Сегодняшнее Евангельское чтение – о любви и верности, которые идут до конца, до креста, до гроба, до смерти. Страстная седмица после Входа Господня в Иерусалим, после восторженного «Аллилуия!» открылась одиночеством Гефсиманского сада, кровавым потом молитвенного напряжения Спасителя, лобызанием Иуды, троекратным отречением Петра... «И тогда, – повествует святой Евангелист, – все, оставив Его, бежали». «И оставльше Его, вcu бежаша».
Трудно остаться у Креста до конца. И те, имена которых едва упоминаются на евангельских страницах, которым Христос ничего не говорил о Своем воскресении, для которых здесь, в ночь, у Креста Учителя, казалось, все кончалось, ломалось, рушилось, гибло, – они устояли в своей любви, в своей верности, в своем мужестве.
«При Кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина», – говорит святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Они видели, как воины «разделиша ризы Его себе, и о иматисме Его меташа жребий»; слышали: «Отче, в руце Твои предаю дух Мой».
Руки тайных учеников Христа Иосифа и Никодима сняли с Креста мертвое тело Учителя и помазали его ароматами. «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми, во гробе нове покрыв положи».
Те, которых Он просил побыть вместе с Ним в тесноте Гефсиманского борения, смежили очи, а те, которых Он ни о чем не просил, остались верными Ему до конца и первыми услышали: «Радуйтесь!» Те, которые, казалось бы, годились лишь для того, чтобы приготовить пищу, постирать, убраться, стали как бы апостолами для самих Апостолов. Они первыми услышали: «Не ужасайтесь. Иисуса ищите Назарянина распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее».
Для любви не страшны ни темнота раннего утра, ни камень, который был «велий зело», ни стражники... И хотя ароматы, которые они принесли ко Гробу, уже не понадобились, они помазали Господа искренностью своей любви, теплотой верности, чистотой переживаний. Сегодняшнее воскресенье – это гимн той слабости, которая становится оплотом необыкновенной духовной силы!
Мы недавно праздновали День Великой Победы русского народа над фашистской сатанинской моровой язвой. Но мы должны понимать, что это была не только победа русского оружия. Это была победа русского духа. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Вооружись оружием плача!» И тогда, когда мужья и сыновья взялись за винтовки, защищая родную землю, матери и жены вооружились оружием молитвы. Белые платочки, мироносицы вымолили Россию. А потом, уже в послевоенное время, одного нашего иерарха спросили иностранные журналисты: «А что будет делать Русская Церковь, когда умрут последние бабушки, из которых она состоит?» И он ответил: «Наши бабушки – бессмертны!» Сегодняшний день – это гимн верности, которая плачет у Гроба, но которая первой узнает о победе Жизни над смертью.
Сегодняшний день – это напоминание о том необходимом риске, который разгоняет тьму, окружающую нас. Праведный Иосиф Аримафейский «осмелился, – как говорит евангелист Марк, – войти к Пилату и просил тела Иисусова». По-славянски, «дерзнув вниде к Пилату». Мироносицы тоже дерзнули «зело заутра во едину от суббот» прийти ко Гробу Господню.
И сегодня, в наше время, спустя уже более двух тысяч лет, огромное количество людей приходит в Иерусалим к животворящему Гробу, чтобы поклониться Воскресшему Спасителю. Миллионы людей во всем мире зажигают свои сердца от благодатного огня веры Христовой!
Мир сейчас стал настолько хрупок, настолько непредсказуем, неоднозначен, взрывоопасен, что на людях, на всем человечестве лежит огромнейшая ответственность за эту Богодарованную нам планету. Каждый из нас ответственен за свое сердце, за то, что в нем живет: любовь, радость, мир, долготерпение, как говорит апостол, или злоба, коварство, осуждение, гнев, ненависть, смерть – гордость Пилата или смирение мироносиц?
И всё верующее человечество идет через эту тьму, через эти сумерки, страдания жизни, чтобы поклониться истинному Богу!
Сейчас очень активно выстраивается модель, когда в центре миросозерцания становится не Бог, а человек. Человек на самом деле является высшим созданием, высшим творением Бога. Но он не мера всех вещей! Как говорит преподобный Иустин Сербский, «человек только Богочеловеком возвращается к себе». А схимонах Лука Филофейский восклицает: «Только откликаясь на любовь Божию, человек становится личностью». Чтобы вернуться к себе, т.е. глубинно, онтологически стать человеком, нужно откликнуться на любовь Божию!
Мир навязывает человеку свою систему ценностей, свою систему координат, где в центре стоят так называемые «права человека», а Церковь хранит теплоту веры, искренность стремления человеческого сердца к Небу, желание жить по заповедям Христовым!
Замечательно говорит старец Антипа: «Бог не считает наши годы. Он их взвешивает». То есть не важно, сколько лет проживет человек. Важно, чем наполнены будут эти годы, сколько они будут весить. А у Достоевского есть такое рассуждение: «Возвышенность души измеряется отчасти и тем, насколько и перед чем она способна оказать уважение и благоговение». Если сердце человеческое будет наполнено только землей, то оно останется слишком легким, слишком пустым, чтобы наследовать Царствие Небесное. И если человек будет способен благоговеть и удивляться только технологиям и прогрессу, стремиться не к Истине, а к комфорту, искать не благодати, а наслаждений и удовольствий, то душа его так и останется для Вечности нераскрывшимся бутоном. «Без Бога, – говорит о. Иустин, – человек не что иное, как семьдесят килограммов кровавой глины».
Праведный Никодим приходил ночью ко Христу, чтобы спросить о тайнах духовной жизни. Иисус отвечал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше».
Церковь – это пространство встречи человека с Богом, и она делает все, чтобы произошло это рождение свыше, обожение человеческой личности. Именно для этой цели каждый из нас сквозь сумерки земной жизни спешит к живоносному Гробу, к Тайне Воскресения Христова. И на этом пути мы встретим очень много трудностей, искушений, скорбей. Испытаем много боли. И это неизбежно. Но главное, не расплескать ароматы сердца, как не расплескали их мироносицы.
Сегодняшний день – это гимн верности! Верности своему делу! Верности своему служению! Своей семье! Своей Родине! Верности своим близким!
И главное – верности Богу!
Игумен Тихон (Борисов)