Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Наши грехи, недостатки исходят только молитвою и постом. Пост был заповедан человеку еще в Раю. Через послушание воле Божией Адам и Ева могли бы преобразить этот мир, но они не удержались в посте.
Иоанн Лествичник так говорит нам: «Кто хочет возвратиться опять в Рай, возвращается не иначе, как постом». О том, в чем должен состоять пост, Иоанн Златоуст говорит: «Да постится не одно только тело, не одно только чрево. Пусть постятся твои глаза, пусть постится твой язык. Пусть постятся твои уши, пусть постится твое сердце, пусть постятся твои руки и ноги. Глаза пусть не смотрят на неподобающее, уши пусть не слышат клеветы и осуждения. Язык пусть не произносит лжи, осуждения и неправды. Руки пусть не берут то, чего не клали, а ноги да не идут на совет нечестивых».
Что касается «совета нечестивых», то это не только какие-то собрания, куда мы и так с вами не ходим – клубы и прочее... Святые Отцы называют «советом нечестивых» совещание наших с вами дурных помыслов. Так вот Священное Писание предписывает «не ходить на совет нечестивых». «Совет» этот разрушается молитвой Иисусовой, призыванием имени Божиего. Поэтому сейчас, когда мы с вами проходим поприще Успенского поста, пусть пост не будет для нас только гастрономическим, связанным лишь с переменой пищи на столе. Главное, чтобы мы хотя бы в этот маленький отрезок времени подвизались подвигом добрым и чтобы произошла перемена в наших умах.
Добрый подвиг – это борьба со страстями и недостатками. Святитель Василий Великий так и сказал нам: «Мы не телоубийцы, мы страстоубийцы». Вот на что мы должны обратить свое внимание, начиная с сегодняшней недели. Вот почему надо усилить не только телесный пост, но и следить за тем, какие мысли, слова и чувства – в нашем сердце. И, самое главное, надо усилить молитву. Тот, кто не читал регулярно утренних и вечерних молитв, да читает их регулярно. Кто читал утренние и вечерние молитвы, пусть прибавит по кафизме в день. Кто читал кафизму, пусть прибавит канон Спасителю, на следующий день – Матери Божией, на следующий день – Ангелу Хранителю, чтобы, как сказал один подвижник нашего времени, «духовная гайка» не раскручивалась, а закручивалась. Водители знают, как важно своевременно подкручивать гайки на колесах. Ведь, не дай Бог, отвалится колесо, и тогда, пиши, пропало...
Мы должны следить за своим сердцем, чтобы в нем не возникало дурных мыслей и чувств. А если они есть, то надо ради Христа подвизаться, вести борьбу против дурных мыслей, слов и желаний... Ведь внутри нас может быть или рай, или ад. Когда мы с Богом, когда мы в молитве, когда мы очищаем свой ум, душу и сердце, тогда там рай. А когда мы даем волю страстям, тогда там может быть сущий ад.
Однажды к старцу пришел доблестный генерал. Он был человеком далеким от Церкви, и многочисленные победы не приносили ему радости, в душе не было мира, не было благодати. Человек этот понимал, что чего-то очень важного не хватает в его жизни, и верующие друзья сказали ему: «Сходи к старцу, посоветуйся». Генерал пришел к старцу и спросил: «А что такое Рай?» То есть что человеку в жизни нужно, чтобы рай был в душе? И старец ответил: «Ты подлец, трус и предатель». «Это почему?!» – генерал возмутился и даже вытащил саблю из ножен. «Я испытал тебя, – сказал ему тогда старец. – Вот это и есть ад». «Ладно. Понял», – ответил генерал и вложил саблю обратно в ножны. На что старец заметил: «А вот это – рай».
Таким был урок старца. Когда мы даем волю страстям, это и есть ад, а когда мы эти страсти пытаемся потушить, можем почувствовать сладость Рая.
В жизни, если не на каждом шагу, то, во всяком случае, часто мы слышим от людей: «Да ты подлец, предатель и трус». И, даже если это не всегда бывает высказано, мы чувствуем, что люди думают о нас именно так. В свою очередь, и мы начинаем про них думать то же самое, а значит, «вытаскиваем саблю из ножен». И, наоборот, когда мы стараемся жить по совету старца Паисия Афонского, который говорит: «Включай добрые помыслы», – пытаемся выправить ситуацию и начинаем думать: «Я ослышался. Не так что-то понял. Может, я что-то сам накрутил», – обретаем возможность почувствовать Рай. И пост помогает нам в этом делании.
Хотя бы в эти святые праздничные дни попытаемся иметь самое главное – трезвение. Ведь «трезвение, – как учат святые Отцы, – это постоянное внимание к своим мыслям, словам и поступкам». Где есть терзвение, там есть христианская жизнь. Каждую свою мысль, каждое свое слово, каждый свой поступок мы должны соотносить с евангельскими заповедями. Это и есть настоящий пост, настоящее воздержание, воздержание от страстей.
Будем помнить слова Иоанна Златоуста: «Да не только постится твое чрево, но и глаза, и язык, и уши, и ноги, и руки». Потеряв через нарушение поста Рай, возвращаемся в этот рай соблюдением поста, а значит, евангельских заповедей. Аминь.
архимандрит Мелхиседек