Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.
Мы сегодня, возлюбленные о Господе братья и сестры, вспоминаем и молитвенно сопереживаем сошествие Святого Духа на апостолов, на Малую Церковь, сошествие Святого Духа и на всех нас – учеников, последователей и детей святых апостолов, святых отцов, и учителей Церкви.
Как Дух Святой снизошел на них, так и на нас может снисходить Божественная благодать освящающая, просвещающая, вразумляющая, исцеляющая, вдохновляющая и помогающая всем нам.
Мы с вами слышали сегодня в Деяниях апостольских как благодать Святого Духа сошла на апостолов в виде огненных языков. И Священное Писание, и богослужение говорят нам в псалмах Давида: Творяй ангелы Своя духи и слуги своя пламень огненный.
Ты Господи творишь слуг Своих, чтобы они были как пламя огненное. Вот такой должен быть и христианин – пламень огненный, готовый с теплотой, с решительностью, с мужеством, с горячностью сделать доброе дело, прийти на помощь, иметь огненное покаяние, иметь огненную молитву, иметь огненное всепрощение, иметь огненную решимость, ибо таковы на самом деле ученики и последователи Христовы.
Господь через апостола Иоанна говорит, упрекая неверных христиан: Ты не холоден и не горяч, вон изблюю тебя из уст Моих. Значит должна быть в нас эта самая горячность, но как же мы, почти все, часто переживаем состояние охлаждения, состояние уныния, состояние теплохладности, состояние, когда казалось бы опускаются руки.
Приходит один человек на исповедь и говорит: Батюшка, все холоднее, холоднее и холоднее. А почему? Да душа чего-то не лежит, не могу себя заставить. И спрашивает у меня: а как вы себя заставляете?
И я ему сказал: Ты знаешь, впереди всегда идет мысль: в начале было Слово, а какая? Царствие Божие нудится и нужницы восхищают его. Есть люди, которые имеют ложное представление о духовной жизни, ждут как художники, как поэты, ждут вдохновения, ждут желания, ждут расположения, ждут настроения. Ты чего не молишься? Настроения нет. Чего не причащаешься – вдохновения нет, чего вечерние молитвы не читаешь – неохота. Так вот мы с вами должны знать, что неохота будет почти всегда. Вот для того чтобы лечь и взять в руки мороженое или пирожное, понуждать себя не надо. А вот встать - понуждать уже надо. В духовной жизни нужен вот этот самый перелом, вот эта самая секунда – встать и пойти, взять и сделать. Вот это самое тяжелое. Лечь и лежать – да вот сколько угодно. Понуждать не надо. И вот мы все время ищем этого настроения, вот оно будет – я сделаю.
Спрашиваешь: ты чего в квартире убраться не можешь? – настроения нет. Чего готовить не хочешь? - настроения нет. Чего не постираешь? – настроения нет. Чего не погладишь? – настроения нет. Библиотеку чего не разберешь? – настроения нет. Одна говорит – все иконы в пыли. Я говорю: Ты знаешь, вот у вас в семье пять человек, вот если вы решитесь в двухкомнатной квартире навести порядок, вы это сделаете за полчаса. Вот решитесь и за полчаса можно все убрать и пыль смести.
Изо дня в день, и из года в год вот нет этой самой малюсенькой решимости, этой самой огненности, которая должна быть у нас.
Вот ты сделала этот первый шаг – и пошло, и поехало. Как в машине, в стартер только ключ завели, дави на педаль. А если ты ключ не вставил, зажигание не зажег, то мотор не заведется.
Какая-то секунда, но мотор заводит стартер. Так вот и мы должны стартером быть для самих себя, всегда вытаскивать себя из кровати на доброе дело, на молитву или в храм, или на подвиг веры и любви, этими словами: Царствие Божие нудится и нужницы восхищают его; первые будут последними, а последние – первыми; кому много дано с того больше взыщется.
Будь ревностен до смерти и дам тебе венец жизни, - говорит Господь. Так и в повседневной жизни вот эта теплохладность, вот эта сонливость, вот это, в конце концов, то, что мы называем с вами ленью, апатией, которая может перерастать в пессимизм, в депрессию, начинается с малого. Человек не может себя понудить на простые физические дела. Святые отцы нам так и говорят: должна быть молитва и рукоделие, то есть у человека должен быть всегда малый посильный домашний труд. Всегда надо и дома чего-то делать. Потому что от этого делания заводится и душа. И отцы не могли все время молиться, а всегда был какой то труд и рукоделие – плели циновки, делали кувшины, вырезали кружки, стаканы и прочее-прочее. Было какое то делание, они никогда не позволяли себе быть в лености.
Мне однажды наместник сказал: Ты знаешь, гайка нашей духовной жизни должна не раскручиваться, а постепенно, но закручиваться. А вот жизнь имеет такую тенденцию, что у нас она не закручивается, а раскручивается. Так же как и колесо у машины. Вот оно почему-то не закручивается, а все время почему то раскручивается. Перед дальней поездкой опытные водители гайки на колесе всегда подкручивают, чтоб не свалить какой-нибудь столб, когда отлетит внезапно колесо разболтанное.
Вот так и мы с вами должны себя подкручивать. Один человек говорит: пришел к вере, читал утренние и вечерние молитвы, читал акафист Спасителю, Божией Матери и Евангелие читал, а теперь правило Серафима Саровского, а еще чаще – «Весь иконостас моли Бога о нас». И спать. Часто, говорит он, бывает и так. А почему? А потому что эта первая любовь к Богу, к Церкви, к духовной жизни, она почему-то начинает постепенно охлаждаться как печка. Поначалу дрова накидал, а дальше что? Дальше надо постепенно подкладывать дрова, чтобы она постоянно была в каком-то горении.
Святитель Феофан Затворник Вышенский говорит, что такое дрова для нашей души: это и чтение святых отцов, и Евангелие, и Псалтирь, и богослужения, и Таинства Церкви, и размышления о вечности. Вспомним, а насколько занято время нашей души и тела, сколько времени мы проводим в новостях, в компьютере, телефоне, в СМС-ках, ММС-ках, электронной почте и сколько времени мы проводим за молитвословом, за богомыслием, в домашней или внутренней сердечной молитве? Перевес будет конечно в сторону тела. Но апостол Павел так и говорит: не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
Совершенно не надо никакого труда просидеть перед телевизором час, два, три, четыре, щелкая и перебирая программы.
Кто-то сказал, один из духовников, знаете когда началось падение и когда началось охлаждение и когда началась духовная брань с людьми в нашем 20 веке? Когда у телевизора появился пульт управления. Раньше была одна первая программа, на которой смотреть было нечего. Программа «Время»: сталь, зерно, Хонекер, Индира Ганди, Фидель Кастро, достижения страны. А потом, чтобы переключить на другую программу, надо было встать, подойти и щелкнуть. А потом подальше отойти и посмотреть что там хоть присутствует. А потом появилось 10, 20, 30, 150 каналов которые человек щелкает не поднимая одной точки от дивана или от кровати. Вот тогда все и началось.
Сами знаете, сначала начинается с новостей, потом фильм, потом сериал, потом другой и пошло- поехало. А надо вставать на вечерние молитвы – а голова уже все, она занята этими образами. И человек говорит: зачем Богу такая невнимательная, такая забитая с дурными мыслями и образами головой, молитва? Господи, прости меня грешного – и ложится спать.
Поэтому, ради всего святого, ради души, ради жизни в вечности, ради жизни с Богом, огненно будем понуждать себя взять в руки молитвослов, свое тело, свои мощи поставить в святой угол, просто поставить, и начать: Господи, помоги! Господи, благослови! Вот совсем немножко, совсем чуть-чуть помолюсь. Две – три минуты. Ну и все, помолился две-три минуты, а потом уже все, разогрелся. Сначала помолюсь две-три минуты, а потом пойду спать – а потом не пойдешь, потому что все-таки немножечко, но побудешь с вечностью.
Вот мы телевизор чувствуем, сон чувствуем, голод чувствуем, а духовную жажду, Бога, пребывание с Ним, радость пребывания в сугубой молитве, в сердечной молитве, в искреннем общении с Богом – вот этого не чувствуем. Так, поверхностью ума. Святые отцы нам говорят – молитвослов это не молитва, это только подготовка к молитве, это разогрев, это гимнастика. А потом его надо закрыть, после того, как ты прочитал то, что тебе нравится, то, что тебе близко, надо своими словами перед Богом, закрыв глаза помолиться.
И нам святитель Василий Великий дает некий алгоритм молитвы, он говорит: сначала Бога надо за все поблагодарить. Перебери в уме: здоровье, духовника, родных, близких, ум, получку, работу, хорошую погоду, московскую прописку, дотации, бесплатный проезд в метро, хороших соседей, дачу, машину, вот так много у нас есть за что поблагодарить Бога. А потом покайся в том, что ты еще ты не совершил, каким бы ты хотел быть и каким ты не хочешь быть. И попроси у Бога в этом помощи. А потом, после этого передай Богу твои просьбы, твои молитвы, твои прошения о семье, родных, близких, душе и прочее-прочее. И так, если пять минут об одном, пять минут о другом, и пять минут о третьем, это получается очень много. Вот так человек и отходит, как говорит Иоанн Лествичник, как опалившийся, просвещенный и как бы согретый от огня. Он говорит: человек искренне помолившийся Богу, отходит просвещенным как от света и согретым как от огня.
А у нас есть это? Очень и очень редко. Кто в этом виноват? Наша теплохладность, наша леность, наша апатия, наше безразличие, наше почти всенародная спячка.
Поэтому в этот святой особый всеторжественный, всепраздничный день мы молимся Царю Утешителю Духу Истины, чтобы эта благодатность веры, чтобы эта огненность веры, чтобы это вдохновение, чтобы это понуждение, чтобы это всегдашнее желание и огонек веры в нас не потухал, а раздувался. Для этого будем подкладывать дрова, будем сами подключаться к источнику этого света, тепла, энергии, то есть к храму, Богослужениям, к домашней молитве, к внутренней сердечной молитве, пусть это теплится в нас и раздувается в нас, чтобы люди, которые соприкасаются с нами согревались нашим огоньком веры и нашей хоть маленькой просвещенностью. Вдохновлялись, что-то доброе принимали и пусть благодать Святого Духа сошедши на апостолов в виде огненных языков, через святой дар богослужений, через святой дар Святого Причащения, через этот великий праздник Святой Троицы пребывает, дорогие братья и сестры, над всеми вами как можно дольше.
А если мы в какой то степени вдруг будем хромать, остывать, у нас есть источник, у нас есть где вновь свою душу подогреть, разогреть, подзарядиться. Есть Святая Соборная и Апостольская Церковь, день рождения которой мы с вами празднуем и совершаем, ибо сегодня день рождения святой Церкви, когда благодать Святого Духа сошла на Святых апостолов.
Благодать и благословение Господне да пребывает со всеми вами и пусть эта Божественная благодать Святого Духа сподобит и нас когда-нибудь своими глазами, своей душой и сердцем увидеть, прославить и возликовать о Святой Троице славимому Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Аминь!
архимандрит Мелхиседек