Главное

Расписание богослужений

HCy5BkZwALQВо имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Дорогие и возлюбленные братья и сестры всех вас поздравляю с тем, что и мы в этом году, милостью Божией, в этот Великий, Чистый, как его называют, четверг стали причастниками Святых Христовых Таин, как апостолы на той самой вечере. Ибо Иоанн Златоуст говорит, что сегодняшнее причащение, сегодняшняя трапеза ничем не меньше той, которую разделил Христос со Своими учениками самый первый раз. Та же Кровь, то же Тело, та же врачующая Благодать, о которой мы говорим, когда читаем благодарственные молитвы: пройди во вся мои составы, во утробу, в сердце, попали терние всех моих прегрешений, да будет мне во исцеление приобщение Духа Святого, в напутствие жизни вечной.

Вот какие Дары, вот какая благодать Божественного причащения. Однажды отец Иоанн Кронштадтский после Святого Причащения был в духе и сказал: «иереи Божии, священники Божии. Освящайтесь сами и освящайте народ Божий Божественной Литургией, Божественной Евхаристией, Божественным Причащением Святыми Христовыми Тайнами».

И Серафим Саровский, вдохновляя нас, кающихся грешников, говорит – вот посмотри, если человек по своей жизни будет грешник, и похож на черную головешку, т.е. черный с макушки до пят от грехов, но с осознанием своего всеокаянства и всенедостоинства, с желанием исправить свой грех, будет причащаться Святых Христовых Таинств, то, постепенно, причащаясь, каясь, исправляясь, будет все больше и больше убеляться, и в конце концов спасется.

Старец Амвросий тоже говорил, что, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, мы вкушаем Хлеба Жизни. Хлеб и Жизнь – с большой буквы. Это эликсир бессмертия. Люди гоняются за добавками, за лекарствами, за сбалансированным питанием, за режимом труда и отдыха, чтобы дотянуть до ста лет, потом не знают, что с этими ста годами делать. А у нас не надо ни за чем гоняться. У нас Хлеб Жизни дан раз и навсегда. Господь так и сказал: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь пребывает во Мне и Аз в нем. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь смерти не увидит во век».

Когда мы празднуем Рождество Христово, в предпраздненство этого дня мы читаем такие слова: «Чрево Твое, Пресвятая Богородица, стало мысленным раем, ибо в нем, Твоем чреве, произрастилось Древо Жизни, вкушая от которого живы будем и не так как когда умрем.» Адам в раю вкусил запретный плод и умер смертью, а Богородица родила Спасителя мира, и Церковь говорит – из Твоего чрева произошло древо жизни, вкушая от которого живы будем, но не так, как Адам умрем.

Вот что такое причастие – это древо жизни. Каждый раз мы подходим к древу жизни, и как разряженная батарейка, подзаряжаемся. Кто на минуту, кто на две, кто на час, кто на сутки, кто больше. А интересно, а от чего это зависит, вот эта Божественная Благодать? Когда-то мы ощущаем ее, когда-то мы не ощущаем вообще. Когда-то это дольше, когда-то это меньше. Когда-то это очень ярко, когда-то это преоткровенно. Когда-то ты только на следующий день понимаешь, что мы как-то по-другому себя чувствуем в душе, в сердце.

Симеон Новый Богослов однажды причастившись говорит – неужели мои глаза – это глаза Христа, неужели этот язык – это язык Христа, неужели эти руки – это руки Христа. И во мне течет кровь Христа. А каким же я тогда должен быть? А я должен быть как Он. Потому что Он во мне. Я не могу уже подумать противное Ему, сказать противное Ему и что-то сделать противное Ему. Вы представляете, как его накрыла благодать, что святой ощутил, что такое причастие, каким он должен быть.

А какими мы должны быть? Во время Литургии, когда она заканчивается, слышим, Святая (жертва) святым. А мы какие? А мы не святые. А какие мы? А мы хотим быть святыми. А как самому стать святым? Хотелось бы, да не получается. Почему? Батарейка то у нас есть, а источником то мы сами для себя быть не можем. Источник для нас – Церковь, источник для нас Святое Причащение. И только оно является центром и смыслом духовной жизни.

Иоанн Кронштадтский говорит – Святое Причастие — это ось земли. Ось земли, вокруг которой все крутится и все совершается. Он говорит – небо дождит, солнце сияет, и земля произращает пшеницу и виноград, только ради одного – чтобы совершалось это таинство причащения. А оно – главное в жизни. И у других тоже можно найти – крест, Евангелие, священство, иконы, а чего у них нельзя найти? – у них нет Церкви и нет Святого Причащения, настоящего, истинного, благодатного. Бог совершает это таинство, а не мы. У других нет Святого Причащения – только у нас.

Мне сегодня в Покровском храме, в котором я только что был рассказали: сидит Антоний Сурожский, великий человек нашей Церкви, митрополит, и священники и пасторы протестантские. Какой-то богословский был у них разговор, диспут. Он делился жизнью в Православии. И тогда ему говорят: Владыко, так у нас все одинаковое, у нас одно и то же Евангелие, один и тот же Христос, и мы Бога любим, и у нас иконы в Церкви, и мы стараемся жить по-Божьему. Все у нас вроде одинаковое, так почему мы не одно целое? И когда он сидел за столом, был букет, какой-то украшенный с цветами искусственными, и лежали искусственные яблоки. Он поднимает это яблоко, оно внешне ничем не отличается, но оно парафиновое, и говорит – на, съешь это яблоко. Тот говорит – оно не съедобное, оно не настоящее. И он говорит - Вот кто знает? Внешне оно очень похоже, но у нас жизнь, а у вас нет. Кто знает почему? Причастия нету, Церкви нету.

Древа жизни нету. Вот батарейка, вставьте ее в телефон, в фотоаппарат, в фонарь, ну все, без нее не работает. Только подключил – сразу все заработало. Куда ты ее не вставь, все заработает. Вот так и душа – она с Богом, куда не ставь, она живая, она готова из себя излучать. А сами мы не можем.

Святитель Иоанн Златоуст говорит – кого похвалить, кто причащается раз в год по большим праздникам, вот как сейчас люди приходят на Рождество, на Пасху, раз в месяц, раз в две недели, каждый день. Кого похвалить? – говорит он. Ни одного, ни другого, ни третьего. Не праздник делает тебя достойным Святого Причащения, и не урочное время, типа Великий Четверг, Пасха, Благовещение или другие праздники. Не это делает тебя достойным Причастия – а чистая совесть и безукоризненная жизнь.

А разве можно иметь безукоризненную жизнь? Мы все хотим вроде быть другими, как только скажем, как только подумаем, как только сделаем – ничего похожего на Евангелие нет. Почему? А потому что в нас грех этот. А чистую совесть можно иметь? Можно. Когда? В таинстве исповеди. Вот чистую совесть можно иметь. Потому что, когда мы исповедуемся в этой жизни, в укоризненной жизни, исповедуемся – имеем чистую совесть. А безукоризненную жизнь надеемся от Бога получить и сохранить ее.

Один из мудрых людей нашей Церкви говорит: кто достоин святого Причащения? Тот, кто себя считает честно недостойным Святого Причащения. Вот тот и достоин. У Исаака Сирина, я сейчас скажу, вы удивитесь, есть потрясающие слова: «Божественная благодать дается не подвигам и трудам, не молитвам, не постам, не добрым делам, не жизни по Евангелию, не дается подвигам и обрядам, дается единственно благодать за проистекающее от них смирение.

Если молитва, пост, Церковь, богослужения, добрые дела, не приводят к смирению, то ты никакой благодати иметь не будешь. Не дается все это. Помните слова Господа: «Когда сотворите все повеленное вам, скажите рабы неключимые, сделали то, что должны были сделать». Никогда не говорите: была на вечернем богослужении, прочитала три канона, канон ко святому причащению, молитвы ко святому причащению, со всеми помирилась, постилась два или четыре дня, или сейчас Великий пост, была на исповеди и все это сделав, я теперь готова причащаться. Так никогда не надо говорить. Все это делать надо, безусловно и обязательно делать надо. Когда все сделали. Когда Господь помог – сказать, а все равно, вот небо, а вот земля, если небо не захочет, земля небом не станет. Как бы мы не готовились, как бы мы не освящались, что бы мы не выдумывали, мы все равно этой благодати вселения в нас Бога не достойны.

А Огнь попаляющий, Свет просвещающий – только милостью Божией, тот кто всецело себя ощущает недостойным – только тот достоин Святого Причащения. Как только скажет кто достоин, не как прочие человецы, смотри, может оказаться так, что дырявый сосуд, благодать вошла, а не удержали. Сосуд то дырявый. А дырку там сделали своим высокоумием и своей гордостью. И когда что-то не получилось, покрыть надо смирением. Были на работе, не смогли на богослужении быть, в больнице были, у престарелого были, дела какие-то были неотложные, начальник по работе заставил, а с праздником совпало, с Великим Четвергом. Что теперь делать? Идти и причащаться, сказав священнику, благословившись, сказать, что только благодатью Божию. Вот все выполнил – и не понятно, чего будет. Со смирением. Когда если только мы сами добровольно себя от правила от молитвы, от молитвы не отстранили, сами себе не устроили себе этот концерт, а когда хотели, но обстоятельства были выше нас – иди и причащайся. Бог потому что все это дает, своей невидимой милосердной благодатью. А вот так все выполнить, и все так, - это никогда ничего не получится.

И поэтому возблагодарим Господа за этот неизреченный дар – дар Жизни, за этот свет, за эту энергию, за эту радость, за эту силу, которая не от нас, мы бы в Церкви бы ничего доброго бы не сделали. И вот и на столько не поднялись бы в духовной жизни, если бы не Церковь и, если бы не благодать исповеди и Святого Причащения. Умом все понимаем какие должны быть, а сделать ничего бы не смогли, если бы не Божественная благодать.

Поэтому Иоанн Златоуст так и говорит – одна у нас должна быть только скорбь – та, что мы не приобщились сей Пищи, то есть Тела Господня. Эта трапеза есть та же самая, которую предложил Христос и ничем не менее той в Сионской горнице первый раз. Не приобщаться этой таинственной Вечери – есть голод и смерть. Она – есть сила для души, крепость для сердца, основание упования, надежда, спасение, свет, жизнь. Это таинство делает для тебя землю небом. Земля становится небом, через это таинство. Будь простодушно верным, со всей верой причащайся Пречистого Тела Владыки в полном убеждении, что истинно вкушаешь Самого Агнца. Таины Христовы – это бессмертный огонь. Потому не будь пытливым, чтобы не опалиться тебе в Причащении Таин. Не знаю. Что мне делать с моими грехами. Не видит мой ум чем мне омыть и очистить себя. Если бы я вздумал омыться. То малы для меня моря и реки не достаточны, чтобы очистить меня. Но если омою себя кровью и водою из ребр сына Божия, то очищусь и изольются на меня благодатные, спасительные щедроты его.

Вот, что излилось на нас в этот великий четверг, когда мы с вами только милостью, только благодатью Божией стали причастниками Святых Христовых Таинств. Сохраним этот дар, дар в душе, дар в уме, благодарные молитвы в молчаливости, в исполнении Евангелия и на деле сохраним этот дар и будем нести его изо дня в день, сохраняя его. И эта батарейка будет заряжаться все дольше, дольше и дольше будет у нее сила, свет и Божественная энергия. Дай Бог, чтобы этот Хлеб Жизни, вкушение его, чтобы эта радость бытия была бы у нас всегда и вот мы будем внимательны, когда будем слушать эти молитвы. А дома обязательно еще раз прочитайте их. И один, и два и три раза поблагодарите Бога за этот день. Придете - перед обедом, после обеда и вечерком прочитайте еще раз благодарственные молитвы – там будут такие слова – «и сподоби меня до последнего моего издыхания причащаться святых Твоих Таинств». Сподоби, чтобы мы всегда были с этим Хлебом Жизни и пусть этот залог сегодняшнего причащения будет со всеми нами. И если мы с Богом, то и Господь с нами, и пусть Царствие Божие будет в каждом из нас, пришедшем в силе через это великий дар Святого Причащения, который в нашем уме, в нашем сердце, в нашей крови и удах, пройдя составы в утробу, в сердце, попали терния моих согрешений и сподоби меня стать сыном и дщерью Отца нашего Небесного и спастись. Аминь! Аминь! Аминь!

архимандрит Мелхиседек

 

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция