Мы хотели сегодня ответить на ваши многочисленные вопросы, которые поступают в разном виде. Это и конкретные вопросы, которые задают в храме, и вопросы, которые приходят по телефонным звонкам в наш храм, на телевидение. И из нашей повседневной жизни уже сложился круг наболевших вопросов, интересующих всех. Попробуем начать потихоньку отвечать на них.
«Вы знаете, батюшка, часто в жизни всё угнетает, и нет от этого настроения. Какая-то неустроенность, скорби, болезни – то одно, то другое встречается в моей жизни, и не знаешь, как к этому правильно относиться, и не всегда хватает терпения, благодушия и радости в моей жизни».
К этому вопросу мог бы присоединиться каждый из нас. Смотря как смотреть на обстоятельства нашей жизни, как их принимать, потому что мы не можем переменить обстоятельства нашей жизни; не всё зависит от нас. Но мы можем и должны переменить отношение к обстоятельствам нашей с вами жизни.
Как, например, относиться к скорбям, к болезням, к испытаниям, к искушениям? Они у нас везде и всюду, каждый день, они у нас постоянно. К этому надо относиться, конечно же, философски. К ним надо относиться с верой в премудрый промысел Божий, о котором Писание говорит: «Бог хочет всем людям спастись и в познание истины прийти». И Он всё строит человеколюбно и премудро в нашей с вами жизни. Кто-то из святых отцов сказал, что «если бы Бог по временам не укладывал нас на лопатки, нам бы некогда было посмотреть на небо. И маленькой бедой Бог порой избавляет нас от беды большей». И поэтому всегда надо сделать какую-то паузу во времени, сказать: Господи, все равно. Есть замечательная русская пословица: «Всё, что Бог ни делает, всё к лучшему». И вот если бы был у нас такой жизненный девиз, со временем мы бы увидели исполнение этих слов, если бы не стали роптать и сами бы не вмешивались в этот промысел Божий.
Расскажу вам одну историю, одну легенду. Жили два друга с детства, и имели очень тесную дружбу между собой, а жизнь их сложилась по-разному. Один стал в этой стране князем, а его друг, с которым они играли и жили с детства, стал его телохранителем или, как бы мы сейчас перевели, начальником охраны. Времена были дремучие; это было еще в средневековье. И вот они однажды пошли на охоту. А этот друг, который был охранником, телохранителем – он был верующим человеком, и у него была жизненная присказка, жизненный девиз: «Это хорошо, это хорошо!» Что бы в жизни ни происходило и ни случалось с ним, у него на всё был один ответ: «Это хорошо!» И вот однажды он зарядил ружья для охоты, они отправились на охоту, и когда князь, его друг, начал стрелять в какое-то животное, то порох, который был в этом ружье, вдруг совершенно неадекватно разорвался, повредилось оружие, из которого он стрелял, и ему оторвало большой палец руки. Он, истекая кровью, подходит к своему другу и говорит: «Смотри, что случилось!» Тот его быстро перевязал и говорит: «Это хорошо!» А князь тогда говорит: «Знаешь, брат! Это очень нехорошо!» - и посадил его в тюрьму за то, что он целого князя оставил без большого пальца. Прошло довольно долгое время – целый год. Опять наступило благоприятное время для охоты, и он отправился опять на охоту. Потом понесла его лошадь, он заблудился в каких-то джунглях, попал в плен, и попал в плен не к кому-нибудь, а к племени каннибалов. К тем людям, которые едят людей. Они обрадовались пленнику, привязали его к столбу, нанесли хвороста, чтобы его поджарить на костре, и пригласили вождя племени, который подошел и осмотрел очередную жертву. А они были людьми очень суеверными, и у них в племени водилось такое предание, что жертва должна быть без изъяна. Она должна быть не «бракованная». Ну, так сказать, как мы бы сейчас сказали, без всяких генных продуктов, не модифицированная, чтобы не дай бог какого-то несварения не произошло. Они тоже были, так сказать, разборчивые к пище в те времена. И он подошел и вдруг увидел, что у того на руке не хватает большого пальца. И он приказал его развязать и отпустить, потому что он был по их понятиям «бракованным» и непригодным в пищу. Он с великой радостью возвращается к себе на родину, домой, быстрее приходит в тюрьму к своему бывшему другу, который просидел целый год, открывает тюрьму, обнимает его и говорит: «Друг, ты знаешь, вот из-за этого пальца я остался жив!» - тот говорит: «Это хорошо, это хорошо!» И тогда он говорит: «Ты знаешь, я раскаиваюсь, что я тебя посадил в тюрьму, а оказалось, что это неправильно – и это я сделал очень нехорошо». И тогда друг говорит: «Нет, князь, это хорошо. Это хорошо!» - «Так что же здесь хорошего? Ты безвинный напрасно просидел в тюрьме целый год!» - «Нет, это хорошо. Это очень хорошо, потому что если бы ты меня не посадил в тюрьму, я бы был в этот раз с тобой на охоте».
Вот такая замечательная притча о том, что это хорошо. Но открывается нам всё, что это на самом деле действительно хорошо, только со временем. Так что, я вам желаю к скорбям относиться именно с этим девизом: «Что ни делает Бог, всё к лучшему». Терпеливо призывать Бога в молитве, прося у него мудрости, терпения и вразумления: как поступить и как правильно выйти из этого положения с верой и упованием на Бога.
«Вы знаете, батюшка, я часто бываю в заграничных поездках и командировках, захожу в разные храмы в Западной Европе – и там часто видела, что в храмах есть сиденья, скамейки, и службы довольно короткие, а в наших храмах люди всегда стоят, и службы очень длинные и продолжительные. В чем здесь разница между нашим образом богослужения и тем, который мы иногда встречаем на Западе? Заранее благодарна».
Действительно, так оно и есть, что службы в странах Европы, где большей частью католицизм, протестантизм и прочие вероисповедания, но очень мало православных храмов (хотя они тоже есть; русская зарубежная церковь имеет незначительное количество храмов в Западной Европе), а в основном, конечно, это католические и протестантские храмы. И в них действительно богослужение довольно короткое, и есть скамейки, сиденья. Но дело в том, что и в наших храмах, если бы вы были внимательны, по краям храма тоже есть скамейки для больных и престарелых людей. И в нашей Церкви не возведено в догмат, что молиться можно только стоя. Престарелым людям, беременным женщинам, кормящим матерям, людям пожилого и престарелого возраста – то же самое; они приходят иногда со своими скамеечками, раскладными стульчиками и тоже имеют возможность сидеть в храме. Грехом это не является. Но когда молодой человек сидит, развалившись на стуле – конечно же, это будет неправильно. И поэтому для больных людей, или если просто у кого-то недомогание, есть, конечно же, исключения, и в храме к этому относятся довольно спокойно и с пониманием. Об этом сказал один из наших святых, святитель Филарет Московский. К нему обратилась больная женщина и говорит: «Вы знаете, святитель, я в храм не могу ходить, потому что у меня больные ноги, а в храме сидеть грешно. И поэтому я как бы такой выбор сделала: когда выздоровею, тогда и буду в храм ходить». А он говорит: «Нет, неправильно! Ты приди в храм со своим стульчиком, или там заранее договорись – и можешь молиться в храме сидя, потому что лучше молиться Богу сидя и думать о Боге, чем стоя думать о ногах». То есть, чтобы человек уже не задумывался о том, что стою или не стою, сижу или не сижу. Ты сядь спокойно, потому что ты больной человек, и в это время думай о Боге, чем ты будешь насильно думать, как бы всю службу простоять, а у тебя больные ноги. Поэтому, конечно же, есть понимание и снисхождение.
А почему такие длинные службы – ну, они не такие уж длинные. С чем сравнивать? У католиков месса может пройти за полчаса. У нас – час, иногда полтора, потом что человеческая душа – она как у ребенка. Ребенку достаточно одного молока поесть, а когда он приходит в возраст, ему уже нужна твердая пища, и он уже маленьким количеством пищи не довольствуется. Поэтому и так: иногда, когда служба быстро пролетает, христиане, которые молились внимательно, говорят, что «знаете, так быстро служба пролетела, что даже не успела помолиться!». Всё это зависит от внутреннего состояния души человека. И поэтому когда человек новоначальный – он только приходит в храм – не обязательно быть на всем богослужении. Можно прийти – и необходимо приходить – на начало, а если уж нет такой возможности и таких сил, то через какую-то часть богослужения можно уйти домой. Конечно же, только не с литургии, которая является основной частью богослужения. Поэтому к богослужению надо привыкать постепенно, и само богослужение для нас является источником и радости, и вдохновения, и то время, которое мы проводим в храме, конечно, для многих является даже в большей части и недостаточным. Поэтому всё познается в сравнении, и привыкать к богослужению надо постепенно.
«Как относиться к болезни? Как относиться к лечению? Ведь если всё от Бога, если болезнь от Бога, то, может быть, как-то потерпеть: как есть, так и есть? Делать операцию или не делать? А может быть всё в руках Божьих? Может быть, потерпеть? Может быть, само пройдет, рассосется?»
Иногда такое отношение есть у некоторой части людей, и спрашивают, как быть. Когда это насморк и головная боль – это одно, а когда серьезная операция, тогда уже не хватает у людей терпения нести, и тогда уже возникают такие вопросы: что конкретно делать в такой ситуации, и не является ли это грехом, не является ли это противлением воле Божьей?
Конечно же, нет! Есть в Священном Писании такие слова: «Волос не упадет с головы вашей без воли Отца вашего небесного». Была воля Божья нам иметь какую-то ту или иную болезнь – и есть воля Божья из этой болезни выходить. Как, например, часто мы страдаем зубами, но это не значит, что у нас кариес – и мы вдруг не должны лечить. Откуда он пришел? Даже многие ученые сейчас, на современном этапе медицины – до конца причины кариеса неизвестны. Они многочисленны. Но только эта причина, конечно же, не обуславливает всего того многообразия, по которому он возникает. Поэтому даже не знают, от чего кариес возникает. Он возникает – и возникает. И мы его лечим. Так и другие болезни: гипертония, стенокардия, у кого-то грыжа, щитовидка – чего только в нашей жизни нет. И возникает вопрос: что делать? То, что в наших руках и в наших возможностях, мы должны делать. Потому что и врача, говорит Писание, создал Бог. То есть, это тоже есть воля Божья на любое лечение. Оптинские старцы и принимали лекарства, и обращались за помощью к врачам. Поэтому, конечно же. Только надо здесь знать, что не всецело и всё в руках только врачей. Поэтому у нас есть двоякое врачевание: врачевание души и тела, потому что всё это между собой взаимосвязано. Мы, конечно же, начинаем с таинства исповеди, с таинства соборования, к упорядочиванию своей духовной жизни, которая порой является следствием. Нарушение нашей нравственной жизни приводит к тем или иным болезням. Поэтому надо начать с этого. Если в этом плане человек как-то старается жить духовно-нравственной жизнью, то и обращается, помолившись Богу, к тому или иному врачу с доверием, за советом, за рекомендациями. Как говорит Апостол Павел: «Всё испытывайте, хорошего держитесь». Конечно же, надо спрашивать и советоваться, кто где лечился и прочее. И такой общий совет, конечно, приводит к такой… Духовной и светский, так называемый мониторинг, конечно же, даст свои определенные результаты. А те люди, которые всецело думают, что «ну, на всё только воля Божья; Господь послал, Господь и избавит» - вот это не совсем так. И в этом плане есть одна очень назидательная история.
Один человек шел по полю, и вдруг слышит какой-то крик. Сначала он не понял, что за животное, и вдруг увидел, что бык несется на него, разгоняет всех людей на своем пути, люди быстро разбегаются, и пастух, который бежит за быком, кричит: «Спасайтесь, спасайтесь!» А человек тот только что вышел из храма и перед этим слышал такие слова: «Волос с головы вашей не упадет без воли Отца вашего небесного». Он говорит: «Ну, Бог меня спасет!» - и идет прямо навстречу быку. И чем же закончилась эта история? Бык чуть не растоптал человека – спасли люди и этот пастух, который кнутом отогнал, когда он уже начал его кувыркать по земле. Человек лежит весь помятый, смотрит на небо и говорит: «Господи! А разве Ты не сказал, что волос с головы человека не упадет без воли Божьей? Я слушал Твой голос, а получилось всё совсем не так; бык меня чуть не убил!» - и голос через ангела пришел ему, и ангельский голос ему сказал: «А разве не было сказано? Почему ты слышал только один голос, голос Божий, а почему ты не стал слушать голос пастуха, который кричал: «Спасайтесь!»?» Поэтому и мы в нашей жизни должны слышать и голос Божий, и голос тех людей, которые нам советуют в той или иной болезни. Так что, надо слушаться советов врачей.
Но есть еще и такой рецепт. Вы слышали о народной медицине, которая часто рекомендует нам те подручные средства, которые являются произведением земли, произведением Божьим – те или иные травы, о силе и о свойствах которых знали и наши с вами предки. Можно и к этому обращаться, но, как я вам уже сказал, важно, конечно же, наладить свою нравственную и духовную жизнь. И поэтому есть определенный замечательный рецепт, который я недавно откопал, и я думаю, что он многим и многим из наших телезрителей пригодится. Называется «Лекарство от греха». «Нарой корней послушания, собери цветов душевной чистоты, нарви листьев терпения, собери плодов не лицемерия, не упивайся вином прелюбодеяния. Всё это иссуши постом воздержания, вложи в кастрюлю добрых дел, добавь воды слёз покаяния, посоли солью братолюбия и добавь щедрот милостыни. Во всё это положи порошок смирения и коленопреклонения. Принимай по три ложки страха Божьего, одевайся в одежду праведности и не входи в пустословие, а то простудишься и заболеешь грехом опять».
«В своей жизни я упорно настаиваю на своем, но не имею от этого покоя. Может быть, не стоит никому ничего доказывать? Что посоветуете?»
Один из наших святых сказал: «Мы должны быть кротки и смиренны во всех вопросах, кроме вопросов веры». В жизненной ситуации, конечно, мы сделали одно предложение, другое, и если не прислушались, надо дождаться определенного времени, когда к нашим советам прислушиваются, и мы выйдем как-то из этого спора, найдем правильное решение в этом вопросе. А то, что касается вопросов веры, конечно же, здесь необходимо объяснять, советовать, доказывать, потому что мы не можем поддерживать чье-нибудь заблуждение в самом главном вопросе – в вопросе веры. И отступать назад и говорить, что «Мы со всем согласны, тем более, сейчас плюрализм – уважение всех мнений». Нет, относительно истины, за истину мы должны стоят очень и очень твердо. А в жизненной ситуации надо просто разобраться: эти ситуацию можно объяснить, можно доказать или все-таки какая-то бетонная, непробиваемая стена здесь. Здесь тоже надо проявиться мудрость, чтобы знать, кто перед тобой, и возможно тебе что-то доказать или все-таки надо дождаться благоприятного времени. Конечно же, самое главное в нашей жизни, чего нам всем не хватает – это мудрости и рассудительности, чтобы не биться головой о бетонную стену.
И вот в нашей современной истории есть некая такая басня про Соединенные Штаты Америки. Однажды военно-морской флот Соединенных Штатов Америки производил военно-морские учения недалеко от берегов Канады, и был записан такой радио-разговор. На авианосец поступает следующий радиосигнал, следующий разговор: «Мы вас просим уклониться на пятнадцать градусов к югу, чтобы избежать столкновения». Слышат ответ с авианосца: «Это авианосец, принадлежащий Соединенным Штатам Америки, это мы вас просим уклонится на пятнадцать градусов в сторону к югу». Следующее поступает сообщение: «Да нет, это мы вас просим уклониться на пятнадцать градусов к югу». И тогда радист говорит: «Я передаю трубку капитану корабля». Капитан корабля говорит: «Это капитал американского авианосца. Мы вас просим уклониться на пятнадцать градусов к северу». Тогда следующий поступает звонок: «Да нет, чтобы избежать столкновения, вы уклонитесь на пятнадцать градусов к югу». Тогда капитан авианосца говорит: «Вы уклонитесь от курса, потому что у нам на борту атомное оружие, и вам несдобровать в случае, если вы не уклонитесь с курса». И тогда слышат следующий ответ: «Вы знаете, а нас всего два человека, с нами собака и банка консервов. И вообще-то мы – канадский маяк, так что вы уклонитесь от курса, чтобы избежать столкновения». Да, вот порой до каких казусов может довести упрямство и настойчивость, когда там, где надо действительно уклониться, мы можем идти в лобовую и биться головой о бетонные стены, поэтому надо всегда быть внимательными: кто стоит и что находится прямо по нашему курсу, чтобы вовремя избежать столкновения.
Часто мы слышим выражение, что в споре рождается истина. Да нет, в споре истина часто не рождается. Наоборот, человек, который уклоняется от споров, он находится в состоянии истины, поэтому мы, конечно же, по мере своих сил и возможностей, до споров ничего не должны доводить, а уметь наоборот преодолевать всякую спорливность своей мудростью, своим терпением, своей обходительностью, рассудительностью, проникновением в суть проблемы. Я для этого, конечно же… ну, все это приходит с возрастом. Однажды в одно горное селение приехал какой-то корреспондент, который слышал о мудром старике, которые прожил почти девяносто лет. И что интересно, что вызвало интерес этого корреспондента, он никогда ни с кем не спорил. Он спрашивает у него: «Неужели вы за всю жизнь ни с кем не спорили?», отвечает тот: «Нет, ни с кем не спорил». Он опять спрашивает: «Даже со своими друзьями?», тот отвечает: «Даже со своими друзьями». Он опять спрашивает: «И что? И даже с женой никогда не спорили?», отвечает: «Да, даже с женой никогда не спорил». И что, даже со своими детьми никогда не спорили, отвечает: «Да, даже со своими детьми никогда не спорил». «Ну, что прямо ни разочка, ни разочка?», отвечает: «Да нет, ни разочка». «Вы знаете, это вообще не может быть», - раздражаясь, вдруг начал говорить корреспондент – «Такого быть не может, чтобы вы никогда ни с кем не спорили». Тогда старик говорит ему: «Спорил, спорил…», и на этом его интервью закончилось. И действительно был старик мудрый и никогда ни с кем не спорил. Вот бы нам так иметь такую мудрость, какую имеют взрослые и престарелые мудрые люди.