Главное

Расписание богослужений

soshestvie-vo-ad-e1461937566472Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Се Я с вами есть во вся дни до скончания века. Такие слова, возлюбленные о Господе братья и сестры, мы только что слышали в эту святую, великую и преблагословенную субботу. Это вечернее богослужение, эта Великая суббота должна была начинаться сегодня вечером, но мы уже сейчас с утра празднуем с вами этот праздник, потому что вечерня уже относится к Светлому Христову Воскресению. И сегодня мы уже читаем воскресное Евангелие. Сегодня мы уже слышали, как Господь воскрес из мертвых, явился женам – мироносицам и первые его слова: Радуйтеся! А второе Его слово было: Не бойтесь!

И это Евангелие, и эти слова, и этот евангельский сюжет мы запечатлели на стенах нашего храма. Когда будете выходить из храма, тогда увидите на западной стороне видимую иллюстрацию сегодняшнего Евангелия - Великую субботу. Жены-мироносицы у ног воскресшего Христа, со словами: Радуйтеся и не бойтесь!

Вот с таким чувством мы должны идти по жизни, радоваться и ничего не бояться. Радоваться чему? Радоваться что с нами Бог, не бояться смерти и, как говорил один из наших святых: Не бойся никого, кроме Бога одного!

Что интересно, когда я сегодня зашел в алтарь, один алтарник подошел ко мне и сказал: Батюшка, поздравляю вас с субботой преблагословенной. Именно такие слова – суббота преблагословенная – звучат во время чина погребения Плащаницы. И у меня с утра в уме крутились именно эти слова: суббота преблагословенная.

Что значит благословенная мы все с вами знаем. А что значит преблагословенная – преувеличительная частица «пре» – значит благословенная в высшей степени. Почему? Потому что мы сегодня уже в преддверии великой Пасхи, мы в преддверии воскресения, и сегодня мы сняли темные постовые одежды перед чтением Святого Евангелия, и надели белые одежды, те, в которых мы сегодня будем с вами во время Пасхальной заутрени, во время Божественной литургии.

И эта внезапная перемена с черного на белое, как бы с худшего на лучшее – это символ того, какими мы бы должны были стать в течении всего Великого поста, эту черноту греха должны были скинуть, убрать из своей жизни, чтобы с белой, чистой совестью и чистой душей предстать перед Светлым Христовым Воскресением. Вот так вот должно было бы совершаться в душе каждого из нас.

Если бы это было так легко сделать. Если вот было бы легко просто снять, что-то из души черное выкинуть, греховное убрать, растоптать, оставить позади себя и новым обновленным идти по жизни. Ну, у многих это так и бывает. У многих это бывает почти мгновенной переменой в жизни. Как однажды, на исповеди, подходит один человек и говорит: Никак не могу избавиться от матерной брани. Сколько ты в храме находишься? Он говорит: Лет 7-10. Я говорю: я знаю одного человека, который пришел к вере и понял, что мат – это мерзость перед Богом. И оставил эти слова на следующий же день и на всю жизнь. Знаю человека, который за один день оставил это.

Вот видите 7-10 лет можно быть в одном и том же грехе, а можно оставить его мгновенно. Почему? А это все зависит от меры любви. Вот Бог так велел: так не говорить, так не делать и так не поступать. Хочешь быть с Богом – живи по Божьему. Так что все дело в нас самих. Евангелие одно и то же мы слышим все вместе, Святые Таинства одни и те же, храм один и тот же, богослужение одно и то же, но мы все разные, все с разной мерой духовной жизни.

Оказывается дело не в духовнике, и дело не в храме, и дело не в хоре, и дело не в том, что понятно или не понятно читаются часы, такой или иной храм, такой или иной священник, от этого не зависит перемена нашей жизни. Она зависит от того, какое наше сердце и куда сеялось это живое слово: в терние, при дороге, на каменистой почве или на добрую землю.

Значит собственное наше сердце, только от него зависит прорастает в нас евангельское слово или нет. И я вам от всей души этого прорастания желаю.

Дай Бог, чтобы и мы с вами что-то не успев в своей жизни, что-то не оставив, что-то не изжив в течение Великого поста, помнили, что у нас впереди есть еще время, до того момента, как Господь не призвал нас, есть место покаянию во всякое время, и есть место радости во всякое время. Иоанн Лествичник так и называет покаяние «радостнотворный плач».

Как может быть плач, из которого творится радость? Да, это парадокс нашей духовной жизни. Когда ты слезами омываешь свою душу и совесть, через это может произвестись духовная радость, потому что радость дает чистая совесть. Ни что иное – не куличи, ни пасха, ни крашеные яйца, ни разговение, ни вино, это не дает человеку радости духовной. Это радость телесная, радость душевная, разговелись, повеселились, пообщались, попили – все это относится к области тела. К области души относится чистая совесть и праведная жизнь. Вот что будет давать радость, вот что будет давать ощущение защищенности, ощущение присутствия Бога, ощущение радости. Он тебе скажет – не бойся, потому что ты Мой. Мой, потому что ты хотя и грешник, но грешник кающийся. А Господь так и сказал: радость бывает на Небе об одном грешнике кающемся, нежели о 99 праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Вот о ком бывает радость. Бог радуется о нас кающихся и дает нам эту радость – радость за чистую жизнь, и за чистую совесть, и за чистую исповедь. И поэтому, дай Бог, чтобы эти дни мы провели в духовной радости, помогая друг другу, поддерживая друг друга, потому что эти дни и эти часы будут чрезвычайно важные, тяжелые, сложные, потому что праздник только начинается. И все мы должны быть в служении людям и Церкви, по мере наших духовных и телесных сил. Господь сказал: Вера без дел мертва, друг друга тяготы носите. И наша жизнь должна быть не только лично полезной но и общественно полезной.

Поэтому всех вас призываю помочь в этот святой день и в эти святые часы быть плечом к плечу к священникам, к братьям, к сестрам, помогая провести этот праздник. И еще мне вспоминается: когда я был юношей, то ходил в Преображенский храм в Богородском. И я видел чрезвычайно радостный, чрезвычайно трогательный момент богослужения: это было очень трогательно до слез, когда священники снимали с себя темные одежды, облачались в белые одеяния, а весь храм, благочестивые христианки, снимали с себя темные платки, и все как один были в белых платках. Было белое море белых платков. И поэтому всех вас к этому призываю, что мы тоже должны быть созвучны, сообразны с богослужением.

Жалко, что у нас, у мужчин нельзя что-то черное с себя снять и белое одеть. А, поскольку мы все равно все едины, на будущее запомните этот момент, запомните этот великий праздник, торжество, чтобы вот так решительно, вместе с платком, снять с себя греховную жизнь и так вот грехи опустить в эту сумку, потом куда-нибудь выкинуть, и в белом платке, с белой и чистой совестью встретить этот великий праздник светлого Христова воскресения.

И поэтому, дорогие и возлюбленные о Господе братья и сестры, будем помнить великие слова нашего Господа, которые пусть ведут нас по всей нашей с вами жизни: Шедше, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедахъ вамъ: и се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века.

И пусть эти слова звучат в нас утешением, опорой, надеждой, фундаментом нашей с вами духовной жизни : се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века Аминь!

архимандрит Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция