Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Сегодня всесветлый день Входа Господня в Иерусалим, когда все мы и весь мир вспоминает это великое дивное чудо – воскресение праведного Лазаря Четверодневного, мертвеца, который четыре дня уже находился во гробе. И в этот день мы слышим послание святого апостола Павла, который говорит: «Радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю – радуйтесь!». О чем нам радоваться в нашей жизни? А радоваться можно многому.
Кто-то сказал, что, если ты ничего не имеешь кроме жизни, ты уже имеешь очень многое, потому что в этой жизни есть все. А самое главное в этой жизни есть Бог, который подарил этот неизреченный дар веры.
Сегодня мы слышали евангельское событие, что одни, увидев чудеса Спасителя и воскрешение праведного Лазаря, кричали «Осанна Сыну Давидову!», бросали ветви под ноги и стелили одежды, а другие, видя те же самые чудеса, пошли и сотворили совет, чтобы убить Его.
И вот здесь стоит вопрос о вере и неверии. Многие что-то ищут в своей жизни. Неверующие люди, скептики, ищут какой-то бесконечной аргументации, убежденности требования веры, разума, и чтобы все понять, осознать, убедиться и только тогда, говорят они, я буду жить иначе. Ничего подобного. Вера и неверие – они не от недостатка аргументов или их избытка, они от другого – от усилия воли: согласиться с истиной, согласиться с правдой, принять ее, покориться ей, или наоборот. Видя истину и видя правду, надо что-то с собой делать и меняться, и человеку проще тогда сказать – «да ничего нет». Потому что, если все есть: Бог, вечность, бессмертие души, - тогда надо что-то с собой делать. А греховному человеку не хочется этого делать. Проще как страус зарыться в землю, только не отвечать на эти вечные вопросы.
Кто-то говорит – вера ваша какая-то сложная, непонятная, а правда ли это, а будет ли это. Как вчера один человек сказал: борют мысли о неверии, когда подумаю о смерти, борет другая мысль – а вдруг ничего нет. И тогда я ему говорю: Смотри, пятое Евангелие. Что такое пятое Евангелие? Это Святая Земля. Вот место, где жил Иисус, вот место, где Он родился, до сих пор оно есть, это место, где Он родился, где крестился, где течет Иордан, где Господь ходил по водам и укрощал бурю, Копернаум, Кана Галилейская, где претворил воду в вино. Вот место вознесения Господня, где отпечаталась стопа на Елеонской горе, вот Вифания, где Он проливал Свою кровь перед тем, как был распят, вот Голгофа, на которой Он был распят, вот пустой гроб. Все сохранилось, вот свидетельство. Плащаница, убрус, который остался и хранится в Италии в котором был похоронен Спаситель, и который остался в пустом гробе.
До бесконечности есть аргументы убеждения, но они не будут действовать и не действуют в конкретных случаях. И Господь на все времена ответил, почему люди не принимают веры, почему есть верующие и неверующие. Не из-за того, что вера такая сложная, не из-за того, что нет аргументов, не из-за того, что нет убежденности в этой вере, не из-за того, что нельзя будет потрогать, пощупать, прикоснуться к чудесам нашей веры, не из-за этого.
Иногда я полемизировал с людьми неверующими: ну в лепешку можно разбиться, и все равно ничего не доходит, ничего не принимается. Один из президентов какой- то страны конкретной сказал, что, если человек в наше время пойдет по водам, кто-то скажет, посмотрите какой он, он даже плавать не умеет. Придумают все, что угодно, только лишь бы оправдать свое неверие. Однажды, читая Евангелие от Иоанна, меня прошибла насквозь мысль: вот где корень веры или неверия. Там говорится: Свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели Свет. И они не идут к Свету, чтобы не обличились дела их. А возлюбившие Свет идут к Свету, чтобы явны были дела их, потому что они в Боге соделаны.
Вот весь критерий веры и неверия. Человек в жизни не хочет ничего менять. Потому что с принятием истины бытия Божия, Евангелия, вечной жизни, человек понимает, что он не такой, а делать ничего неохота. Вот как есть, пусть так и есть – в грехе, в страстях, в привычках. Поэтому никакой радости здесь быть не может, в жизни таких людей, которые не идут к Свету. А Господь говорит: радуйтесь всегда в Господе – вот наша радость – в Господе. Какая бы не была наша жизнь, у каждого из нас перспектива вечности, у каждого из нас перспектива Царствия Божия, уже здесь пришедшего в силе.
Потому что, когда у человека радость на душе, радость обретения смысла жизни, понятие перспективы будущего, понятие и понимание что надо делать, где зло и где добро.
Вступают молодые люди в семейную жизнь, и никто ничего не понимает. И никто не хочет понимать. Есть источник зла и есть источник добра, надо потерпеть ради Бога, надо смиряться ради Бога, надо быть верным ради Бога, надо бороться со своими страстями и привычками ради Бога. Одна мне говорит:
- Хороший молодой парень, да, но только неверующий.
- А к тебе как относится?
- Ну так, снисходительно.
Я ей говорю:
- А какие у него будут аргументы, чтобы остаться тебе верным до конца твоей жизни? Какие: принцип, воспитание, закон, мама, папа, телевизор, друзья, товарищи? Что, все они будут говорить об этом? Все будет говорить о противоположном. Живи – как хочешь, делай как хочешь.
Верующие люди и то еле удерживаются рамках закона, долга, чести, совести, а что у неверующего человека? Да, бывают исключения – но это исключения. И поэтому наша жизнь должна строиться именно по таким принципам, на таком основании - основании веры и фундаменте веры. Как апостол Павел сказал: пусть будет брак, - а потом говорит, - но только о Господе. Потому что когда один фундамент, одно упование, одно мировоззрение, одна вера, одни принципы, одни обычаи, одно воспитание – тогда можно построить эту счастливую семейную жизнь.
Человек состоит из души, духа и тела. Когда люди соединились только телесно – это потрясающе мало. Когда соединились душой – это уже много, но они должны стать еще и одним духом. Когда соединились вот так дух, душа и тело - вот тогда будет настоящее подлинное единство. А когда зацепились только телом, все это так, на какое-то короткое, маленькое время.
«Кротость ваша да будет известна всем человекам». Каждый человек мятется и думает настоять на своем, взять силой, взять волей, взять нахрапом, взять убеждением, настырством, подчинить другого человека самому себе. Кротость... Но, обычно, в нашей жизни напор, напор и напор.
Недавно столкнулся с одной потрясающей дивной мыслью: цветок не раскрывается руками, он раскрывается под воздействием воды, тепла и света. Нельзя залезть в чужую душу, нельзя залезть в чужие мозги и всех сделать такими как мы, также думать, также делать, также поступать. Ничего ты не сделаешь даже со своими собственными детьми, внуками, мужем, женой – ничего. До тех пор, пока не будет собственной жизни, собственного примера, собственной борьбы со страстями, собственной уступчивости, собственной снисходительности, собственной любви, собственной жертвенности, собственной честности, верности, целомудрия, пока от себя человек не будет этого требовать, искать в себе этого, тогда бесполезно искать это в другом человеке. Потому что мы как зеркало, что в тебе, то отобразится и в другом человеке.
И вот именно этим путем и надо в нашей жизни идти. И радоваться о вере, радоваться о бессмертии, радоваться о воскресении, радоваться об этом бесценном даре веры, который в нас есть, и который мы должны хранить как зеницу ока, как маленькое пламя свечи. Не дай Бог какие-то ветры, искушения или коллизии, сомнения в вере, чтобы это не колебало нашей с вами жизни.
Тот же самый человек сказал вчера: Чувствую ослабление веры, сомнения, колебания, что-то не охота ни молиться, ни Евангелие читать, ни вдумываться в евангелие, чтобы жить по Евангелию, так, плыву по течению.
И тогда я ему говорю: А как же у тебя будет вера, укрепление в вере, ощущение близости Божией, что тебя видит, слышит, отвечает и ты рядом ощущаешь присутствие Божие над тобой и в тебе, как это будет, если нет жизни по вере? Вспомни слова преподобного Амвросия Оптинского, сказанные, когда к нему пришла одна женщина и сказала: «Я хочу иметь любовь, но вижу, что в сердце моем любви нет». И тогда старец ей говорит: «даже если ты не имеешь любви, делай дела любви и придет любовь». Вот смотри, также можно сказать и по-другому: делай дела веры, и придет вера. Но если делать все противоположное, откуда же она тогда будет? Так что то, что ты делал, продолжай делать, не уступай ни на шаг диаволу и аггелам его, которые выбивают и готовы выбивать каждый день и каждый час нас из седла нашей с вами веры.
Поэтому не имея этого живого чувства Живого Бога, мы должны делать дел веры: молитва, добрые дела, пост, Евангелие, жизнь по Евангелию, борьба со своими страстями, похотями, дурными привычками, чтобы исполнить волю Божию о нас. А воля Божия о нас такова, чтобы мы были как Он. А Он сказал: «будьте святы, как свят Отец ваш Небесный. Я живу, и вы будете жить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком».
А что такое жизнь с избытком? А жизнь с избытком, это когда человек живет в вере. А когда жизнь без Бога – это не жизнь, а существование физиологическое. А жизнь с избытком – это жизнь с Богом. Даже тогда, когда сама физиология почти как бревно, лежащее на одре, есть там полнота жизни. Почему? А потому что там полнота веры, надежды и любви, душа живая. А душа живая животворит и тело почти мертвое, и наоборот, мертвая душа и живое тело делает мертвецом. Так вот, дай Бог, чтобы мы все с вами самое главное были живыми душой. И тогда совсем неважно, что будет и что происходит с нашим телом – стареет, морщинится, лысеет, теряет зубы, и потом само существование будет не важно, потому что у всех будет один конец – а продолжение будет у всех разное.
Кто-то сказал, что наша жизнь, как шахматная партия, в которой по окончании игры и короли, и пешки складываются в один ящик, но это наша простая человеческая жизнь. В один ящик сложились, но потом придет тот день и тот час, когда этот ящик Бог откроет и скажет: «давайте, Лазаре, грядите вон – одни налево, другие направо».
Что такое ад и что такое рай? Рай – это место, где человек сказал Богу: «Да будет воля Твоя!» Что такое ад? Это место, где Бог скажет человеку: «Да будет воля твоя! Ты сам выбрал это место».
Святитель Феофан Затворник Вышенский говорит: «На Страшном Суде Бог будет искать не за что наказать человека, а за что бы его оправдать». Лишь бы что-то доброе нашлось в его душе и его жизни. Потому что щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Будет жизнь будущего века, только бы всем сердцем, всей душей ее желать, хотеть и жить по этой вере, а если так будет, то даже хотя бы и хромающую, и оступающуюся, и падающую, но паки все-таки восстающую, Господь примет. И мы надеемся, и имеем упование, любовь и надежду, некогда услышать этот глас Владыки Христа, который услышал и четверодневный мертвец Лазарь, все желаем услышать и надеемся, что это будет со всеми нами, чтоб все мы услышали этот победоносный, животворящий, воскресающий глас Владыки Христа: Духовный Лазаре, и назовет нас по имени, гряди вон из этой жизни в Царство Небесное! Аминь!
архимандрит Мелхиседек