Христос Воскресе!
Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь – поется в Пасхальном каноне. Паки и паки наша Святая Церковь призывает всех к великому торжеству и к великой радости в день Воскресения Христова.
Сегодня, во второе воскресенье после Пасхи Христовой Святая Церковь нам напоминает о великом чуде, которое произошло через 8 дней по Воскресении Христа. Ученики Спасителя рассказали апостолу Фоме, которого не было с ними, что они «видели Господа воскресшего». На что Фома ответил:, что если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки мои в раны Его, то не поверю. И в седьмой день Господь является ради Фомы, чтобы и его уверить в Своем Воскресении. И обращается уже не ко всем апостолам, а к апостолу Фоме: «Подай руку твою и вложи в ребра Мои и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20,27).
Господь явился при дверях не просто затворенных, а запертых и стал посреди. Для нас это тайна, как физическое тело проходит сквозь стену и как его можно осязать? И мы веруем, что и наше тело будет когда-то преображено, и будет не таким дебелым, каким мы его имеем сейчас, но будет таким, каким его устроит Господь. Т.к. мы, православные христиане, веруем, что воскреснем не только душой, но и телом.
Святые отцы говорят, что язвы свои Господь будет носить на Своем теле вечно, чтобы вечно свидетельствовать на, Его детям, о Своей любви. Праведники в Царствии Небесном увидят Господа Воскресшего и язвы на руках, и заплачут слезами радости,: вот какой наш любящий Господь, что за нас душу Свою положил. И, когда грешники увидят эти язвы, свидетельствующие о том, что Господь все сделал для того, чтобы каждый человек не погиб, но имел жизнь вечную, заплачут они тогда слезами раскаяния, но уже будет поздно, потому что при жизни сейчас мы сами себе выбираем вечность: жизнь с Богом или смерть. И когда Господь явился апостолу Фоме и тот уверился, что перед ним Его Учитель и Спаситель, то он, исполненный уже опытной веры, воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20, 28). И уже непоколебимо верил всей душой и сердцем в Воскресшего Господа.
И Господь обращается уже не только к нему, а ко всем, последовавшим за Ним, и говорит: «Блаженны не видевшие, но уверовавшие» (Ин. 20, 28). И мы с вами действительно блаженны, потому что имеем веру, надежду, откровение Божие о мире, о человеке, о душе, о спасении и вечной жизни. Это откровение сделало нас с вами сынами Божиими, сынами Воскресения, потому что Господь сказал: «Я теперь вас уже не называю рабами... Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15,15).
Сегодня мы вспомним о тех словах, которые сказал Господь после Своего Воскресения.
И если мы с вами любим Господа, то должны вникать в каждое слово Священного Писания, потому что оно безконечно ценно для нашей души. Сам Господь сказал: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную» (Ин. 5,39). Это действительно так, потому что слово Божие питает душу как пища питает тело. Слово Божие это откровение о мире и о человеке, которое исполнено еще и благодатной силы, потому что оно было сказано Господом для того, чтобы Слово это нам с вами исполнить в своей жизни. Слово Божие должно стать для нас законом жизни.
Первыми словами, которыми Господь приветствует после Своего Воскресения жен-мироносиц, были: «Радуйтесь, радуйтесь и паки реку радуйтесь!» (Мф. 28,9). Нам во Христе даровано это благодатное состояние, которое апостол Павел называет признаком Царствия Божия уже в этой временной жизни. Апостол Павел говорит нам, что Царствие Божие - это не пища или питие, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе.
А сейчас мир живет только материальным: люди наперегонки несутся за новой машиной, новой мебелью, красивой одеждой, вкусной пищей, а это уподобляется тому, как будто они пьют соленую воду: чем больше пьют, тем больше хочется. А радости в жизни это не приносит, потому что не в куске хлеба, не в колбасе и мясе заключается эта радость. Многие думают, что будь у них чуть больше денег, будь у них вместо одной машины две, вместо одной квартиры три, то и будет у них радость. Нет, на самом деле все это - пар, который является только на малое время, а потом исчезает безследно. А мы с вами, может быть и не имеем того, что имеют люди мира сего, но зато мы имеем нечто гораздо большее, что пребывает с нами все время, независимо от нашего материального состояния - мы имеем ту радость, которую дает Господь!
Далее Господь говорит Своим ученикам: «Не бойтесь!» (Мф. 28,10). Ничего не бойтесь в своей жизни, потому что Он дает нам мужество переносить все те испытания и скорби, которые для нас неизбежны. Господь не сказал, что избавит нас от скорбей. Он сказал: «в мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, Я победил мир» (Ин. 16,33). И победа Христова есть основание нашего мужества, чтобы мы смело, не взирая ни на что, смотрели в вечность и знали, что скорбям, испытаниям, болезням и самой смерти будет положен конец нашим воскресением, которое даровано нам Господом.
Затем Он говорит им: «Мир вам!» - это мир внутренний, мир сердца, мир с Богом, мир в своей собственной душе..
Каждый последователь Господа этот мир должен в своем сердце хранить как дар, и не разорять его раздражением, гневом, злобой, недоброжелательством, памятозлобием. Этот мир душевный дается нам особенно в святых Таинствах, после молитвы. Иоанн Лествичник говорит: «Когда ты помолишься, то бывает особое состояние мира, умиротворенности. Тогда наблюдай, потому что враги будут выводить тебя из этого состояния. Когда помолишься как должно, жди то, чего не должно, - т.е. будь готов к тем испытаниям, искушениям, которые последуют за молитву. Но помни, что Господь дал тебе этот дар, чтобы ты его не расточил, но сохранял». Епископ Феофан говорит нам глубоко назидательную вещь: «Когда ты стоишь на правиле, когда совершаешь молитву и молишься со вниманием, и вдруг к тебе придет человек и постучится и попросит исполнить доброе дело или придет к тебе друг, что же должно делать и как поступать? - Оставь молитву и исполни дело любви и послушания. И те чувства, те расположения душевные, которые ты стяжал во время молитвы, ты сохрани их и покажи на самом деле в обращении с людьми: просил ты у Господа о прощении, и сам будь кроток и исполнен всепрощения, просил у Господа мира, благости, доброты и любви, - сам покажи в своем сердце благость и любовь».
Епископ Феофан говорит, что это доброе дело станет как бы продолжением молитвы, если мы не раздражимся от того, что нас оторвали от молитвы, не скажем: подожди, я правило дочитаю, а потом исполню, что вы мне сказали.
После слов «Мир вам» Господь дунул на Своих учеников и сказал: «Приимите Духа Святаго, кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» (Ин. 21, 22-23). Господь через святых своих апостолов дарует нам возможность очищения прежней греховной жизни. Это, конечно, великая милость Божия. Как нам свидетельствует Церковь, - каждая наша мысль, каждое слово, каждый шаг правый или неправый взгляд вписывается в Книгу Жизни, которая на Страшном Суде явится нашим осуждением или оправданием. И Господь дал нам возможность изгладить все то порочное и греховное, что мы по своей немощи, по забвению совершаем. Нужно только искренне покаяться и никогда ни в каких грехах своих не должно отчаиваться. Мы с вами каждый день моем руки и не отчаиваемся в том, что они опять пачкаются. И никто не должен говорить: что я буду каяться, опять согрешу, опять будет то же самое. Да, действительно, есть грехи великие, которые требуют мгновенного оставления и к которым не следует никогда возвращаться. И это возможно нашим силам, Так и должны мы так поступать в грехах плотских. Но бывает у нас такое душевное устроение как гордость, тщеславие, уныние, леность, ложь и лицемерие - грехи, в которые мы вольно или невольно впадаем. Но все равно мы должны в них каяться постоянно и стараться постепенно от них избавляться. Руки свои всегда возможно поддерживать в чистоте, так и душу необходимо поддерживать в чистоте искренним раскаянием в своих грехах.
Господь Своих учеников и последователей посылает в мир и говорит: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Мф. 28,10). Дарует им великие Таинства церковные, самым первым из которых является крещение. Всего Таинств в церкви семь. И мы должны ими пользоваться и прибегать к ним как можно чаще, особенно к Таинству исповеди и причастия.
Старец Нектарий Оптинский сказал: «Не ищите никакого чуда. Самое главное чудо, которое даровано нам, - это Святая Божественная Литургия, которую нам по возможности никогда не должно пропускать». И каждый воскресный день эту «малую»Пасху Христову еще раз переживать, молиться о своих родных, близких, заблудших людях, не имеющих еще откровения и пути истины. Потому что одно произносимое в храме "Господи, помилуй!" выше Псалтири, прочитанной в келье наедине.
И последний дар, который Господь оставил нам и о котором свидетельствует Священное Писание - есть дарование Самого Себя этому миру. Он сказал: «Се Аз с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28,20); уверяя каждого из нас, что все, что происходит в этом мире - малое или великое, все совершается Промыслом и десницей Божиими и все мы живем под Богом, мы дети и сыны Воскресения и никогда не должны об этом забывать, но иметь память Божию.
Мы должны носить ее в своем сердце и творить, как нам заповедали святые отцы, непрестанную внутреннюю молитву Иисусову. Она нам дарует мир, радость, мужество и постоянное ощущение присутствия Господа. Святые отцы говорят, что Церковь есть Тело Христово, а дыхание Церкви - молитва Иисусова. Будем же как можно чаще ею дышать, к ней прибегать, «...чтобы молитва, - как нам сказал Иоанн Златоуст, - поглотила Господа сердцем и чтобы Он наше сердце взял в Свои руки». Тогда мы с вами не будем похожи на Фому неверующего, но в своем сердце будем слышать голос Божий о воскресении, вере, тех великих обетованиях, к которым мы все с вами призваны.
И дай Бог, чтобы мы некогда во оно время, когда благоволит Господь, услышали блаженный Его глас: «Приидите, благословенные Отца Моего и наследуйте Царствие, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25,34). Аминь. Христос Воскресе!
архимандрит Мелхиседек