Укладка ламината на пол. Быстрая укладка ламината своими руками видео. Укладка ламината по диагонали. Пробковое покрытие для пола. Качественная укладка пробкового пола. Пробковый пол плюсы и минусы. Смеси для выравнивания пола. Быстрое выравнивание бетонного пола. Выравнивание пола стоимость. Самоделки для дома. Лучшие самоделки для дома своими руками. Полезные самоделки для дома. Как обустроить кухню. Как обустроить маленькую кухню быстро. Как обустроить кухню фото. Как открыть свой магазин. Хочу открыть магазин с большим капиталом. Сколько стоит открыть магазин. Диван своими руками. Как сделать диван своими руками для дома. Диван своими руками чертежи. Дизайн маленькой кухни. Красивый дизайн интерьера кухни фото. Малогабаритные кухни дизайн.

Календарь

 

Расписание богослужений

261973.bБернард Шоу считает, что «худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, — это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно». О том, почему равнодушие страшнее ненависти, рассуждает архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма святых апостолов Петра и Павла и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе.

Не «отвалить», а «привалить»

— Отец Мелхиседек! Равнодушие существует испокон века. Как в притче о милосердном самарянине: на дороге лежал избитый хулиганами человек, и все шли мимо него — и левит, и священник... Откуда равнодушие в людях?

— От поврежденной грехом природы человека.

Муж купил йогурты, положил в дальний угол холодильника, туда, куда не смогут дотянуться, а потом втихаря их съел. Жена увидела такое отношение, — а в семье было двое детей, — и спрашивает: «Ты можешь это объяснить? Твои же собственные дети?!». Апостол Павел говорит: Духом умерщвляйте дела плотские, и живы будете. Ибо дух желает противного плоти, а плоть — противного духу (ср. Рим. 8, 11-13). Какие дела плотские? Себялюбие, комфорт, спокойствие, чтоб «никто меня не трогал».

Под тот закон, по которому ты живешь, сам потом и попадаешь

Как у молодежи: «Отвалите от меня!». А мы должны иметь устроение не отвалить, а «привалить». Раньше, когда у нас году в 1971-1972 появился телефон, люди снимали трубку и говорили не «Алё», а «Чем могу быть полезен?.. Потрясающе! Ты еще даже не знал, о чем идет речь, но уже вступал в разговор с готовностью помочь. Отвечал не равнодушно или нейтрально: «Алё?», а наоборот, открыто и с участием. Ты говорил это не из-за вежливости, это была общая высокая планка сопереживания, вовлеченности в судьбу другого человека. А сейчас? Высвечивается имя на телефоне, и мы уже знаем: брать или не брать. А вдруг чего-то попросят, а вдруг к чему-то подвяжут, а вдруг?.. И что интересно, — твой телефон тоже высвечивается. И под тот закон, по которому ты живешь, сам потом и попадаешь.

— Куда ведет пофигизм? То есть если человек живет по закону — «отвалите», то «отвалите» и получит?

— Да, он на это же и нарвется. Апостол Павел говорит: сеющий скупо — скупо и пожнет, сеющий щедро — щедро и пожнет. Сеющий злое пожнет злое: он однажды сам попадет в ту же ситуацию. Сначала все герои: мне никто не нужен, мне все «пофиг». Но наступит момент, когда этот человек обратится к людям и в ответ услышит те же слова: «А мне пофиг», потому что вокруг него сформируется соответствующая среда, соответствующий мир и соответствующее отношение. Это контрпродуктивно.

Если ты равнодушен к себе — к своему быту, к одежде, к обстановке в квартире, к ботинкам, если у тебя беспорядок в портфеле, на столе и по жизни, то у тебя такое же отношение будет и к людям. Ты будешь думать, что и для них это нормально — гора невымытой посуды, куча нестиранного белья, сверху паутина... Твое внутреннее равнодушие распространится на обстоятельства жизни другого человека.

Какого другого человека? Если ты не один, то вы уже семья: необязательно это муж и жена, а может, ты живешь с мамой или папой, бабушкой или дедушкой, остался с братом, сестрой или племянником, — вы уже двое или более. Человека, лишенного родных и близких, редко встретишь! Минимум двое есть. И к этому «другому» человеку ты не имеешь права быть равнодушным. Ты в ответе за тех людей, с которыми вырос, с которыми тебя свела жизнь. Иначе — горе. Знаю примеры, когда между родными братом и сестрой, бабушкой и внуком, дедом и внуком — просто разорваны отношения. Из-за чего? Из-за бредового эгоизма, который начался с равнодушия, равнодушие переросло в непонимание, непонимание — в ненависть, а ненависть — в злопамятность.

Закон семейной жизни — делиться лучшим

Я вспоминаю свое детство. В те времена конфеты «Мишка на севере» мы видели только на Новый год. И вот мама как-то принесла с работы конфету. Я взял и съел ее один. Меня спросили: «Павлик, а как ты думаешь, маме хотелось попробовать? А брату Коле хотелось попробовать?». Я не знал, как эту конфету достать обратно, — настолько это было укоризненно и неприятно для детской совести. Вот это тоже неравнодушие. Закон семейной жизни — делиться лучшим. Никто не заставляет картошкой или капустой делиться, но более деликатесные вещи — сервелат или пол-торта — ты не можешь открыть холодильник и зарубать один втихаря, как те йогурты.

Равнодушие хуже ненависти

— Бернард Шоу говорит, что худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, — это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно. Почему равнодушие хуже ненависти?

— При ненависти хоть человек для человека существует, а при равнодушии человека нет. Порой нам свойственно не выяснять отношения с людьми, а молчанием подчеркнуть, что что-то случилось. Молчание — может быть, и не совсем равнодушие, но оно к нему близко. Через молчание мы показываем, что человек для нас не существует. Потому что — с кем мы не разговариваем? Даже с животными разговариваем! Мы не говорим с вещью. Мы не говорим с мебелью, мы не говорим со стулом, мы не говорим со шкафом. И человек становится «вещью», когда с ним не говорят.

Я все время подчеркиваю: в семейной жизни или среди людей — умейте разговаривать! Если ты не можешь сказать, не хватает сил по чрезвычайной обиде,— ну тогда напиши, чтобы человек хоть понимал, из-за чего ты обиделась и замолчала, потому что он может этого не понимать. Как не понимать? Допустим, для него это была мелочь, а тебя этим словом ранили в детстве, и он, сам того не зная, наступил на больную мозоль!

Прежде чем подумать плохо, подумай хорошо

У меня был чрезвычайный случай. Когда я был в Оптиной Пустыни, приехал один близкий человек. Она помолилась рождественским постом, мы встретили светлый праздник Рождества. Ей нужно было возвращаться в Москву. И я, понимая, как ей тяжело расставаться с Оптиной и ехать в московскую кутерьму, провожая ее, сказал: «Радость наша!» — и хлопнул дверью машины. Через месяц я оказался в Москве проведать маму, и когда мы встретились — а она ее знала, — говорит: «Батюшка (ко мне родная мама так обращается — «батюшка»), я понимаю, что этого не могло быть, но что ты ей сказал, когда она садилась в машину? Она после этого плачет целый месяц!». Господи, что я сказал?! Начал вспоминать. Помолившись, вспомнил: «Александра, радость наша!». Мама улыбается, трижды крестится и говорит: а ей послышалось — «Александра, ты не наша!». Я ей позвонил, мы выяснили ситуацию. Но вот что такое — замолчать, вот что такое — обидеться, вот что такое — вогнать себя в это состояние. Это не из области равнодушия, а скорее, из области бестолковости наших отношений. Тебе что-то показалось, так ты сперва поговори с человеком! Поэтому недавно мы выпустили магнитик и теперь его всем раздаем, на магнитике такие слова: «Прежде чем подумать плохо, подумай хорошо!»

Делай что должно и еще чуть-чуть

Я сам с равнодушием сталкиваюсь на каждом шагу. Не сказали — не сделал, дали инструкцию — согласно инструкции сделал, и не более того. А про неравнодушие даже в мелочах старец Паисий говорит: «Если человек делает что должно и еще чуть-чуть, за это Бог дает двойную благодать». А что такое — «еще чуть-чуть»? Жена приготовила мужу овсяную кашу – это то, что должно, а на овсяную кашу положила ягодку или вишенку или кусочек банана, а на капустный салат — листик петрушки. Вот это «чуть-чуть».

Когда я был в Италии, то слышал на улице, в кафе, в магазине: супруги — молодые, средние и пожилые, — общаясь между собой, называли друг друга: «Amore». Это — «любовь моя»! Меня поразило такое возвышенно-трепетное, любовное отношение. Тоже свидетельство неравнодушия! Ведь все начинается со слова: И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин. 1,14). Слова имеют огромную силу! Если человека называть «ангел мой», даже в совершенно несоответствующих этому слову ситуациях, то человек, уязвленный совестью, умом, обстоятельствами, в конце концов изумится: «Да я вроде бы ничего и не сделал, а меня так называют»!

Все время «сверх»: что должно — и еще чуть-чуть

Поэтому, если мы хотим иметь рядом нормальных людей, то нужно подбирать, творчески продуцировать слова, которые бы вдохновляли, быть и в этом плане неравнодушным. В христианской жизни ненормально просто ровно относиться друг к другу. Сам Господь сказал: если вы любите любящих вас, какая вам за то награда, ибо и грешные любят (ср. Мф. 5,46). Все время «сверх»: что должно — и еще чуть-чуть.

Мне радостно радовать

Будем любить друг друга не словом и языком, но делом и истиною (1 Ин. 3,18). Я часто говорю людям: если мы еще не можем любить делом и истиною, то давайте любить хотя бы словом, не скупиться говорить друг другу добрые слова. Это тоже свидетельство неравнодушия. Кто-то из умных людей говорил — «мне радостно радовать». Ты не видел знакомого долго, так скажи ему при встрече: «Слушай, братан, сто лет тебя не видал! Как я рад!». Ты послал настроение, и оно к тебе вернется. Можно, конечно, сказать просто «Привет!», но этого мало. Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя была неординарная обстановка, ты должен неравнодушно относиться к окружающим! Иначе так и будут серые будни: от тебя ничего — и к тебе ничего. Есть замечательное стихотворение: «Я не устану славить Бога за долготу прожитых дней, что так была моя дорога полна светящихся людей. За то, что ими был обласкан, общался с ними, говорил — без опасения, без маски, и радость сердцу находил».

— А если у тебя черствое сердце?

—Тут на помощь приходит отец Амвросий Оптинский. К нему приходили и спрашивали — сейчас такой вопрос могу задать миллионы: «Батюшка, любви не имею. А хочу ее иметь». Любовь — это доброта, это сердечность, это горение. Любовь — это высший пик правильных человеческих отношений. И батюшка отвечал: «Если видишь, что не имеешь любви, твори дела любви, и придет любовь». Ты помог — пусть без сердца, но ты понимаешь, что так правильно.

Сегодня князь, а завтра — в грязь

И с каким чувством ты принимаешь участие в жизни других людей, ты это чувство и порождаешь. И если хочешь кому-то помочь, сопереживай! Если будешь сопереживать, то в конце концов у тебя дойдут мозги — что можно сделать. Равнодушие не даст возможности сделать ничего, ты просто об этом не думаешь, ты понимаешь: это тяжело или это невозможно, и поэтому я сделать ничего не могу. А кто-то сказал: если человека нельзя вылечить, это не значит, что ему нельзя помочь. Человек болеет раком, вылечить мы его не можем, а помочь — сколько угодно.

«Надо помогать без разбора, чтобы не пропустить Христа»

Был такой случай — к нам приезжали бомжи, и их было такое количество, что я поинтересовался у одного: «А как вы узнали о нашем храме?» — «Мне сказали, что у вас помогают». А кто сказал-то? И он в простоте достает памятку, которую ему дали на Казанском вокзале, там десять храмов в столбик, и четыре пункта по горизонтали — еда, одежда, работа, деньги. И напротив каждого храма — крестики. Напротив нашего храма стояли все четыре крестика. Я с этим вопросом обратился к отцу Лаврентию, духовнику лаврскому: «Батюшка, каждый день: ограбили, дом сгорел, не заплатили, онкологическая операция, билет на поезд не ближе Хабаровска или Иркутска, — как быть?» — «А есть возможность помочь?» — «Ну, пока есть». — «Тогда надо помогать без разбора, чтобы не пропустить Христа». Ничего себе! И потом, я все время боюсь оказаться на их месте: сегодня князь, а завтра в грязь. Это тоже лично мне помогает быть неравнодушным.

Как будто это ты

Вспоминаю одного святого. Он сказал в молитве Христу: «Господи, делай со мной то, что я делал с людьми». О-о! Кто из нас может такое сказать?!

Мы каждый день общаемся с людьми. И наше отношение к ним должно быть по возможности участливым. Когда участие станет доброй привычкой, оно перестанет быть для нас напрягом. Меня спрашивают: «Вот вам не тяжело — храм, богослужения, обязанности»? А я отвечаю: «А как вы думаете, рыбе тяжело в воде плавать?». Нет, не тяжело, потому что это — ее среда.

Человечность должна стать твоей средой. И не думай, что «я делаю что-то духовное, высоконравственное, великое». Все это дребедень. Если ты даешь себе оценку, твое внутреннее устроение — дешевое. У митрополита Антония Сурожского есть слова: «Человек должен своего доброделания не замечать». Оценка допустима только со знаком «минус»: я мог сделать большее, но не сделал. Живи и почаще задумывайся о том, что на месте другого можешь оказаться сам. Живи, глядя на другого так, как будто это ты!

С архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным) беседовала Александра Никифорова 6 апреля 2017 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Радио "Вдохновение"

Amazing HTML5 Audio Player, powered by http://amazingaudioplayer.com

 

 

Прослушать радио вещание так же можно:

по ссылкам на поток – ссылка_1 или ссылка_2

на странице радио вещания - ссылка_1 или ссылка_2

при помощи собственного плеера - ссылка_1 или ссылка_2