Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Сей род не исходит, токмо молитвою и постом, слышали мы сейчас возлюбленные о Господе братья и сестры благовествование великого Бога и Господа нашего Иисуса Христа в эту. Уже четвертую неделю Великого поста, когда вместе с псалмопевцем Давидом «колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елея ради».
И чтобы утвердить нас еще и еще раз на нашем жизненном пути, на нашем подвиге Великого поста Господь еще и еще раз возвращает нас к этому деланию, говоря о том, что бесовский род из нас, из наших родных и близких, за которых мы молимся душей, сердцем, умом, и всем своим существом исходит только молитвой и постом, которым мы иногда пренебрегаем, не придаем ему должное значение, забывая великую истину, которую нам провозгласили святые отцы: «тот, кто хранит пост, того хранит Бог». И еще: «кто себя всего Богу отдает, того Бог никогда и никому не отдаст».
И Господь, в самом начале Великого поста через Свое Божественное Евангелие сказал: "А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное воздаст тебе явно». Воздаст тебе явно за подвиг твой, маленький подвиг святого Великого поста.
«Сей род не исходит, токмо молитвою и постом» - святые отцы назвали молитву всеобъемлющей добродетелью. Когда мы с вами читаем Священное Писание Бог беседует с нами, когда мы молимся – мы беседуем с Богом. Для этого не надо никаких условий, потому что молитва – это возношение ума к Богу. Спрашивается, что нужно, чтобы вознести свой ум к Богу? Ничего, кроме любви к Богу. Потому что, если ты любишь. – ты будешь помнить, ты будешь беседовать, ты будешь обращаться, ты будешь благодарить, ты будешь каяться, ты будешь надеяться, у тебя будет идти собеседование, если ты на самом деле любишь.
На самом деле памятуешь о том, кто дал нам жизнь, жизнь физическую и жизнь духовную. Потому что это великая милость Божия и это надо помнить, не от нас, что мы с вами верующие православные люди – это Бог взял нас за руку и вытащил нас из греховного болота и мы за это Бога благодарить должны день и ночь.
Кто- то родился в православной семье, и это тоже не их заслуга. И благодарность Богу, что у них такие родители. Кто-то услышал от друзей, кто-то от родных и близких. Но если бы Господь не поставил нас в такие условия, не оградил нас благодатью вовремя, не было бы человека, совета, подсказки, книги, Евангелия, доброго совета – болтались бы где-нибудь на путях этого мира греховного. Это бесконечный повод благодарения Бога за святую православную веру.
Иоанн Лествичник, память которого мы совершаем, и эта память совпала с днем памяти святых 40 мучеников Севастийских, нам говорит: бей христианин супостатов, духов злобы именем Иисусовым. Ибо не найдешь оружия сильнее ни на небе, ни на земле. Лествичник новоначального учит – заключай ум в слова молитвы. По своей младенченвенности и ум будет удаляться удаляться от слов молитвы , то есть молимся одно, а думаем другое, а подразумеваем третье. Такое часто в нашей жизни бывает.
Мы читаем вечерние молитвы и тут же думаем, как я устала, а что надо сделать утром, а что я сейчас не доела, а я голодная или нет, побыстрее бы лечь, а чего будет одновременно человек умудряется, вернее не человек, а бесы не дают сосредоточиться на словах молитвы. Улетает куда-то ум и Лествичник говорит – да, действительно, бывает так у новоначальных, но ты возвращай его обратно и заключай опять ум в слова молитвы. И по недолгому времени, - говорит он, - обретешь успех. Даже это огромная работа – вернуть ум и заключить его в слова Священного Писания. То, что ты читаешь, то что ты говоришь, только об этом и думай.
Говоришь: «Помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей» - вот и думай о помиловании. Говоришь – «благослови душе моя Господа» - ни о чем другом в этот момент не думай. Ушла куда-то мысль – опять можешь повторить эту фразу. Опять, следующую, когда будешь читать, сосредоточь свое внимание на слова молитвы. Ибо нам святые отцы говорят: душа молитвы – внимание, там, где нет внимания, там нет души, там нет жизни. Душа молитвы – внимание. А жизнь души, дыхание души – молитва. Не будет молитвы, не будет этой связи с Богом – мы просто обыкновенные существа – поели, поработали, поспали и дальше все тоже самое. Только молящийся человек, призывающий имя Божие, как сын, относящийся, любящий отца или мать – только такой настоящий сын.
Любовь человека к Богу, она обнаруживается молитвой, памятованием о Боге. Никаких обстоятельств. Никаких условий для этого абсолютно не надо. И однажды святитель Феофан Затворник Вышинский приводит такой пример из жизни как можно всю дорогу и всю жизнь и всегда памятовать о Боге. Для этого надо иметь только любовь. Он говорит: вот посмотри, юноша полюбил девушку, он работает – думает о ней, он в университете уроки учит – думает о ней, он ест- думает о ней, одевается – думает о ней, по дороге идет – думает о ней, ничего не мешает ему думать о ней, потому что он уязвился человеческой любовью. И Феофан Затворник говорит – вот из этого примера возьми себе, что вот также человек может, если любит Бога, всегда и везде думать о Нем, во всяком случае не забывать.
Освободилась минута – Господи, помилуй! Господи, благослови! Семью, родных, близких Боже вразуми! Господи, благодарю! Господи, помоги! Господи, не оставь! Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго! Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго! - как ручеек должна журчать эта молитва, потому что она открывает, и епископ Игнатий (Брянчанинов) нам говорит: молитва открывает нам Бога.
Вот это и есть возможность увидеть, соединиться, почувствовать Царствие Божие пришедшее в силе, которое внутри нас есть. Господь так и сказал – «Царствие Божие внутри вас есть». Потому что там, где Царь, то есть Бог, там и Царство. У нас все что угодно, только не это. Компьютер, новости, смс, ммс, переписки, если бы столько времени в день уделяли. Сколько мы говорим по телефону, читаем смс, отправляем их, сидим в новостях, смотрим по телевизору, у нас давным бы давно уже выросли крылья. Если бы мы столько молились, сколько общаемся с этим внешним миром, а почему, потому что мы его любим. Вот он, перед нами, его видно. Вот смс, вот новости, вот компьютер –все можно потрогать руками, все видно. А Бог – где он? Где-то рядом, где-то здесь, но все так сложно, да к этому себя надо напрягать, да к этому себя надо тянуть, помня: «Царствие Божие нудится и нужницы восхищают его», то есть те, кто употребляет усилие.
И вот сегодня память святых мучеников Севастийских, вы их знаете прекрасно житие, но будем еще и помнить потрясающие слова из канона, который читается, как они во время мучений стояли в Севастийском озере по груди в ледяной воде, а на берегу топилась баня, что как только отрекаешься, сразу окажешься в тепле, как они ободряли друг друга. Запомните эти слова на всю жизнь: «Братия, люта зима, но сладок рай!»
Да, тяжелая жизнь, да горькая жизнь, мучительная жизнь с испытаниями, скорбями и прочее, и прочее, но сладок рай. Этой мыслью должен руководствоваться христианин. Схиархимандрит Христофор, духовник Тульской Епархии, милостию Божией мы с ним были знакомы, и я запомнил то, что он мне говорил: «жизнь не место отдыха, а место подвига». И сегодня мученики Севастийские это свидетельствуют, Краткое время ради Бога все претерпели, а теперь в Небесных обителях золотыми сияющими венцами, которые на иконе мы с вами можем видеть и лицезреть. Преодолели эту зиму и наследовали сладость рая.
Через любовь к Богу, через молитву, через сохранение всеобъемлющего всецелого поста, который не только в одном воздержании от пищи, а в воздержании всех чувств глаз, слуха, зрения.
Кто-то сказал, самое главное Великим постом не ешьте людей. Кто-то тщательно выискивает, есть ли содержание молочной сыворотки или яичного порошка в батоне нарезном за 22 рубля, но если мы с вами бы с такой тщательностью исследовали свои слова, свои мысли, свои поступки как они – по Евангелию или нет? Или как я еще услышал одно потрясающее выражение, которое не слышал за эти 50 лет и такого образа мыслей. После лекций во «Вдохновении» учительница пришла в свой класс, рассказывала детям о делании добра, о делании заповедей Христовых и вот по результатам общения с детьми, приходит к ней один ученик и говорит: Мария Ивановна, вы знаете у нас случай такой был – Сережка захотел шоколада, и купил 8 штук и с нами, друзьями, поделился, с Володькой и с Сашкой. Себе взял четыре, а нам дал по две. И Володька ему говорит, наслушавшись Основ православной культуры: ты поступил, взяв себе четыре шоколадки, а дав друзьям по две, не по-храмски.
По -хамски как все поступают мы все с вами знаем, а ребенок почувствовал и понял где эта нравственность за воротами, где эта мирская правда, все мне, мне и мне, а это тебе, ну все вроде поровну, 10 процентов тебе, 90 – мне, по-братски.
«Ты Серега поступил не по-храмски». И у нас всегда должна быть эта мысль мы по-храмски поступаем или по-хамски? И вот когда памятование о Боге будет, вот тогда и мысли с начала, и слова, и поступки – они будут Божьими. А самая главная мысль: Вся наша жизнь и весь наш мир – это мир падший, и мы к этой падшести добавляем свои падшести, своего греха, своей грязи и мы думаем что-то идеальное найти в мире. Чтобы нас ничего не трогало, не беспокоило, все у нас было упаковано, - нигде и никогда такого не будет.
Что-нибудь почти всегда придется терпеть. Но терпеть надо со смыслом. «Достойное по грехам моим приемлю» - кто это? – разбойник с правой стороны. Куда он за это пошел? – на небо. С левой стороны – «если ты Бог, спаси Себя и нас», все тут устрой нам. Куда он пошел? – пошел вниз. Вот мы часто отвечаем, как разбойник безумный. Господи, я же верующая христианка, ну почему у меня такой крест? Не нужен он мне, этот крест, он мне не нравится. Устрой, если ты Бог, я же молюсь день и ночь, все устрой. А Он тебе устроил, уже тебе устроил, дал тебе святую веру, дал тебе Самого Себя.
Как однажды Господь явился одному смиреннейшему и боголюбивейшему отцу- подвижнику и говорит: «Проси у Меня все, что хочешь». И он тогда говорит: «Господи, дай мне Себя Самого». Ничего не надо было ему кроме Бога. И кто-то из святых сказал, если бы мы в своей жизни ничего бы не имели, кроме Бога, с Богом бы мы уже имели все. А мы – дай, дай, дай, дай! А не дает – ой, все плохо, Бог не слышит, ой, я грешница, жизнь так и не наладилась. Наладилась давным-давно. То, что у тебя есть святыня веры – это самое большое богатство. А то, что нет столько здоровья, столько денег, столько понимания среди родных и близких, еще чего-то там. Человек до бесконечности может перечислять чего у него нет.
Знаете, какая самая большая причина несчастья? Это постоянный поиск счастья. Счастье – это жизнь с Богом. Все остальное – как Бог даст. Потому что наша жизнь после грехопадения в этом грешном, пропитанном грехом мире не место отдыха, а место подвига. И пусть сегодняшний день, день памяти святых мучеников Севастийских научит нас этой великой истине, дарует нам силы с радостью, с верой, с упованием, с надеждой мужественно и благодарственно нести свой крест, помогать другим нести его.
Потому что есть три креста: крест разбойника безумного, крест разбойника благоразумного, который понес свой крест и принял свой крест «достойно по делам своим приемлю», а был еще крест Христа Спасителя, который пострадал за других, поэтому у нас должен быть не только наш крест, но и крест еще и Христов, когда мы будем помогать как Симон Киринейский нести другим их жизненный крест. И пусть память и молитвы и заступничество, и благодать памяти святых 40 мучеников Севастийских покрывает всех нас на нашем жизненном пути, благословляет нашу жизнь, дарует нам укрепление в вере, надежде и в любви. И будем помнить непреложную истину Господню, что сей род не исходит, токмо молитвой и постом. И укрепи нас всех, милосердный Господи в великом делании поста и молитвы и всегдашнем благодарении Тебе. Аминь!
архимандрит Мелхиседек