одежды сделались белыми как свет. Потом явились Моисей и Илия и беседовали с Ним. Один из пораженных апостолов воскликнул: "Хорошо нам быть здесь!" — и хотел было предложить построить на этой горе шалаши и остаться навсегда, но тут всех стоящих осенило светлое облако, и из него раздался голос: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте". Ученики испугались и пали ниц. Иисус коснулся их и сказал: "Встаньте и не бойтесь". Когда они поднялись, то уже не увидели никого, кроме своего Учителя. Он запретил им рассказывать о произошедшем, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

Преображение Господне — одно из самых таинственных Евангельских событий. В кратком повествовании о нем можно выделить множество смысловых пластов. Самое важное и самое очевидное — это явление Бога как Троицы: апостолы слышали голос Отца, были с Сыном и видели Духа Святого в виде светлого облака.

Почему из всех ветхозаветных праведников были избраны именно Моисей и Илия? Через Моисея Бог дал Израилю заповеди — ветхозаветный Закон. Илия был одним из великих пророков, который имеет уникальную судьбу: он не умер, как умирают все люди, а был живым взят на небо. С одной стороны, Моисей и Илия символизируют основу ветхозаветной религии — Закон и пророков, с другой — показывают, что Христос имеет власть над жизнью и смертью. Здесь же, на Фаворе, происходит встреча Ветхого и Нового заветов: пророков, служивших Богу до Его воплощения, и апостолов, призванных проповедовать Бога, ставшего Человеком.

02Но зачем вообще нужно было Преображение? Только ли для того, чтобы открыть все эти истины? Ответ мы можем найти в кондаке — кратком церковном песнопении, выражающем суть праздника. В нем говорится, что Христос преобразился и показал ученикам Свою славу настолько, насколько они могли вместить, чтобы когда они увидели Его на кресте, поняли истинную суть происходящего и проповедали миру, что Он — Сын Божий.

Почему апостолы — взрослые, сознательные люди — в такой важный момент выражают совершенно неуместное желание строить палатки? Ключ к ответу на этот вопрос — в возгласе "как хорошо нам быть здесь!" Ученикам так хорошо, как не было никогда в жизни. Естественно, что они хотят остаться в таком состоянии навсегда, отсюда и желание остаться на этом месте. Но истинный источник этой радости — не гора в пустыне, а Тот, Кто стоит на ней.

Невозможно увидеть Преображение, не преобразившись самому. Именно об этом преображении говорил Христос как о видении Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем. На Фаворе апостолы пережили опыт Царства Небесного — того Царства, о котором Христос говорил, что оно внутри нас. Это не место и не время, это состояние человека в тот момент, когда он с Богом, когда в нем нет места не только злу, но и просто суете. И апостолы свидетельствуют о нем: "Хорошо нам здесь быть!"

Вот это преображение, этот опыт жизни в Царстве Небесном Церковь хочет подарить человеку. Каждый из нас в любой момент своей жизни может попасть на Фавор и пережить опыт Петра, Иакова и Иоанна, как свой собственный — и здесь мы не будем первопроходцами, об этой возможности имеется множество свидетельств. Праздник Преображения призван напомнить нам о ней.

Но при чем же здесь яблоки? Все просто: к дате, на которую приходится Преображение, как раз созревал виноград — именно о его освящении идет речь в чине. На Руси, где виноград растет только в отдельных регионах, его заменили фруктом, который поспевает примерно в это время — яблоком. Поэтому в этот день после праздничной Литургии читается молитва на освящение первых плодов урожая. А на самой Литургии совершается Таинство Евхаристии, в котором Бог преображает человека и вводит его в Царство Небесное. Стоит ли, зная об этом, дожидаться на улице освящения яблок? Или имеет смысл сделать шаг через порог храма навстречу Богу, Пришедшему, чтобы освятить тебя самого?

Светлана Охрименко

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция