Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Дорогие возлюбленные о Господе братья и сестры! Всех вас от всей души поздравляю с этим великим и всеславным праздником - днем памяти Казанской иконы Божией Матери, днем избавления святой Православной Москвы и Руси от нашествия иноплеменников - поляков, которое произошло в 1612 году. И благодаря этому мы вновь обрели свободу, и, самое главное, обрели и не потеряли святую православную веру. Не потеряли, благодаря Патриарху Ермогену, который стал на защиту нашего Отечества, который сохранил православную веру в народе нашем и народ наш не смотря на испытания, искушения, соблазны сохранил православную веру и самое главное сохранил русскость на нашей святой православной земле.
И эту память мы именно сегодня празднуем, ради этого всероссийский выходной день. Понимают люди или нет о чем праздник, но мы с вами православные люди понимаем события 4 ноября в день памяти Казанской иконы Божией Матери.
Вчера, во время всенощного бдения, мы пели величание чудотворному образу Казанской иконы Божией Матери: «Величаем Тя Пресвятая Дево и чтим образ Твой Святый имже точиши исцеление всем с верою к Тебе притекающим». «Точиши исцеление»... я начал в уме своем перебирать сколько в нашем храме безнадежно больных людей, которые никакого исцеления не получают, и никакое исцеление не точится, а люди как болели, так и болеют, как умирали, так и умирают.
А в чем же тогда «точиши исцеление»? Самое главное исцеление и самое главное здравие – это здравие прежде всего ума и души, и то что вы вчера были на всенощном бдении и сегодня вы в храме Божием и с Богом – это и значит, что целы, чисты и здравы ум и душа независимо от того больное или здравое тело, потому что в конце концов «земля еси и в землю отыдем».
Главное быть с Богом, главное иметь здравие души, и это и есть те самые чудеса которые Господь по молитвам Матери Божией нам дарует. Этого уже очень много.
Кто-то из святых сказал: если бы мы ничего не имели кроме Христа, со Христом мы имеем уже все. Если ты потерял деньги – это не беда, если ты потерял здоровье это полбеды, если ты потерял веру – это главная беда. А если ты имеешь веру, то с верой ты уже имеешь все. А без веры ты не имеешь ничего, даже если ты полон здоровья, полон сил, полон энергии, полон исполнения всех твоих желаний. Ты все равно, если живешь без Бога – никто.
Интересную мысль однажды привел Блез Паскаль в полемике с неверными, безбожными, неверующими людьми: Предположим мы верим в Бога, а Его нет. Мы тогда ничего не теряем. Но если вы не верите в Бога, а Он есть – то вы теряете все.
И поэтому мы, веруя, имеем все. Потому что мы знаем чем кончится наша жизнь, мы знаем чем наша жизнь начнется, мы знаем какова будет наша жизнь там, в вечности, когда Господь вновь умершее наше тело соединит с нашей бессмертной душой и будет человек вместе с душой и телом жить вечно. Одни с Богом, другие без Него. Одни в раю, другие вне рая. И путь к тому, чтобы мы оказались в раю в той жизни и в этой Господь нам проложил Сам, Своей жизнью, дав нам Святое Евангелие и показав нам образ человечества, истинно человеческой и божественной жизни.
«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Все очень просто в этой духовной человеческой нашей с вами жизни. И поэтому то, что мы в храме, то, что мы с Богом, то, что мы как-то стараемся жить христианской православной жизнью, это и есть те самые чудеса, это и есть та самая помощь, это и есть то самое исцеление, которое точит Матерь Божия. Потому что когда-то мысль о Боге, Господь посеял в нас или через наших родных, или через близких, друзей, может быть как нам показалось совершенно от незнакомого совершенно постороннего человека, но это Господь призвал каждого из нас, потому что невозможно было бы каждому из нас самому дойти, додуматься и прочее. Господь так и сказал – Не вы избрали Меня, но Я избрал вас и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтоб плод ваш пребывал. О каком плоде идет речь? Плод, конечно, самый главный – плод любви, потому что то, что мы стали христианами это ко многому нас обязывает. Мы - дети Божии, соответственно, мы дети Любви. Любви самоотверженной, любви жертвенной. Умножается наша любовь – мы дети Божии. Поступаем против любви – мы не дети Божии.
И поэтому, дай Бог, чтобы мы в своей жизни творчески относились к самим себе и к тем людям, которые вокруг нас. Кто-то из древних философов сказал: Если тебя попросили о помощи, ты уже опоздал, опоздал в своей человечности. Тебя попросили – а ты сам не видел, ты сам не догадался, ты сам себя не поставил на место этого человека... Тебя уже попросили, уже поздно. То есть ты сам в своем человечестве, не дозрел, ты не увидел, ты опоздал.
Слава Богу, если попросят и сделаешь. Это тоже уже великое дело. Но надо в своей жизни этого не дожидаться. Надо думать о других, как думаем о себе. Господь так и сказал: как себя любите, так любите других.
Вот дай Бог, чтобы у нам была такая зрелость, такая зрячесть, такая внимательность. Такое сердоболие, такое сердечное переживание были хотя бы о наших близких. Но любовь, начавшись с наших близких, не должна ограничиваться и заканчиваться только ими. Потому что даром веры, даром любви, даром благодатной святой праведной жизни мы должны делиться и Бога день и ночь благодарить. Только за одно это – за дар святой веры. Даже если мы смертельно больны. Апостол Павел сказал: «Смерть где твое жало, ад – где твоя победа. Воскрес Христос и нет ни одного во гробе».
«Смерти празднуем умерщвление, адова разрушения, инаго жития вечного начало и играючи поем виновного единого благословенного отцев Бога и препрославленного». Такими словами в день святой Пасхи мы празднуем и утверждаем нашу святую веру в бессмертие и воскресение человеческой души. «Земля есть и в землю отыдеши». А какая будет душа? – вот самое главное в жизни. И этого исцеления, и этого просвещения, и этого преображения мы должны просить у Бога. Чтобы не лучше было нашему телу, а чтобы лучше было нашей с вами душе.
И будем помнить о том, что мы в храм приходим не для того чтобы нам было лучше, а чтобы мы были лучше. Потому что если у тебя только одна цель в уме, чтобы тебе было лучше, то лучше почти и не бывает.
Люди все время хотят, чтобы по жизни и в жизни было по-ихнему. А по-ихнему никогда не складывается, потому что такого слова в русском языке нет. Будешь просить внутреннего преображения, стремиться к нему – все Господь даст. И за внутреннее даст и внешнее. Но не наоборот. «Ищите прежде Царствия Божия, которое внутрь вас есть, все остальное приложится вам».
И пусть молитвы Царицы Небесной, наша к Ней вера, любовь, благодарность, будет всегда и повсюду. Чтобы ни лень, ни косность, ни равнодушие, ни безразличие, ни апатия, ни уныние не побеждало, не захватывали нас. Но изо дня в день, совершая свой маленький но ежедневный христианский подвиг любви и веры, будем надеяться что и мы по Ее молитвам, по Ее ходатайству и милостью Божией, но никак не нашими трудами, сподобимся увидеть, жить, быть, начиная здесь на земле, в Царствии Божием, а то что начнется здесь в той жизни только продолжится.
И вспомним слова Василия Великого, который призывает нас, говоря: Давайте сейчас делать то, что пойдет за нами в вечность. Аминь!
архимандрит Мелхиседек