Главное

Расписание богослужений

fd63adf80e2f24556fb1c9dde73032abПрежде всего я прошу прощения потому что я понимаю, что вы устали после долгих докладов. Я попытаюсь говорить, как можно меньше и понятнее. Благодарю, прежде всего, Святейшего Патриарха Кирилла Московского и всея Руси. По его благословению я здесь и мне предложили выступить на собрании игуменов и игумений.

Тема, которую я попытаюсь озвучить — это актуальность святогорских традиций в современной монашеской жизни.

Это очень большая тема, она очень важная, тема которая стала предметом большого количества исследований в наши годы. Я попытаюсь говорить не академически. Как вы слышали от отца Кириона, Святая гора пережила трудный период, не только монастырь святого Пантелеимона, но и все монастыри Святой горы.

Каждый монастырь по своим причинам. В каждом монастыре были сложности с приходом новых монахов в 60-е годы. Когда праздновали 1000-летие Святой горы, многие говорили: не будем праздновать 1000-летие Святой горы, будем хоронить и поминать святогорское монашество, поскольку монахов стало совсем мало... Молодые люди уже не стремились к монашеству. Божье Провидение и помощь Божией Матери, сделали так, что нашлись люди, которые приняли благословение Божие и послужили возрождению Святой горы.

Они не имели цели самой по себе возродить Святую гору, но, поскольку сами пережили духовное возрождение Святой горы, они явили свой опыт Святой Горы и ее традиций. Я хочу сказать, что, когда мы говорим о традициях Святой горы — эти традиции не являются ничем иным как традициями Святой Православной Церкви. И когда мы говорим о традиции Православной Церкви мы говорим о Христе. Бог, Христос, опыт познания Которого нам передали наши святые отцы, этот опыт сохранили все Божии люди на протяжении многих веков. Опыт познания Христа и сохранился в монашеской традиции на Святой горе.

Когда пришло время, и все стали говорить, что о том, что все на Святой горе закончилось, тогда некоторое количество святых старцев явились миру и стали говорить и являть святогорские традиции миру. Поскольку на греческой земле монашеская жизнь не сохранялась, не было юридических правил, то было большое влияние протестантской веры, а эти святые отцы со Святой горы говорили, что цель жизни со Христом — это стяжание Божественной благодати. То же самое, что говорил прп. Серафим Саровский и все святые Церкви. Они говорили о таинстве Божественной благодати, они показали путь, способ, которым Божественную благодать может стяжать каждый верующий человек. Они говорили о действии Святого Духа в сердце человека, они говорили о заблуждениях, о подвижничестве, о просвещении, обожении. Они показали сущность жизни во Христе, а не внешние какие-то признаки. И результатом этого возсиял свет во тьме этих лет и многие молодые люди, которые жаждали и искали Христа, стали приходить на Святую гору к определенным старцам, чтобы узнать действительно ли этот опыт Божественной благодати возможно пережить, могут ли и они его пережить, живя среди этих людей.

Эти отцы и сами были духовными чадами других святых отцов, которые жили там. Как например святой Силуан, старец Иосиф и многие другие добродетельные старцы, которые оставили своих духовных чад: старца Ефрема, старца Ефрема Ватопедского, старца Харлампия, отца Василия из Иверского монастыря, отца Иеремию, о котором мы слышали раньше и который недавно почил. Все эти отцы были духовными чадами других старцев. И они могли сказать, что то, что они приняли, передали дальше, потому что по греческим традициям предполагается передача — ты должен принять и передать. Если ты не учился этому и не можешь в свою очередь передать. То, что говорил апостол Павел в послании к Коринфянам: «То, что передаю вам я принял от Господа Иисуса Христа». Старцы передали святогорские традиции, которые они приняли как драгоценный дар от своих духовных наставников.

Первый характерный признак этой традиции — это сохранение и живое присутствие таинства духовного наставничества, духовного отцовства. Наши наставники были действительно духовными отцами. Они смотрели на своих учеников. Эти были люди, которые знали свой путь, и чтобы быть рядом с ними, ты должен был вкусить таинство духовного рождения. Старец — это духовный отец, а ты духовное чадо. Это описывает прп. Симеон Новый Богослов. Речь идет о духовном вынашивании, духовном рождении своего духовного чада. Надо с любовью принимать своего старца и быть рядом с ним. А если ты с любовью не принимаешь своего старца, то старец ничего не может сделать для твоей души. Если старец не принимает тебя как духовное чадо, то это значит, что он не смог родить тебя и не может иметь вмешательства в твою жизнь. Только отец может чувствовать своих детей. И только дети могут доверять своему отцу.

Так наши старцы на Святой Горе имели характерный признак, что они не были игуменами, облеченными властью, а были действительно отцами и учителями, которые передавали свой опыт, подражая Иисусу Христу, которые показали пример многим своим ученикам. Надо подчеркнуть то, что сказал отец Кирион о старце Иеремии, что он своим примером связал традицию Святой горы с новым поколением монахов в монастыре святого Пантелеимона. Как говорит святой: душа моя следует за тобой.

В 80 — е годы пришли новые монахи, которые последовали по стопам святых отцов и старцев, потому что видели в них своих настоящих отцов. Главное то что характеризует — только подражание Христу и ничего больше. Одной из первых идей, что предлагали наши отцы на Святой горе, была непрестанная молитва. Она снова возродилась и снова стала возделываться — делание умной молитвы. Это делание наши отцы святогорцы переняли у пустынников — исихастов. Они говорили, что плод монашеской жизни проистекает в основном через молитву, и то, что связывает с Божественной благодатью — это непрестанная молитва, призывание имени Иисуса Христа. И так они нам передали многоценное сокровище, они открыли сокровищницу умного делания через непрестанную молитву, непрестанное призывание имени Господа нашего Иисуса Христа, жертвуя всем, чтобы реализовать свой путь подвижнической жизни.

Мы чтим в духовных отцах, которые явили святогорские традиции в современном мире, отречение от мирской привязанности, отречение от всякой роскоши, чтобы избегать искушений, по примеру святых отцов афонских. Они могли помочь своим ученикам, своим духовным детям воплотить в жизнь то, что сказал Христос в Святом Евангелии. Господь начал свою проповедь словами: «покайтесь»! Покаяние по-гречески означает изменение души. О грехах начинать печалиться — это только начало покаяния. Покаяние означает изменение души, перемена образа жизни, то что нам кажется хорошим может для монашеской жизни оказаться плохим, то что для мирского кажется успехом для монаха поражение. Богатство для монаха бедность. Красота для монаха — это убожество. Отдых для монаха — это утомление. Жизнь монаха имеет другой путь, надо быть очень внимательным к тому, что может быть мирским, а что монашеским. И особенно надо стремиться к тому, чтобы сохранить ту традицию, которую приняли от своих наставников. Еще важно, то что отцы через многие подвиги достигли: для монашеской жизни они сделали обязательным частое причащение.

И вместе с послушанием, непрестанной молитвой и отречением от мирского мудрствования, частое причащение Святых Таин было деланием монаха, а частое евхаристическое общение, непрестанная молитва и любовь к Богу, целомудрие вместе с отречением от мирского мудрования, от всякой связи со всякой мирской вещью, помогло достичь подлинного нестяжательства. Все эти и многие другое составляли, по смиренному моему мнению, сущность традиции Святой горы в современном мире. И из моего опыта я знаю, что там, где применяется эта традиция, там единое собрание монахов, там есть настоящая духовная жизнь, там будет и результат. Потому что все то, что происходит, происходит с одной целью — чтобы мог человек стяжать Христа в своем сердце. Если мы скажем, что мы делаем все эти вещи, верим, молимся, соблюдаем бдения, читаем, посещаем службы я вам тогда скажу то, что говорил старец Паисий. Если мы все это будем делать чтобы спастись, старец Паисий говорил: «Если ты это все делаешь для того, чтобы отправиться в рай после смерти, то похож на врача, который дает больному лекарство и говорит: лечись, а когда ты умрешь, ты выздоровеешь».

А человек должен выздороветь пока он еще жив. А особенно современный человек хочет ощутить Христа в своем сердце. Иоанн Богослов говорил: «то что мы видели своими глазами, то что мы слышали своими ушами, то что наши руки осязали, об этом и свидетельствуем». И об этом мы говорим истину всему миру. Так же и Святая гора, и сегодняшние старцы, которые еще живы и те, которые уже умерли, и предали Богу свои души — они оставили после себя учеников — приемников этой традиции. Они могут передать это современному человеку. А Святая гора — это не внешние обычаи, а традиции Святой горы — это исцеляющее воздействие, на человека которое говорит о живом Христе в сердце человека — каждому человеку, каждой общине, каждой стране.

Я желаю по молитвам наших святых отцов чтобы мы все следовали писаниям и традициям святых отцов наших и радовались о Христе в нашем сердце. Благодарю!

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция