Главное

Расписание богослужений

VlahernstreamГород, осажденный вражескими кораблями, его жители, собравшиеся в храме и прибегающие к последней надежде и Заступнице — Богородице и, как ответ на молитву, видение блаженному Андрею — распростертый над миром Покров. И следом — буря, разметавшая корабли неприятеля в щепки. Этот сюжет всем известен — каждый год в праздник Покрова Пресвятой Богородицы православные вспоминают чудесное спасение Константинополя от захватчиков, среди которых, по одной из версий, были и наши предки-славяне.

Именно этот праздник впервые привел меня в Город. До 2002 года я и не подозревала, что в турецкий, мусульманский Стамбул есть повод совершить православное паломничество. Я увидела в одном из храмов объявление: «Праздничная служба на Покров во Влахернах» и собралась в путь.

 

В ту поездку мы посетили множество удивительных мест — величественную Святую Софию, руины Трои, улицы древнего Эфеса, место служения святителя Николая в Анталье и пещерные храмы Каппадокии. И на фоне всего этого роскошества древностей место, заявленное как кульминация поездки, при первом знакомстве несколько разочаровало — маленькая, новодельная церковь на месте чуда, сонный греческий священник, с явной неохотой прозвеневший ключами, чтобы открыть двери русским паломникам, попутно отмахиваясь от их сложенных для принятия благословения рук. Служба, которую совершали соборно четыре русских священника, в том числе, если я не ошибаюсь, один архимандрит — все равно очень домашняя, камерная, без тени той торжественности, с которой совершался бы этот праздник в России, особенно в тех храмах, где он престольный.

Прямо в храме, на месте явления Покрова — источник, удивительно теплый и в физическом смысле температуры воды, и ощутимо согревающий благодатью. Рядом, на столике — маленькие бутылочки для воды и кружка для пожертвований. В первый раз удивляет, что у греков по сравнению с нами все наоборот — если в России просфоры маленькие, а святую воду принято набирать в пятилитровые канистры, то в греческих церквях во время богослужения используются просфоры и литийные булочки размером с добрый каравай, зато святой водой наполняют крошечные флакончики, какие у нас пригодны скорее для масла после елеосвящения.

Потом, пройдя окружающий Влахернскую церковь маленький уютный садик, выходишь на берег Золотого Рога и понимаешь, зачем это все — зачем ты приехал именно сюда, в эту скромную церковь, а не предпочел ей великолепие архиерейской службы на родине. Если Святую Землю принято называть «ожившим Евангелием», то византийские памятники на территории современной Турции — это ожившая церковная гимнография. Оживший Акафист, стихиры, тропари, ирмосы… «Град Твой сохраняй, Богородительнице пречистая, Тебе бо сей верно царствуяй, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждаяй, побеждает всякое искушение, и пленяет ратники…» «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице…»

18880pВлахернская церковь не входит в число объектов той обязательной программы, которую стремятся выполнить в Стамбуле паломники и туристы. Тем не менее, посетить ее стоит — в отличие от шумных , переполненных туристами Святой Софии или монастыря Хора (Карийе) здесь вы сможете уединенно и в тишине помолиться. А заодно подать записки о здравии и упокоении, поставить свечи, набрать святой воды из источника — ведь, в отличии от Софии, Хоры и бывшей церкви Сергия и Вакха это не музей и не мечеть, а действующий православный храм.

Отыскать среди паутины стамбульских улочек и переулков что-либо меньшее по масштабам, чем Святая София или Голубая Мечеть, в принципе довольно сложно, но в случае с Влахернской церковью лучше выбрать следующий способ. Идите вдоль стены Феодосия до того места, где она заканчивается у залива Золотой Рог — все равно, с внешней или с внутренней стороны. Когда стена закончится, идите перпендикулярно стене или параллельно Золотому Рогу в сторону центра. Сверните во второй переулок, и там увидите территорию, огороженную высоким забором с колючей проволокой, рядом — будка с полицейским. Так в Стамбуле выглядят все действующие православные церкви, в том числе и знаменитая Вселенская Патриархия на Фанаре. Адрес Влахернской церкви — Bostan sok., 47.

vlahernЕсли калитка окажется заперта, не переживайте — на территории Влахернской церкви обитает семья ее хранителей, не знаю, турецкая ли, греческая ли. Позвоните в звонок. Обычно они встречают гостей любезно, открывают церковь и сувенирную лавку, предлагают набрать воды из источника.

Есть еще один удобный и красивый способ найти Влахерны — садитесь на кораблик, который курсирует по Золотому Рогу, и сойдите на пристани «Айвансарай». Потом поднимитесь наверх в жилой квартал по улице, идущей от пристани — не заблудитесь. Один из ориентиров — по мере приближения к церкви в магазинах появляются греческие вывески, а уличные торговцы предлагают четки и брелоки с иконами.

В 2002 году на Покров Город подарил мне еще одну интересную встречу — правда, не во Влахерне, а на русском Свято-Пантелеимоновом Афонском подворье. Это маленькая церковь, расположенная на последнем этаже обычного жилого дома в районе Галата. Церковь окружена стеклянной галереей, откуда открывается очень красивый вид на городские крыши, минареты и стаи вездесущих стамбульских чаек. Во время долгой монастырской всенощной под Покров я вышла в эту галерею, чтобы отдохнуть на лавочке, и совершенно неожиданно оказалась в компании двух молодых турков, которые с большим участием стали интересоваться, как мое здоровье и не нужна ли мне помощь. Ребята рассказали свою историю — их обратили в христианство какие-то протестанты. Потом протестанты уехали, а новообращенные христиане начали искать для себя какую-нибудь церковь. Походили к католикам — не прижились, у греков тоже как-то чувствовали себя не в своей тарелке. А однажды зашли в русскую церковь и остались, с тех пор ходят регулярно. Очень нравится, трогает душу, хотя язык совершенно непонятный.

Конечно, как мы все хорошо знаем, Константинополь перестал быть цитаделью православия даже еще раньше, чем наступил май 1453 года, но напоминания о том, что когда-то здесь был Город Богородицы, неожиданно появляются то здесь, то там, как улыбка с Небес. Вода из теплого неиссякающего источника, камень – осколок греческой надписи, название улицы – явно византийское, хотя и искаженное… Впрочем, Город, над которым простирается омофор Царицы Небесной, не имеет географической привязки – эта любая точка земного шара, где православные молятся Матери Божией о своем спасении. И Она приходит на помощь.

Ольга Гуманова

 

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция