Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Вот и приблизилось, возлюбленные о Господе братья и сестры благодатное время святого Великого поста. Ибо завтра все уже будет по другому, другие одежды у священников в храме, другие песнопения, другой покаянный тон этих песнопений, другие молитвы, другая перемена настроения, другие перемены в отношениях – все ради того, чтобы мы с вами стали другими. Именно в этом суть святого Великого поста.
Особое время, о котором авва Дорофей сказал, что Великий пост – это десятина для Бога, эти 40 дней поста, исключая Страстную седмицу, как раз и есть из года десятина, которую посвящают Ему. Посвящаем собственной душе, посвящаем ее очищению, посвящаем ее преображению, оздоровлению, это должно быть каждый день и каждый час, но это особое время.
Время великого поста – это особое время взглянуть на себя заново, вместе с Церковью, вместе с ее молитвами, вместе с ее духовным настроем, особенно в эту первую неделю Великого поста, когда мы с пророком Давидом, с Андреем Критским, с Ефремом Сириным, с другими святыми отцами, с Иосифом Песнописцем, ударили в наше каменное сердце, в наш замшелый и заплывший грехами и страстями ум и сердце, чтобы разбудить его, чтобы размягчить его, чтоб оно стало другим.
Как однажды у одного человека спросили: А почему вот это дядя Слава очень мягкий человек? И тогда он отвечает: Ты знаешь, его по жизни много мяли. Вот и нам, чтобы по жизни стать мягкими людьми надо тоже мять самих себя, не ближнего, не других, не своих соседей, родных и близких, а мять самих себя, чтобы во дни Великого поста снять с себя эту маску, маску благочестивого христианина, чтобы мы под этой маской увидели самих себя подлинных, какие мы есть на самом деле, потому что мы настолько привыкли к православию, настолько привыкли к благочестию, что считаем себя вполне нормальными, среднестатистическими православными христианами вполне нормальными, вполне спасающимися, вполне довольными самими собой как фарисей, о котором мы недавно слышали в этих дивных словах святого Евангелия.
И вот это время особое, чтобы мы по-особому на себя взглянули – кто мы на самом деле. Канон Андрея Критского будет нас обличать, показывая, кто мы внутри, какие у нас мысли, какие у нас чувства, какие у нас слова. Кто-то пять, кто-то десять, кто-то 15, кто-то 30, кто-то больше лет ходит в храм Божий, является христианином, а как не было любви, так и нет. Как не было добросердечия, так и нет, как не было кротости и смирения, так и нет. Как не было жертвенного служения взамен, вместо эгоизма, так и нет. Как не было чистоты мыслей и целомудрия, так и нет. Зато есть внешняя форма, внешняя одежда, сейчас будет каждый из нас следить за тем, чтобы не оскоромиться во время Великого поста, смотреть за содержанием булки, пряников и сухарей, но это все совершенно бесполезные вещи, если мы не пропускаем сыворотки в еде или молочного порошка, но пропускаем злобу, пропускаем эгоизм, пропускаем нечистые мысли в свою душу, пропускаем лень, зависть, ревность, леность. Это все чуждо христианству, это все чуждо Евангелию. Великий пост это возможность заново взглянуть на себя, заново начать новую жизнь с чистого листа, и это великий шанс, это великая милость, это великое чудо. Святые отцы так и называют Великий пост – весна для души. Весной все, казалось бы умершее, погибшее, засохшее, оживает.
Вот так и наша душа: с великой радостью надо вступить в это поприще великого поста в надежде, что Бог и милость Божия, и милосердие и наши посильные труды изменят наши ум, мысли, сердце, душу, хоть чуть-чуть она будет похожа на христианскую, хоть чуть-чуть она задумается о Евангельской жизни, как сути вообще нашей с вами жизни. Потому что счастье нашей жизни определяет вовсе не то что есть у нас, а то, что есть в нас. Если в тебе ничего нет, тогда это жалко, тогда это пустота, когда нет в сердце милосердия, любви, веры и надежды. Жалкая тогда жизнь. И наоборот, когда это все есть, тогда это и есть райская жизнь, тогда это и есть присутствие Бога в нашей жизни.
Кто-то из мудрых людей сказал: если бы мы в своей жизни ничего не имели кроме Христа, то со Христом мы имеем уже все. Время поста – время сугубого воззрения на свою душу, время сугубой посвященности нашей жизни Богу, чтобы с ног на голову переменилась наша жизнь, чтобы больше было посвящено время душе, храму, молитве, Евангелию, жизни в конце концов по Евангелию. Как помните, апостол Павел нас призывает: Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает. Что посеете то и пожнете, сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух пожнет от духа жизнь вечную. А что такое сеяние в дух? Это попечение о духе, о душе, и потом вы сделайте когда-нибудь анализ в своей жизни сколько времени посвящено телу, еде, работе, зарабатыванию денег – почти все наше время и вся наша жизнь.
А время Великого поста – как раз то время посеять для души. Что для этого надо, что для этого необходимо, что для этого нужно? Старец Амвросий дал нам алгоритм духовной жизни. Он сказал: Надо чтобы день был днем, а ночь была ночью. Посмотрите сейчас на наше благодатнейшее время, нам вернули правильное время, даже чисто физически наше астрономическое время вернули. Сейчас половина седьмого уже светло. В шесть уже начинает чуть-чуть появляться свет. Для чего – чтобы помочь нам, чтобы нам было легче. Чтобы мы понимали, вот все начинается – начинается свет, начинается день, вставай и посвяти свое время, совсем пусть маленькое, но душе. Вставал в 7, встань на полчаса раньше, вставал в шесть – встань на полчаса раньше, вставал в 8 – встань на полчаса раньше. Сначала на полчаса, а потом на час. И это время будет твое, это время будет о себе, молитва о душе, благодарность Богу за его великие и неизреченные благодеяния, время подумать, время почитать главу Евангелия, две главы Апостольских посланий, как нам заповедали великие Оптинские старцы. И святые отцы, которые заповедали нам читать хотя бы по одной странице святых отцов.
Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: В наше время кто не читает святых отцов спастись не может. Когда мы молимся, мы говорим с Богом, говорит он, но, когда мы читаем Священное Писание, Бог беседует с нами. Сам Бог беседует с нами. Мы выходим на эту беседу, мы даем время, открываем сердце для Него, чтоб это было не впопыхах, не в метро, не в толкучке, а время, специально посвященное Богу и своей душе. Это благодатное время утра, если ты его проспал, то это жалко, в течении дня ты больше не найдешь и вряд ли найдешь замену, потому что все мы обременены попечениями о работе, о семье, о родных и близких – это все естественно для нашей жизни. Но внутри этой суетной жизни надо находить время для своей собственной души. Как однажды сказал старец Паисий Афонский: Как же Бог любит, когда его дети беседуют не только между собой, но и беседуют с Ним. Как же Он любит, когда мы молимся и беседуем с Богом, когда мы читаем Евангелие, то Бог беседует с нами.
Мы так все стали закрученные, и сами даже не знаем и не понимаем, как все это произошло, что мы попали в эти сети, о которых апостол Павел сказал: Дорожите временем, потому что дни лукавы. Что значит дни лукавы? Нам кажется, что день будет большой, нам кажется, что неделя будет большая, нам кажется, что месяц будет большой. Нам кажется, что мы в этот день успеем все сделать и, если встанем на час позже, на два часа – ничего страшного, мы все успеем. За эту неделю не успеем, ну ничего страшного, на той, все успею еще сделать. Ничего подобного, надо дорожить каждым днем, каждым часом и каждым утром.
У старца Оптинского Нектария спросили, когда начались революционные события во всей стране: Батюшка, а что же будет дальше, как же будут жить люди дальше, что будет дальше? Он юродствовал и у него в келии были детские игрушки, детские предметы, это особый разговор. Он взял волчок, закрутил его и сказал: Люди после нас будут жить вот так. И показал на своей голове. Все будут закручены.
Мы встаем на полунощницу в 6 часов утра, именно в это время начинается богослужение на Оптинском подворье. Это довольно рано для простого светского человека. Я, когда утром встаю, смотрю на многоэтажки и там вижу примерно пять процентов окон, в которых горит свет, люди спят до последнего, ну это может быть и естественно, потому что ложатся в 12, в час, в два – сериалы, компьютер, соцсети, и мы вошли в этот непонятный, безблагодатный, бездуховный режим. Мы тоже так все живем.
И вот время поста, это как раз то время, чтобы сказать: Все, хватит, остановитесь, найдите время в конце концов для души, найдите время для Бога. Как его найти при нашей работе, при нашей загруженности, семье и попечениях? День должен стать днем, а ночь – ночью. Надо ложиться как можно раньше и вставать как можно раньше хотя бы вот эту первую неделю великого поста.
И я всегда радуюсь этой первой неделе, когда вижу на ранних богослужениях, которые начинаются в 6 часов утра, вижу почти половину храма. И люди потом говорят: Батюшка, удалось помолиться кому до 8, потому что на работу, кому до 7.30, кому до 9, кому 8.30 с 6 часов, потом работа, потом канон Андрея Критского, и вся неделя как на крыльях. Почему? Да потому что благодать с тобой, которая готова излиться на тебя, сосуд куда может излиться благодать, душа закрыта, душа не просит, душа спит. Бог уважает нашу свободу, не отвечает на незаданные вопросы, и не исполняет то, о чем не просят, уважая нашу свободу. И все это возможно, и должна произойти перестройка, мы все привыкли к этой перестройке, перестройке на столе и тщательно будем к этому готовиться, нормальные люди, которые соблюдают пост за этим наблюдают. Но пост - это не капуста, не картошка и не соленые огурцы с грибами. Это не пост. Пост – это перемена мыслей, перемена слов, перемена в душе. Вот это настоящий пост. А время для этого с самого раннего утра.
Не смог ты пойти в храм, дома после утренних молитв, почитай главу Евангелия, две главы Апостольских посланий, кафизму, в двадцатке которой ты состоишь. Это будет уже достаточно, это будет уже вполне благодатно, если еще есть время, добавил канон или акафист.
Кстати акафисты можно и нужно читать Великим постом. Потому что что такое акафист и что такое кафизма. Кафизма от греческого глагола кафиза – сижу. То есть кафизма – это часть псалтири, во время чтения которой возможно сидеть в храме. А что такое акафист? Частица «а» – отрицательная частица, то есть не сижу, молитва, во время которой не сидят. Когда говорят, а разве можно Великим постом читать: Радуйся, радуйся, радуйся... - это часть содержания акафиста, да именно Великим постом и надо прибавить акафисты: Радуйся, радуйся и радуйся. Радуйся Невесто Неневестная! Радуйся святителю Николае!, любой другой акафист.
Молись и делай что хочешь, говорят святые отцы. Молись, люби Бога и делай что хочешь. И молись как хочешь, лишь бы только быть с Богом. И абсолютно не важно акафист, псалтирь, канон, Иисусова молитва, или молитва Божьей Матери «Богородице Дево радуйся», не имеет абсолютно никакого значения, лишь бы ты был в этой памяти Божией. И опять, где же взять это время – утром. А можно жить без молитвы? Без молитвы жить нельзя. Почему? Молитва – дыхание души. Там, где нет молитвы, там нет жизни для души. Ты можешь называться как угодно, православным, христианином, но если ты не молишься, у тебя только одно представление, что у тебя Бог в душе – это не христианство.
Мы своим родным и близким по 10 раз отправим смс или позвоним, а как же в отношении Господа? Если вспоминаем о Нем только изредка.
Нет, нормальная жизнь – это всегдашнее памятование о Боге, всегдашняя. Апостол Павел так и заповедал: Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите!
Мы хотим радоваться? Это нормальное состояние христианина, нормальное состояние радости, пожелание апостола Павла, это не преувеличение и не гипербола, это нормальное состояние, в котором должны быть все мы.
А какой алгоритм для этого состояния? Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите! Чтоб радоваться – надо за все благодарить, непрестанно молиться и вот тогда всегда будешь радоваться. Из-за благодарности, из-за молитвы будет всегдашнее состояние радости.
А всегда молиться – это не означает всегда держать в руках молитвослов. Молитвослов - это внешняя молитва. Самая главная, самая серьезная молитва – это молитва внутренняя. Твое личное предстояние перед Богом, твоя личная беседа с Богом. И отцы заповедали нам краткую, но всеобъемлющую молитву, которая должна не сходить и не отдаляться от уст. Как нам об этом сказал Иоанн Златоуст: Не только монахам и священникам заповедана Иисусова молитва, а каждому благочестивому мирянину и она должна слиться с твоим сердцем и с твоими устами как дыхание и ты должен чаще молиться, чем дышишь. И для этой молитвы краткой - Господи Иисусе Христе помилуй мя! Господи Иисусе Христе помилуй мя! Господи Иисусе Христе помилуй мя! - не нужны никакие обстоятельства, не нужна погода, не нужно богослужение, не нужны даже физические силы, ничего. И парализованный человек может читать эту молитву, и престарелый, и маленький ребенок, это делать в состоянии, если у него ум и воля. Мешает молиться только нерасположение воли.
Кстати, если любим, то молимся, если не любим, то не молимся. К старцу Силуану Афонскому подошел некий эконом другого монастыря. Эконом – это тот, кто заведует всеми хозяйственными делами в монастыре. Если в семье три, пять, семь, 10 человек, то афонские монастыри насчитывали от 100 человек и больше. И он был попечителем, строителем и экономом монастыря. Он подошел к старцу Силуану и сказал: Отче, я молюсь во время богослужения, но, когда я на работе, на послушании, у меня нет такой возможности молиться и держать в памяти Господа. И тогда старец Силуан Афонский говорит: У нас так не бывает (говоря про себя) ибо любить Бога никакие дела не мешают. Все зависит только от одного – любишь или нет. Когда человек любит, его не надо ничего заставлять. Он сам все делает в обход, когда он любит дело, когда он любит человека, он любит то, что ему нравится, он не может от этого оторваться. Ребенок не может оторваться от мультфильма, кто-то не может оторваться от игры в танки, а кто-то не может оторваться от любимого человека. И ничего ему не мешает. Вот этот образ человеческой любви. Старец Паисий приводит нам пример. Он говорит вот из повседневной жизни мы можем брать пример для жизни духовной. Вот посмотри, как юноша любит девушку: он работает, думает о ней, учится – думает о ней, ест –думает о ней, одевается – думает о ней, ложится спать тем более думает о ней, с кем-то разговаривает, а все равно думает о ней. Ничего не мешает думать ей или ему о том, кого любит.
А как же сделать так, как же прийти в такое состояние чтобы и мы так же любили Бога, как имеем представление о любви человеческой? А вот как раз это и особое время Великого поста, когда надо заново взглянуть на свою жизнь, взглянуть на Евангелие. Для это будет канон Андрея Критского, для этого богослужения, для этого ежевоскресные Пассии, то есть богослужения, которые посвящены страданиям Христа Спасителя, чтобы мы с вами когда-нибудь очень серьезно поняли, ценой какой жизни и смерти живет каждый из нас.
В 3 главе апостола Иоанна Богослова есть такие слова: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.
Христос умер за тебя, и за меня; и вместо тебя, и вместо меня. Какое же должно быть наше нормальное благодатное и благодарное человеческое сердце? Жизнь должна стать благодарностью Богу. Потому что Он это сделал по любви, умер за нас по любви. Чем должна стать наша жизнь? Благодарным ответом на эту любовь. Что является проявлением любви? Собеседование, общение, вот как раз эта молитва и есть собеседование и общение с Богом. А если ты это забываешь, то ты сам себя лишаешь благодарной, всерадостной духовной жизни.
Великий пост именно об этом, чтобы еще раз осознать кто мы, где мы, на каком мы пути и кто мы – благодарные чада, мы помнящие эту любовь, эту жизнь. И тогда уже не надо заставлять идти в храм, брать молитвослов, удержаться от гнева, раздражения, зависти, ревности, нечистоты. Не надо заставлять, это будет для тебя естественно потому что так должны поступать благодарные дети Божии, ради Него, ради воли его, ради того что Он хочет, чтобы мы были такими. Если Он хочет, чтобы мы были такими, значит мы должны быть такими по любви. Не из-за страха, что мы будем за это наказаны. Это очень дешево. Если мы боимся согрешить только из-за того, что с нас за это когда-то спросят, когда-то мы за это будем наказаны. Это все дешево. Мы не должны поступать против Евангелия по любви. Для этого и само Евангелие надо знать. И самим то Евангелием надо интересоваться и вникать в его смысл и не только вникать, но и драгоценнейшие эти слова Христа еще и учить.
Я вспоминаю дни общения с отцом Даниилом Сысоевым, убиенным мучеником Русской нашей Православной Церкви. Он мне говорил, что Великим постом он Ветхий Завет прочитывал весь. Я спрашивал: Как у тебя есть эта возможность, где ты находишь время, потому что это почти невозможно? И он говорит: когда я совершаю требы, соборование и причастие на дому, его возила его супруга, матушка Юлия, на машине, и в это время, когда она была за рулем, то он в машине читал. Потом дома, потом урывками, во время каких-то других маленьких пауз, непростой священнической жизни, особенно Великим постом, когда сейчас начнется просьба первый раз пособоровать, первый раз поисповедовать, первый раз причастить.
Мы называем таких людей, которые раз в год постом Великим прибегают к Церкви, «подснежниками». Вот они мерзли, мерзли, потом на них солнышко духовной жизни повлияло, что-то там услышали и вдруг проснулись, ожили как подснежники, вылезли из-под этого толстого льда бесчувственности и безверия, и слава Богу. И находил все равно для этого время. Почему? Любовь. Есть любовь – готов человек все свернуть, нет любви – 1000 будет оправданий – здоровье, нету времени, голова болит, желудок, сложный пост, недостаток белковой пищи и так до бесконечности. Ну оправдываются, только толку в этом нет никакого.
Если ты ничего не посеял, то ты ничего и не пожнешь. Сеющий щедро, щедро и пожнет, сеющий скупо – скупо и пожнет. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. А как сеять зависит от каждого из нас. Сеять щедро или скупо – это дело твоей любви. И конечно необходимо сказать и о постовых искушениях, когда вдруг атмосфера между родными и близкими, сослуживцами, родными, прихожанами вдруг становится неожиданно наэлектризованным. И мы к этому должны быть тоже готовы. Потому что тот, кто умней, тот и в ответе. Ты знаешь, как поступать, ты знаешь, как говорить, ты знаешь, как надо думать? Знаю. А они не знают. А ты знаешь, вот ты и промолчи, вот ты и прости, вот ты и уступи, вот ты и не заметь, вот ты и не услышь, вот ты и позвони, вот ты и протяни руку помощи первый, вот и ты первый скажи «прости». Ты, ты первый это сделай.
Ни от кого не надо ничего ожидать и ни с кого не надо спрашивать кроме как с самого себя. И надо быть предельно внимательным, почему-то обострятся вдруг неожиданно человеческие отношения. Враг будет крутить, а с другой стороны через него может действовать Бог, через этого человека, чтобы проверить себя, сдать единый госэкзамен на христианство. Вот ты христианка или нет. Вот это экзаменаторы, вот это инспекционные комиссии, без предупреждения и будь готов этот экзамен сдать. А не так – тяв на тяв, слово за слово, оскорбление за оскорблением, неприязнь за неприязнью. Для нас это должно быть невозможным. Мы наоборот, как собранная, натянутая струна, до которой чуть дотронулись, и она заиграла. Не лопнула, а заиграла. Заиграла красными звуками доброжелательности, любви, снисходительности, благостности, кротости, смирения – мы как струна. А если струна не натянута, то что? По ней брянчат, а там никакого звука нет.
Вот так мы Великим постом должны быть предельно внимательны к своим мыслям, словам и поступкам. А на самом деле, говорят богослужения, даже то в котором мы сегодня участвовали, сегодня слышали – оно нам уже говорит о начале Великого поста. И вот те слова, которые мы сегодня слышали и у кого то может быть прошло мимо ушей, но священники для этого и существуют, чтобы заострить внимание на чрезвычайно важных вещах, научить, подсказать и направить. Так что предлагает Церковь, как нам начать пост, что такое пост и какое его содержание, и какая его внутренняя сущность. Первая же стихира, первая же молитва о посте, она именно такова: Постное время светло начнем к подвигам духовным себя направивши. Очистим душу, очистим плоть, постимся как в снедях, так и от всякой страсти, добродетелями наслаждающася духа.
Когда у тебя будет наслаждение? Когда у тебя будут духовные добродетели. Добродетели наслаждающися духа, в них же соверщающеся любовию – потому что любовь – закон совершенства. Любовь к Богу и людям в конце концов конечная цель преображения человеческой души и всего его естества. В них же соверщающеся любовию да сподобимся в нихже видеть всечестные страдания Христа Бога, то есть страстную неделю, и Святую Пасху духовно радующеся. Вот о чем заботится Церковь, чтобы в нас была духовная радость, от нашей же жизни, от очищения, от любви и от совести, от подвигов чтобы была духовная радость. В этом суть христианской жизни, и в этом суть поста. Если у тебя нет радости, нет хорошего настроения – не туда идет пост, что-то идет не то, не так идет твоя жизнь. Что-то неправильно ты делаешь. Чистая совесть – основа духовной радости.
И еще одна стихира: Всечестное воздержание начнем светло. Вот слышите, как разные стихиры, а они об одном и том же. Не унылый дух, что теперь не будет ни молока, ни сосисок, ни яиц, ни сыра, и что мы теперь будем делать то, где наши пирожные, где наши мороженое, где кофе с молоком. Ну от чего-то другого надо получать радость.
Всечестное воздержание начнем светло лучами сияющих святых заповеди Христа Бога нашего любовию светлостию, молитвой блистанием, чистоты очищением, благомужеством крепостию, яко да светоностна творит во святое тридневное воскресение осиевающее нетление миру.
Что такое светлое Христово Воскресение, оно осиевает, просвещает и говорит о нетлении мира, потому что Христос победил смерть. Светло пост начнем чтобы встретить Святую Пасху, вот начало, а вот конец. И как встретить Пасху – с очищенной, преображенной, воскрешенной, умиротворенной и очищенной душой.
В Древней Церкви был такой обычай, чтобы перед началом поста показать конец и цель поста, во время этого чина Прощения в воскресный день в прощеное воскресение после покаянных песнопений пелись стихиры Пасхи. И когда у нас сегодня будет совершаться этот чин, вы не торопитесь убегать домой, помолитесь здесь, потому что и мы, исполняя двухтысячелетний обычай нашей Церкви, тоже сегодня будем петь стихиры Пасхи, чтобы показать, вот ради чего мы подвизаемся, вот конечная цель, вот что нас ждет, вот какой праздник. Потому что что такое Пасха? Пасха – это преддверие рая.
Пасхальная радость – это приоткрытие той радости, которая будет у спасенного человека всегда. Кстати однажды, в Оптиной пустыни подвизался один монах, и он обладал духовной простотой, кротостью и смирением, и как отцы говорят: Бог любит смиренных, а гордым противиться, и смиренным дает благодать. И он за свою скромную подвижническую жизнь и за страдальческую жизнь, потому что болел очень сильно, то в жизни был восхищен духом в небесные райские обители. Как апостол Павел, который был вознесен до третьего неба. И он, когда он обратно вернулся в свое обычное состояние, спросили: Отче, ну как там, то есть на небе? Он говорит: Братия, братия, там такая радость.
- Ну а что ты там еще хоть запомнил, что за жизнь то там?
Он стал пытаться им объяснить:
-Вы знаете, вот пересказать это не могу, то что видел, слышал, чувствовал. Впрочем, одно мне сильно запомнилось. Там часто поют и много поют Христос воскресе!
Помните какая у нас, у каждого человека в эти краткие минуты Пасхального торжества есть хоть и маленькая, но Господь каждому дает утешение в этот праздник. А это состояние всегда. Вот представляете? И ради этого мы с вами и начинаем этот Великий пост. Это дивное плавание по горному морю в корабле в котором кто-то наверху, кто-то правит этим кораблем, кто-то подкидывает угля в этот корабль, чтобы он на всех парах шел к тихой пристани, которое именуется Царствием Небесным, кто-то в каюте, кто-то в трюме, кто-то моряком, кто-то на нижней палубе, кто-то на верхней, кто-то при исполнении служебных обязанностей, но все мы в едином корабле и все мы между собой связаны. И надо помнить, как говорил еще Достоевский, грех одного человека распространяется на всех и добродетель одного человека распространяется на всех. Мы все за всех в ответе.
Поэтому светло начнем постный подвиг воздержания, с любовью, с подвигом добродетелей. Как слышим в заамвонной молитве, когда мы будем участвовать, у кого будет такая возможность, то заамвонная молитва на Литургии Преждеосвященных Даров, она будет другая, нежели мы слышим на Литургии Иоанна Златоуста. А часть этой заамвонной молитвы такая, она тоже о смысле Великого поста, и там священник испрашивает благословение во время Литургии Преждеосвященных Даров на весь народ Божий, который присутствует в храме и молится такими словами: Подаждь и нам Блаже подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем же греха явитися, и неосужденно достигнути поклонитися и святому Воскресению.
Вот нам направление, вот нам вектор и вот нам всем духовный алгоритм. Так что помощи Божией дорогие братья и сестры, дорогие отцы, желаю перед началом Великого поста, чтобы с радостью, с благодатью, с силами духовными и с добрыми делами, обязательно с добрыми делами начать этот пост и конечно же начать этот пост с главного фундамента и с основания – конечно же с прощения и об этом надо было сегодня говорить, но говорить об этом как-то не очень естественно для нашей христианской среды, чтобы призывать христиан простить обиды, забыть злопамятство, злоречие, недоброжелательность, которые были в нашей жизни, этого по идее быть не должно и не надо доводить свою жизнь с родными близкими, братьями и сестрами, до этого единственного дня Прощеного воскресения, когда вдруг все вспомнили, что да, вот сегодня надо с кем-то помириться. Как сегодня одни смс-ки – простите, простите, простите.
Причем что интересно, просят прощения любимые люди, вот никто так не написал или мы не написали, кому на самом деле и неохота просить. Вот Серафим Саровский сказал: если есть в жизни один человек, которого вы не можете простить, ваш христианский труд напрасный. Один человек. Хорошо, чтобы этих людей не было вообще, вернее, чтобы они были, пусть они живут и здравствуют, но, чтобы не было таких ситуаций, чтобы появлялись в нашей жизни такие люди. Вот этого не должно быть. И не надо доводить эту ситуацию до Прощеного воскресения. Дай Бог, чтобы мир, доброжелательность, любовь, христианская солидарность, помощь, дружба, взаимная поддержка, воцарилась в нашей духовной семье, в семье нашей, с сотрудниками, на работе, с сослуживцами, прихожанами, чтобы мы думали о самом главном, чтобы мы все были детьми любви. Потому что Бог наш есть любовь, и мы должны быть детьми Божественной любви. Аминь
архимандрит Мелхиседек