Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинство явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. С ним же и мы Богородице возопиим: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Такими словами, возлюбленные о Господе братья и сестры, ныне вся полнота православной Церкви чтит великий праздник Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Архангел Гавриил является некогда и Ей говорит: Ты обрела благодать от Бога, и зачнешь от Духа Свята, и родишь Сына, и наречется имя Ему Эммануил, что значит: С нами Бог! Как же будет сие если мужа не знаю? Дух Святый найдет на Тя и сила вышняго осенит Тя. И смирение Богородицы отвечает: Се Раба Господня, да будет Мне по глаголу Твоему!
Соглашаясь на рождение Младенца, Сына Божия, Она соглашается на Его жизнь и соглашается на Его смерть. Тебе Самой, сказал Симеон, оружие пройдет душу, да откроется помышление многих сердец. Ей было открыто в Благовещении рождение и смерть Единственного Сына ради спасения рода человеческого. А о воскресении Она еще не знала.
Помните, мы будем в Великую Пятницу совершать молебное пение, которое называется Плач Богородицы. Она не знала о будущем воскресении Своего Сына. Но принимает от Бога все: и непостижимое зачатие, и непостижимое рождение, и непостижимую смерть. «Се Раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему»! И стала святой и стала Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, согласилась исполнить волю Божию, чего бы Ей это не стоило. Из-за чего? «Се Раба Господня».
Если бы так жил каждый из нас: се раб Божий, се раба Господня, да будет мне по глаголу Твоему. Такова воля Божия! Если бы мы говорили об обстоятельствах нашей жизни: Такова воля Божия! Господь дал, Господь взял; нагим я вышел из чрева матери, нагим и отыду; благая от Господа приняли злых ли не стерпим. Буди имя Господне отныне и до века! Се Раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему!
Господь нам в Писании говорит: Блаженны кроткие яко ти наследят землю. Да будет мне по глаголу Твоему! Блаженны чистые сердцем! Да будет мне по глаголу Твоему! Исполни слово Божие в твоей жизни, чтобы стало тебе по глаголу Божьему: «Там, где Я, говорит Господь, там и слуга Мой будет». Там где Я. Если ты пойдешь по стопам Господним, там и будешь, где Господь.
Исаак Сирин однажды сказал: если человек идет вслед своих страстей, а не вслед за Христом, то рано или поздно он станет посмешищем бесов и посмешищем людей. Поэтому нам надо всем ходить вслед Христа. Чтобы заповедь Божия была светом для наших мыслей слов и поступков. И сегодня, диакон возгласил во время выноса Священного Евангелия: «Благовестите день от дне спасение Бога вашего». Мы должны стать благовестием для людей, чтобы слово Божие воплотилось в нашей жизни и в их жизни. Чтобы мы были христианами не только по имени, но и по самой сути, чтобы мы думали по Евангельски, говорили по Евангельски, и поступали по Евангельски, чтоб о нас говорили – это люди Божии, это люди не от мира сего, это какие-то другие люди, потому что они живут по глаголу Божию, по слову Божию. Чтобы в нас не бесплодно стало слово Божие, чтобы оно в нас принесло плод, чтобы мы не только слышали, слушали, читали, но чтобы мы жили по Евангелию.
Чтобы жить по Евангелию, надо его знать. Когда мы молимся, сказал кто-то из святых, мы беседуем с Богом, когда мы читаем строчки Священного Писания, Бог беседует с нами. И Он вот тебе это конкретно говорит. И это надо перевести в твою жизнь. Чтобы услышанное слово, как семя зачалось в тебе и принесло плод жизни. Как у Антония Великого, который услышал: «Кто хочет идти за мной, пусть раздаст имение свое. Возьмет крест свой и по Мне грядет». Он это исполнил в жизни и стал Антонием Великим. Потому что слово Божие в нем зачалось и воплотилось в жизнь.
«Благовестите день от дне спасение Бога вашего». Если мы не можем словами объяснить нашу веру, смысл жизни, Евангелие, пусть наша жизнь вместо этого свидетельствует, что это Божий человек, что он не врет, что он искренний, что он доброжелательный, добросердечный, не жадный, не лукавый, не двоедушный, открытый, прямой, жертвенный – это жизнь христианина, которая может свидетельствовать без всяких слов. Если мы что-то объяснили, подарили Евангелие близким нам людям, на это потратили деньги, свою небольшую часть от зарплаты, купив Евангелие, и потом своим соседям, родственникам или на работе подарили Евангелие, мы стали тогда для них благовестниками. И нам сегодня слово Божие говорит: Благовестите день от дне спасение Бога нашего.
Ни сплетни, ни страхи, ни конец света проповедуем, а проповедуем жизнь евангельскую, жизнь Христа в нашей жизни. Будет воскресение мертвых. Будет жизнь будущего века, будет воскресение каждого из нас. Бог для верных уготовал Царство Небесное. Что осталось? Осталось за нами только наша воля, куда она склоняется, к добру или к злу, чтобы мы поняли, что призваны к вечности, что мы призваны к человеческой жизни, не к животной, а к человеческой жизни. Животное думает поесть, попить, поспать, человек должен думать о большем.
Кто-то сказал: два дня в жизни человека являются самыми главными в его жизни. Первый день – это когда человек родился на этот свет, потому что Бог ему дал временную жизнь, чтобы через эту временную жизнь подарить ему вечность. Это очень важный день в жизни. И день рождения надо отмечать благодарностью к Богу, быв в этот день обязательно в храме, Бога благодарить день и ночь, за то, что он дал тебе эту временную жизнь. А миллионы убитых младенцев не сподобились увидеть белый свет, а ты сподобился.
А второй, еще больше важности день в жизни, когда человек понял, для чего он родился. Это самый главный в жизни день – ты родился для вечности, ты родился чтобы быть с Богом, чтобы обратно вернуться в потерянный рай. А путь начертал тебе Христос. Не поесть, не попить, не кирпичи положить родились мы, а родились чтобы хоть чуть-чуть стать похожими на Христа и через это опять войти в потерянный некогда рай.
Бог хочет, чтобы мы были с Ним и все были в раю. Он этого очень хочет. «Благовестите день от дне спасение Бога вашего». Чтобы строчки Священного Писания не скользили по поверхности ума, не были только на кончике языка, это тоже важно, еще важнее переводить Евангелие в жизнь. Это самое главное, чтобы оно стало плотью в нашей жизни. Как слово Божие, как Благовестие Матери Божией от архангела Гавриила стало в конце концов в Ней, воплотилось в человеческую плоть Господа нашего Иисуса Христа.
Она волей Своей согласилась на жизнь и смерть единственного Сына. Се Раба Господня, да будет Мне по глаголу Твоему! Это чрезвычайно важная молитва. Вдруг когда-то мы окажемся в чрезвычайных обстоятельствах, тех или иных, душевных или телесных. Дай Бог, чтобы в нас по вере нашлись силы сказать: Се Раб Господень, да будет Мне по глаголу Твоему! Мы все в конце концов должны столкнуться с самой смертью и должны ее принять, с этими словами: Се Раб Господень, да будет Мне по глаголу Твоему! Бессмертных людей нет. Всем придется рождаться в вечность, через смерть. Но нельзя смотреть на саму смерть как на трагедию, как на крах. Как на абсолютное зло. Нет. Смерть воскресением Христовым побеждена, я готов принять и саму смерть, потому что знаю, что после смерти будет жизнь. Потому что это Твои глаголы, глаголы Божии.
А Он такие слова сказал: «Всякий верующий в Меня смерти не увидит во век. Всякий верующий в Меня, если и умрет, оживет. Я приду и возьму вас к Себе, и возрадуется сердце ваше и радости вашей никто не отнимет у вас. В дому Отца Моего обителей много суть».
Будем относиться так даже к самой смерти, веря в слово Божие, чтобы оно стало не только словом, но стало внутри ума плотью, внутри души плотью, и стало вторым существом внутри нас, чтоб в нас возрастал не ветхий, а Божий человек, чтобы плоть Божьего человека в нас вытесняла плоть ветхого человека. Как это возможно? Только через напитание себя словом Божиим и чтобы это слово становилось плотью.
Ты простил – ты поступил как Божий человек, ты стал возрастать. Ты уступил – ты возрастаешь, ты любишь - ты возрастаешь, ты пожертвовал – ты возрастаешь, ты молишься – ты возрастаешь, духовный плод растет в тебе. Или наоборот, когда мы в грехе, тогда ветхий человек растет, греховный, а Божий уменьшается. Вот кому мы больше даем, кого мы питаем, кому мы служим, тот в нас и растет.
Апостол Павел нас всех предупреждает: «Не обманывайтесь, что посеет человек то и пожнет. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух, от духа пожнет жизнь вечную». И нам надо сеять в дух. Благовестите день от дне спасение Бога нашего. Человек, который переживает не только за самого себя, но и тех людей, которые рядом с ним, желая спасения, говоря об этом спасении, делает все возможное молитвой, постом, словами, уговорами, переживаниями, людей приводя в Церковь и ко Христу. Такой человек, по слову апостола Павла, спасет свою душу от смерти и покроет множество грехов, обративши грешника от ложного пути его.
Дело не только в нашем личном спасении, мы за людей, которые рядом с нами, родные, близкие, соседи, родственники, те люди, которые знают нас, которые готовы что-то от нас принять, услышать, мы и за них должны переживать и что-то для них делать. Благовестите день от дне спасения Бога нашего – это наш христианский долг любви.
Богородица на смерть готова была пойти Своего Сына, чтобы было Ей по глаголу Божию, вот так и мы в своей жизни, пусть на все скорбное что нам кажется в жизни, скорбное, для нас непонятное, для нас непостижимое, почему такая полоса в нашей жизни, ответом будет вот эта молитва, вот этот пример Матери Божией. «Се Раба Господня, да будет Мне по глаголу Твоему». И пусть каждый из нас в своей жизни будет об этом молиться, будем об этом сугубо переживать, чтобы мы стали благовестием, чтоб мы стали устами, чтобы мы стали глазами, чтобы мы стали руками, чтобы мы стали ногами Христовыми. Потому что в этой жизни Он действует через людей, через нас.
Дай Бог, чтобы мы были зрячими, слышащими, слушающими, и делающими не только языком, но самими делами и самой истиной, служа Церкви, Христу и народу Божьему. Аминь
архимандрит Мелхиседек