Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
«Крест – хранитель всея вселенные, Крест - красота Церкви, Крест – царей держава, Крест – демонов язва, Крест - верных утверждение»
Такими словами, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, Святая матерь наша Церковь чтит и молитвенно поклоняется Честному и Животворящему Кресту Господню.
Почему именно в эти дни, почему именно в середине Великого поста вдруг Церковь установила это чинопоследование изнесения Честного Креста и поклонения ему, и почему Крестопоклонная неделя ровно в середине святого Великого поста?
Когда путник проходит долгий путь, он особенно начинает изнемогать на половине пути, и чем больше поднимается в гору, тем больше этот подъем становится тяжелее и тяжелее. И великая бывает радость, когда на пути вдруг найдется какой-то источник, источник живой воды, напившись из которого путник дальше продолжает свой путь и, в конце концов, достигает цели, потому что он подкрепился в самый тяжелый, в самый сложный момент, на половине пути, когда душа и физические силы, казалось бы, стали оставлять его.
Так и в середине поста нам дан источник живой воды - Древо нашего Господа, мы вчера вспоминали, и сегодня вспоминаем, и всю неделю будем поклоняться ему. А что же такого дает Крест, чтобы облегчить наш с вами жизненный путь? Какие мысли, какие идеи приносит нам для нашего разумения, для нашего воспитания, для нашего образования матерь наша Церковь? Смотрите, какими словами мы с вами молились во время всенощного бдения: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому безгрешному, Кресту Твоему покланяемся Христе и святое воскресение Твое поем и славим... Се бо прииде Крестом радость всему миру... ».
Крестом пришла радость всему миру, Крестом Христовым. Но есть не только Крест Христов, а и каждый из нас несет свой жизненный крест. И Господь категорично говорит: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня».
И здесь возникает вопрос, а что значит, взять крест? Что значит взять крест свой? И что значит вообще его взять? И берем ли мы крест? И покланяемся ли мы Христу? И есть ли для нас «радость прииде Крестом всему миру» и приходит ли для нас радость через крест?
Не у всех и не всегда это получается. Святитель Феофан Затворник Вышенский однажды сказал: «Все по жизни несут крест». Нет такого человека, который бы был в идеальном положении и мы должны с вами усвоить эту мысль, мы нигде и никогда ничего не найдем идеального. Это иллюзия – искать идеального положения в жизни, идеального состояния, мы с вами живем в падшем мире. Мы все испытываем последствия греха прародителей, греха родительского и греха своего личного. «Никогда не было и не будет в мире, - говорит нам святой Никон Оптинский, - покойного места. Единственное покойное место, которое ты можешь найти – это твое сердце и твоя чистая совесть». Вот где может быть покойное место.
А в мире ни идеальных людей, ни идеальных обстоятельств, ни идеальной церкви, ни идеального духовника, ни идеальных пастырей, нигде и никогда не будет. И вот, если такое положение, когда мы настраиваем свою мысль на то, что не будет идеального места, мы все ответственны за ту жизнь, которую мы с вами живем. Каждый из нас несет жизненный крест, но как несет? Если ты постоянно хочешь его скинуть, хочешь, чтобы обстоятельства жизни были иные, тебя не устраивает муж, жена, дети, бабушка, дедушка, мама, папа, работа, здоровье, возраст, наличие денег в кармане, погода, политика, президент, правительство, до бесконечности? Спроси человека – ты доволен своей жизнью? «Я, может и ничего, но вот если бы вот это, вот это, вот это изменить, а вот это, вот это, вот это, вот это у меня было, ну тогда она была бы нормальная. А сейчас у меня жизнь не нормальная».
Значит ты своего креста не взял. Ты хочешь, что у тебя все было по-другому. По- другому у тебя может быть, и должно быть и ты должен стремиться только к одному – чтобы другими были твои мозги, другой была твоя душа, и другим было твое сердце. Больше никого ты изменить в этой жизни не можешь. Ни жену, ни детей, ни внуков – никого. Мы им говорим одно, они делают совсем другое. Мы учим одному, они делают совершенно третье. Жене 250 раз что-то конкретно говорим, а она все равно делает совсем другое. И муж тоже самое. Значит, о чем идет речь? Мы сами должны стать другими и воспринять эту жизнь такой, как она есть.
Кто-то может сказать, а что теперь, сложа руки ничего не делать, не говорить, не воспитывать, не лечиться, не стремиться к лучшему? Стремиться и делать все возможное, что ты можешь сделать в этой жизни, то, что от тебя зависит. Однажды я был в одном монастыре, и увидел вдруг потрясающую надпись на келье, набранную на компьютере и пригвожденную к дверям этой кельи. И там были такие слова: «Господи! Дай мне силы изменить то, что я могу изменить. Дай мне терпение, чтобы смириться с тем, что я не могу изменить. И дай мне мудрость, чтобы отличить первое от второго». Уметь отличить первое от второго – то, что зависит от нас мы должны делать. Как приходит одна и говорит: «Батюшка, у меня трубу прорвало, кому акафист читать?» Я говорю: «Беги домой, акафист читай слесарю, до тех пор, пока соседей не залили». Вот что делать, что от нас зависит.
А обстоятельства жизни порой от нас не зависят. Не зависит от нас и наше здоровье. Казалось бы, все делаем, что должно быть, вдруг на ровном месте поскользнулся и перелом ключицы. Бац, и перелом ноги, руки, инсульт. Вроде бы все делали правильно, а вдруг все так случилось. Ну и прими. Ты был в этом виноват? Ну немножко был. А в этом был? – Не был. Получилось так? – Получилось. Для чего так получилось? Для чего именно такая жизнь? Для чего-то. У Бога все со смыслом.
Однажды, когда я болел пневмонией, делать было нечего и взял моего любимого Иоанна Златоуста. А в те времена, когда он писал, у людей времени было наверно очень много. Он, чтобы подойти к какой-то мысли, делает это настолько постепенно, настолько все обжевывая, настолько все подводя к какой-то глубокой мысли. Я читаю 20 страниц, и ничего не могу понять: где же финал? Где же итог, к чему же он подводит? Что же это будет за такая мысль, что он вот так 20 страниц, казалось бы, ни о чем говорит, подводит и подводит. И, оказывается, стоило читать эти 20 страниц, стоило заболеть пневмонией, чтобы раз и навсегда запомнить и вам передать потрясающие его слова, которые как раз относятся и к нашему празднику Крестовоздвижения. Он сказал на все времена страдальцам, мученикам, людям, попавшим в тяжелейшие условия жизни, людям, имеющим те или иные приключения, скорби болезни испытания, бездетность, многодетность, болезненность, до бесконечности у каждого человека в жизни есть: «У Бога польза больше, чем наказание». А наказание от слова «наказ», а не от слова «мщение».
Через эту историю, через эту ситуацию, через этих людей, Бог хочет тебя чему-то научить, чтобы другой стала твоя душа. И у Бога польза больше, чем наказание. Большое наказание – большое, тяжелая скорбь – тяжелая, тяжелые испытания – тяжелые. Но, если правильно все это пережить, то для души польза будет больше, чем эта скорбь, чем эта душевная туга, чем эти душевные страдания.
Будем с вами помнить, как сказано кем-то из святых: «Бог не обещал нам безбедного плавания, но всем нам обещал тихую пристань». Сам Господь сказал: «В мире будете иметь скорбь; но дерзайте: Я победил мир». Что это значит? Если мы впишемся в Его армию, если мы будем Его воинами, будем воевать с грехом и с самими собой как Он – это скорбно, это болезненно, это противно, это невыносимо сознавать свои бесконечные падения, свою немощь, свою несостоятельность, но Он говорит: «Дерзайте. Я победил мир», и вы сможете победить и самих себя, и грех в самих себе, с Его помощью, с помощью Живого Бога через вот этот крест.
Святые отцы говорили: мы несем крест, а крест несет нас. Через терпение. Через осознание того, что я лучшего не достоин. Как у разбойника должна быть наша духовная мысленная философия: «Достойное по грехам моим приемлю». Что ты тогда ноешь? Что ты тогда скулишь. Если ты достоин большего?
Кто-то сказал: Ты называешь Бога справедливым? Какая же это справедливость: люди распяли Его Сына, а Он продолжает их миловать и прощать? Их, их внуков и их детей. Если бы Бог был справедливым, тебя бы давным-давно не было бы в живых. Бог не сколько справедлив, сколько милостив.
Поэтому и наша жизнь, она не достойна того, не достойна наших грехов. В том смысле, что мы в гораздо лучшем находимся положении, чем мы этого заслуживаем. Однажды один иеромонах спрашивает у игумена: «Отче, как твои дела, как твоя жизнь?» И тот отвечает: «Ты знаешь, гораздо лучше, чем я этого заслуживаю».
«Будь готов ко всякой скорби, - учат святые отцы, - и избежишь всякой скорби». Если мы думаем, что заслуживаем лучшего, мы находимся в прелести и иллюзии. Мы тогда не несем своего креста, а от него всячески отказываемся. Когда человек несет жизненные обстоятельства такими какими они есть, значит он его берет. И тогда этот крест может стать ключом, которым откроется рай.
Никогда не надо сбрасывать свой жизненный крест. Думают, что он тяжел, думают, что надо что-то поменять, вот так люди и меняют мужей, жен. Своя стала какая-то толстая, некрасивая, седая, чего ее таскать везде с собой, надо помоложе, длинноногую. Пятое-десятое. И что? Потом инсульт, длинноногие разбежались, как бревно лежит, никому не нужен, потому что был нужен, когда у него были деньги и здоровье. Нет денег и здоровья, и все – бревно гниющее. А потом по телефону звонит – Сашенька, Машенька, Танечка, меня прости, больше так не буду, и жена потом это бревно начинает дохаживать, та которую он хотел бросить в своей жизни. Вот такая наша жизнь.
Праведный Иов однажды сказал нам с вами на все времена: «Бог дал – Бог взял, нагим я вышел из чрева матери, нагим и отыду. Благая от Бога приняли, злых ли не стерпим, как изволилось Богу, так и стало. Буди имя Господне благословенно отныне и до века».
Если ты не можешь потерпеть своих престарелых родителей, если ты не можешь потерпеть свою бестолковую жену или бестолкового мужа, если ты не можешь потерпеть свой возраст, если ты не можешь потерпеть свои болезни, а что же тогда будет, когда ты подойдешь к финишу своей жизни? Что тогда для тебя это будет. Когда вдруг после МРТ или после анализа крови тебе скажут – вы знаете, а у вас рак? Что тогда будет, если человек не готов принимать от Бога эти обстоятельства жизни? Когда он ни к чему не готов, а только думает и стремится только к комфортной жизни внутри, вокруг и везде. А что тогда будет?
Потому что терпение начинается с мелочей. А святые, когда подходили к смерти, как к ней относились? Апостол Павел говорит: «имею желание разрешиться (умереть) и быть со Христом, потому что это несравненно лучше». И говорит: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас». Вот так он смотрел на свой жизненный крест, на обстоятельства жизни. Он говорил: «Слава Господу нашему Иисусу Христу, Который дал не только веровать в Него, но и страдать за Него». Он благодарит Бога за страдания. И говорит: «Слава Господу нашему Иисусу Христу, ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу». Человек с терпением переживающий свои жизненные обстоятельства, рак, инсульт, немощь, тюрьму, изгнание - «кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» Три прилагательных – в безмерном преизбытке вечную славу.
Вот что ждет верных, вот на что мы должны взирать, вот что мы должны понимать, - что будет в конце нашей Голгофы? В конце нашей Голгофы будет воскресение. Не дай Бог нам оказаться на кресте разбойника безумного. Все были на кресте – и Спаситель, и разбойник благоразумный и разбойник безумный. У всех была одна и та же боль, одна и та же скорбь, одна и та же проблема и одни и те же страдания. И что толку для разбойника безумного? Он хулил свою жизнь и Бога, и оказался на дне ада. Тот же разбойник, такую же скорбь, такую болезнь, такую же смерть принял – а где оказался? А оказался в раю. Один и тот же крест. Один его взял, этот крест, а другой плюнул на него и вместе с ним плюнул на Бога.
Вот так и мы все в общей каше этого мира находимся, и в какой-то момент то принимаем, то бросаем, то принимаем, то бросаем крест. То жизнь по вере нравится, то не нравится, то духовная жизнь близка, то противна, то этого хотим, то этого ненавидим. Должно быть в нашей жизни постоянство. «Возьми крест свой, и следуй за Мною». Но не надо брать креста деланного, самодельного, о котором говорят нам святые отцы. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорит: «Вот вам Бог дал определенные обстоятельства жизни, новых крестов самодельных на себя не накладывайте». Он привел один пример конкретный, когда бездетная семья пишет ему: «Батюшка, как нам быть, хотим взять ребенка больного из детского дома ребенка» И он им пишет письмо: «не накладывайте на себя креста самодельного. Несите свой крест бездетности достойно и служите людям и Церкви чем можете послужить. А самодельного креста на себя не накладывайте».
Дал духовник какое благословение – делай его и ничего не придумывай нового, потому что обязательно влипнешь в какую-то историю. И будет не твой крест, а будет крест самодельный, который Бог на тебя не накладывал.
Поэтому сегодняшний праздник и сегодняшнее воспоминание Креста Господня нам всем для вразумления и укрепления. Наша с вами жизнь вполне нормальная и сносная, и вполне благословленная Богом. Святые отцы нам говорят: «Благословляй свою жизнь, и она будет благословлена, будешь проклинать свою жизнь, и она будет проклята». Будем помнить, что в жизни нет ничего идеального, что мы должны по жизни Бога благодарить за то, что мы с вами имеем, благодарить за то, чего не имеем, но то, что заслужили, и будем просить у Бога мудрости и силы менять то, что возможно внутри самих себя. То, что поменять не можем, будем с благодарностью и с мудростью терпеть на нашем жизненном пути, делая то, что от нас возможно. Как нас учили Оптинские старцы: «Делай что должно и будь, что будет, а будет то, что Бог даст».
И поэтому с верой и любовью сами себя, и друг друга, и весь живот наш, и всю жизнь нашу, и всех родных и близких наших, и все обстоятельства нашей жизни, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Крестоносцу, который Сам не миновал жизненного креста, но Его крест закончился воскресением, и наши все жизненные кресты, если с упованием, с преданностью, с верой понесем, то и мы с вами окажемся именно там, на нашей духовной родине в Царстве Небесном, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь и радость бесконечная. Аминь!
архимандрит Мелхиседек