Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
В день праздника Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа святая Церковь и святые отцы переносят наши мысли вглубь нас самих. Кто-то из святых сказал: Сын Божий стал сыном человеческим, чтобы сыны человеческие стали сынами Божиими.
Если мы внимательно с вами читаем акафист Спасителю нашему Иисусу Христу, там есть такие слова: Сего бо ради Бог на землю сниде да нас на небеса возведет.
Что нас делает сынами Божиими? Подражание Богу Иисусу Христу на столько, насколько это возможно для нас.
Сегодня Святая матерь наша Церковь чтит память еще одного угодника Божия святого праведного Иакова брата Господня. И здесь возникает вопрос, а как это понять – брата Господня, если мы знаем, что у Девы Марии Христос был единственным Сыном, Первенцем, единственным.
Оказывается что святое Предание Святой Матери нашей Церкви говорит о том, что праведный престарелый Иосиф имел до этого жену, овдовел, имел детей от первого брака, в том числе Иакова и Иуду - братьев Господних. Иаков был сводным братом Господа нашего Иисуса Христа.
Что интересно, именно этот апостол стал первым епископом града Иерусалима уже в новозаветной Церкви, пострадал мученически, был сброшен с крыши храма безумными безбожниками. И интересно, что он оставил нам свое послание, в котором нам помогает осмыслить, что значит быть детьми Божиими. Апостол Иоанн Богослов так и говорит: Смотрите какую любовь Бог дал нам, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Сначала человек называется, а потом становится. Лучше не называться и быть, чем называться и не быть. Сначала мы носим имя, а потом должны стать достойными этого имени – имени детей Божиих.
Так чему апостол Иаков учит нас в сегодняшний день, потому что очень важно иметь связь со святыми в день их памяти. Я знаю одного оптинского монаха который в день памяти того или иного святого, от которых остались какие то поучения, старается в этот день их перечитать: Кирилла Иерусалимского, Афанасия Александрийского, Иоанна Кронштадтского, Серафима Саровского, старца Паисия Афонского, Киприана Карфагенского, преподобного Сергия Радонежского, и т.д. Те святые отцы, которые оставили хоть какие-то наставления или поучения, стараются в этот день немного их почитать чтобы соприкоснуться вживую с днем их памяти.
И вот сегодня день памяти одного из апостолов, который написал апостольские послания. Соборное послание апостола Иакова первая глава: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. Если же у кого из вас недостает мудрости просим этого у Бога, который дает всем просто и без упреков. И дастся ему. Но да просит с верой нимало не сомневаясь. Потому что сомневающийся подобен морской волне ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить чего-нибудь у Бога. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих. Блажен человек, который переносит искушения потому что был испытан. Он получит венец жизни, который обещал Господь любящим его. В искушении никто не говори Бог меня искушает, потому что Бог не искушается злом и Сам никого не искушает. Но каждый сам искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью. Похоть же зачав рождает грех. А сделанный грех рождает смерть. Не обманывайтесь братья мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше от Отца светов, у которого нет изменений и ни тени перемен. Восхотев, родил Он нас словом и истиною, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий».
В Крещении мы говорим, что крещается человек Духом Святым. Духом Святым и огнем. И нам необходимо в нашей жизни еще родиться не только в Святом Крещении, но и чтобы в нас родилось слово Божие и принесло плод, достойный христианской жизни.
Видите, что апостол Иаков говорит о Христе Спасителе: «восхотев, родил Он нас словом и истиною, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий». Если мы не любим Евангелие, не читаем его, не читаем апостольских посланий, ничего доброго родиться в нас не может, потому что в нас ничего не засеменяется, а апостолы нам так и говорят: «Слово Божие да входит в вас обильно со всякой премудростью».
Сколько времени мы тратим перед телевизором, компьютером, новостями. Если бы мы столько сидели в руках со Священным писанием, мы бы давным-давно стали святыми, мы бы давным-давно стали людьми, умудренными опытом и жизнью, потому что Слово Божие должно было принести в нас плод святой жизни.
Но важно самим давать Слову Божию действовать в нас. Если ты ничего не сеешь, то ты ничего и не пожнешь. И поэтому оптинские старцы, заповедали, и мирянам в том числе, минимум одну главу в день читать Евангелия и две главы Апостольских посланий.
Не хочу вас сейчас спрашивать, кто из вас читает именно так, чтобы подняли руки, чтобы не расстраиваться и не увидеть, что этих рук почти нет. Хотя может быть и есть, но расстраиваться не хочу. Но всех к этому призываю – одну главу Евангелия и две главы Апостольских посланий.
«Итак, братья мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией». И нам Иоанн Лествичник говорит: гнев – это безобразие души. Гнев – это слабость человеческой души. Поэтому «скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев». Не даром русская пословица говорит: для чего человеку дано два уха и один язык – чтобы больше слышать, чем говорить. «Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале. Он рассмотрел себя, и отошел и тот час забыл каков он. Но кто вникнет в совершенный закон свободы и пребудет в нем, тот будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании. Если кто из вас думает, что он благочестив и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие. Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть, чтобы помогать сиротам и вдовам в их скорбях и хранить себя не оскверненным от мира. Вот что делает нас сынами Божиими – чистота, милосердие, безгневие, кротость и воздержание».
Сегодня мы с вами только начали это святое дело – слышание слова Божия, к которому нас призывает апостол Иаков, прочитали с вами одну из 5 глав Апостольских посланий, положили этому начало, а придя домой, разогрев обед, сначала прочитаем остальные 4 главы апостольских посланий, а потом сядем за обед и то, что услышалось, пусть входит в наш ум, сердце и в нашу душу.
«Слово Божие да вселяется в вас обильно». Епископ Игнатий (Брянчанинов) сказал: когда мы молимся – мы беседуем с Богом, когда мы читаем Священное Писание – Бог беседует с нами. Не лишайте самих себя этой великой благодати, этой великой милости Божией собеседования с Творцом неба и земли.
С Рождеством вас поздравляем и спасения вам желаем, мира, радости, терпения, и от нас вам поздравления! Мира, радости, добра в день Христова Рождества!
архимандрит Мелхиседек