Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие возлюбленные братья и сестры, сегодня мы слышали воскресное Евангелие о воскресшем Спасителе. И там были такие слова: И когда благословлял их, отступил от них и стал возноситься на небо. Они же возвратились в Иерусалим и бяху выну в Церкви славяще и благословяще Бога.
Что значит «бяху выну»? Выну - всегда, бяху – были. И были всегда в Церкви славяще и благословяще Бога. Можно ли и нам быть всегда умом в Церкви? Наверное можно, когда мы не присутствуем телом, но присутствуем своим умом. Когда начнется Великий пост, первую неделю поста особо ревностные люди будут в храме, может немного опаздывая на работу, но посвящая свое время и свои силы Богу.
А потом из-за работы, из-за невозможности будут об этом жалеть: что служба идет, богослужение идет, литургия Преждеосвященных Даров идет, а его там нет. И это желание, это мысленное соприсутствие в храме на молитве и своей личной молитвой, будет богослужением. Будет тоже пребыванием в храме.
Потому что молитва - это возношение ума к Богу. И для этого не надо никакого места. Для этого нужна только воля и любящее сердце. Кто-то из святых сказал: Молитва – дыхание души. Если человеку не хватает кислорода, он умирает. Если человеку не хватает молитвы, это тоже приведет к смерти души. Молитва – дыхание души, а внимание - душа молитвы. Потому что там, где нет внимания, там одно только тело, а духа нет. Тело есть, а души нет, потому что молитва без внимания.
И сегодня мы слышали песнопения, которые настраивают нас на покаянный путь, на покаянный лад накануне приближающегося поста. Как святые отцы сказали о нем – весна для души - Великий пост.
Дщерь Вавилона окаянная! Блажен, кто воздаст тебе воздаяние твое. Блажен, иже имет, и разбиет младенцы твоя о камень! О чем здесь идет речь? О умственных супостатах, о бесчисленной нашей умственной помойке, которая без конца в нашей голове каждую минуту и каждый час. Помыслы о чем угодно, фантазии о чем угодно, только не о Боге, не о душе, не о вечности, не о грехах, не о добродетелях, не о жизни вечной – о чем угодно. И нас Церковь призывает разбить этих мысленных младенцев о камень. Что же такое камень? А Церковь говорит, что камень есть Христос. И поэтому Иоанн Лествичник, которого мы будем чтить особым образом Великим постом говорит: Бей супостатов именем Иисусовым, ибо не найдешь ни на небе ни на земле оружия, сильнее этого.
И Иоанн Златоуст говорит: Не одним только монахам, не одним только священникам заповедана иисусова молитва, но и всем мирянам, потому что молитва иисусова – это дыхание: Господи Иисусе Христе помилуй мя.
Пятисловная молитва заповедана нам святыми отцами, которые и являются свидетелями всегдашнего памятования, а, следовательно, это выражение и нашей всегдашней любви, потому что любовь – это память, память – это любовь. Мы не любим, поэтому не молимся, не помним, потому что не молимся. Старец Паисий Афонский говорит: Вот посмотри, юноша влюбился в девушку, а девушка влюбилась в юношу. Он встает, думает о ней, он идет в университет – думает о ней, он на лекции – думает о ней, он идет обедать – думает о ней, после учебы думает о ней, ночью вообще заснуть не может. Ни о каких уроках не думает, потому что думает о ней. Во смотри, говорит он, любовь человеческая уязвила сердце, и ум наполнен предметом любви. Вот так и о Боге должна быть наполнена наша душа, а это невозможно без понуждения себя и без приучения себя.
Как Амвросий Оптинский говорил: Почему человек бывает плох? Потому что забывает, что над ним Бог. К старцу приходили и говорили: Научи нас этой самой драгоценной Иисусовой молитве, научи нас ее творить. И старец Амвросий заповедовал: Научитесь сначала ее твердить. То есть устами произносить имя Божие.
Как только встали с кровати, пошли умываться, совершили утренние молитвы, стали завтракать, все время, когда ум свободен, все время пусть будет памятование о Боге. Эта мысль, эта жизнь, это образ жизни всех святых отцов, потому что Исаак Сирин сказал: Праздный ум – седалище диавола. Если ты не покоришь своего ума Богу, ты обязательно покоришь его сопротивному. То есть диаволу. Не хочешь заставить свой ум работать Богу, он будет работать – только не Богу. И поэтому сейчас, в преддверии Великого поста, начнем себя приучать к посвящению своего ума Богу, а значит и мысли, а значит и слова, а значит и дело. Потому что, когда человек помнит о Боге, он не может произнести оскорбительного, уничижительного, ложного слова. ему стыдно потому что он ходит перед Богом. И тем более не может сделать того, что Богу неприятно. Потому что помнит о Боге и ходит перед Богом, такими были все святые, а научиться этому просто. Памятование о Боге, молитва, произносимая устами, напоминает о Боге, и сама молитва опять сама напоминает нам о Боге. И получается взаимная поддержка. Мы заставили себя молиться и вспомнили о Боге, а вспомнив о Боге заставили себя опять продолжать эту внутреннее делание, которое возможно и детям, и старикам, и пенсионерам и во время работы за компьютером, и в транспорте, и где угодно. Потому что молитва есть возношение ума к Богу.
Молитва есть собеседование с Богом. Я знаю людей, которые во время этого всенощного бдения, которое идет 2 – 2,5 часа кто 500 Иисусовых молитв, кто 600, кто 700. Это бухгалтерия, это простой элементарный счет, но он показывает посвященность ума Богу. Ты где-то летала мыслями своими или все-таки была сосредоточена, и эта сосредоточенность даст тебе возможность и придя домой быть с Богом и ложась спать быть с Богом, и завтра на Литургии, и так весь день и целую неделю быть с Богом. Даже во время своих обыкновенных домашних дел, не забывать и памятовать о Боге. Потому что нет ничего короче этой молитвы: Господи помилуй! Господи благослови, Господи сохрани! Господи вразуми! Ничего короче этой молитвы нет.
Поэтому дай Бог всем нам, возлюбленные о господе братья и сестры в преддверье Великого поста памятовать о Господе и через это жить, через это обновляться, потому что только Бог способен преобразить нашего с вами внутреннего человека, нашего фарисея, нашего блудного сына, которыми мы являемся. Чтобы мы с вами возвратились в наше духовное Отечество, чтобы мы почувствовали рай в душе, потому что это реально, это возможно. Царство Небесное внутри вас есть, сказал Господь. Как оно обнаруживается, как оно нудится – конечно только молитвой и жизнью по евангельским заповедям, потому что молитва без заповедей она конечно будет невозможна. Хоть обмолись, обпостись, в храм обходись, если ты не думаешь о доброжелательности, если ты не думаешь о самоотверженной любви, если ты не думаешь о людях, которые рядом с тобой, если ты лжешь, имеешь нечистое, увлекаешься блудными помыслами, если ты по заповедям не живешь, то все будет бесполезно. А если ты живешь так, осознаешь свой грех и призываешь имя Божие и этих младенцев, то есть грехи, которые рождаются от помыслов убиваешь Иисусовой молитвой, тогда ты будешь жить потому что Бог будет с тобой, потому что Он есть Бог кающихся. Если ты кающийся, значит т и спасающийся. А если ты спасающийся, значит ты сын Божий. А если ты сын Божий, значит ты и наследник Царства Небесного пришедшего в силе. Да будет это со всеми нами. Аминь!
архимандрит Мелхиседек