Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.
Сегодня мы празднуем этот великий праздник Вознесение Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа, который совершенно незаметно приблизился к нам после всерадостных 40 дней Светлого Христова.
Казалось бы, совсем недавно был Великий пост, радостный праздник Святой Пасхи, а теперь уже Вознесение. И вот в этот пограничный момент мы еще и еще раз должны осмыслить плоды жизни, смерти и воскресения Господа. Это еще раз нам утверждение, укрепление, напоминание о том, что наше жительство на небесах, как сказал апостол Павел. И он же сказал: как мы носили образ перстного, то есть Адама, так будем носить и образ небесного. Как в Адаме все умирает, так и во Христе все оживут. Первенец Христос, а потом Христовы в воскресении мертвых.
Первенец Христос – первенец во всем – в рождении, в безгрешной святой праведной жизни, первенец в долготерпении, первенец в распятии, первенец в воскресении и первенец, который вошел на небеса проложив дорогу каждому из нас.
Да, будет жизнь будущего века, да, будет Царство Небесное, да, будет жизнь с Богом, да, будет победа жизни над смертью, да, будет победа Христа над диаволом и злом. Завершится история этого мира новым небом и новой землей, в которых правда живет. Господь завершит историю этого мира. Завершит Своей победой. Есть некоторое выражение и некоторое мнение среди людей верующих и неверующих. Даже среди неверующих людей бытует такое слово апокалипсис. И когда показывают фантастические фильмы с разрушением, с цунами, с пожаром, то слово «апокалипсис» стало для всех символом конца света.
На самом деле учение Церкви о конце света, о эсхатологии, (эсхатон переводится как завершение, не конец) о завершении. О завершении великого замысла и промысла Божия об этом мире, чтоб все в конце концов привести к Самому Себе, привести к Богу.
Ибо сам Он сказал: Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.. Это тайна Промысла и любви Божией. Завершится все победой Христа над смертью, над дьяволом, над злом и воцарится любовь – Божественная любовь человека к Богу и Бога к человеку.
И праздник Вознесения это еще раз нам напоминание – смотри христианин, твое жительство там, на Небе. Что здесь только время испытания, время созревания тебя для вечности. Здесь всего лишь маленький отрезок времени в 70-80 лет, а там бесконечно ликующая вечность.
Люта зима, но сладок рай. Кто-то из мудрых людей сказал: Без воздуха можно прожить максимум 5 минут, с воздухом в среднем 80 лет; без воды можно прожить максимум 5- 7 дней, с водой можно прожить в среднем 80 лет; без еды можно обойтись в течение 40-50 дней, а с едой можно прожить в среднем 80 лет; без Бога можно прожить в среднем лет 70-80, а с Богом можно прожить вечность.
И о вечности однажды блаженный Августин сказал: Не добродетель и не преимущество жить долго, не добродетель и преимущество даже жить вечно, а добродетель - жить благочестиво, и не важно будет долгой эта жизнь или нет – это жизнь с Богом.
И поэтому мы с вами счастливые люди, что мы обрели эту жизнь с Богом и теперь абсолютно не важно какая будет длина этой жизни, потому что книга ценится не за количество страниц, а за ее содержание. Так и жизнь ценится не за ее длину, а за ее наполнение добром, верой и любовью.
Старец Амвросий Оптинский нам всем заповедовал: Будем с вами похожи на колесо, говорил он, которое только одной точкой постоянно касается земли, все остальные устремлены во вне, наверх. Колесо касается только одной точкой земли. Так и ты, христианин, да, делай нужные дела, да, заботься о своей семье, о своем здоровье, о своей работе, профессионализме, получке, о своих внешних делах, но пусть все это будет с благословения, с молитвой, с памятью о Боге, пусть все это будет растворено хождением перед Богом, как говорится в Писании: Ходил Енох перед Богом, угодил Ему и живым взят на Небо.
Даже неверующие люди говорят: все под Богом ходим. Но самое главное помнить бы об этом в своей жизни постоянно. Пусть краткая молитва и воспоминания о Боге растворяет всю нашу жизнь: Господи, благослови! Господи, вразуми! Господи, благодарю! Господи, помилуй! перед началом любого дела в середине, в конце, памятование Его святых заповедей.
Как хотите, чтоб с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Всякий гневающийся на брата своего, есть человекоубийца. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Приидите и научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящите покой душам вашим. Блаженны милостивые яко тии помилованы будут. Не судите, да не судимы будете.
Пусть эти заповеди Господни живут в нашем сердце и в уме. Самое главное в уме. Один из наших оптинских монахов однажды сказал, вы слышали одну пословицу: Свято место пусто не бывает. А он, помолившись сказал: Пусто место свято не бывает.
Если твоя голова пустая, если там только житейские попечения и ничем не освещен твой ум – не законом Божиим, ни заповедями Господними, ни памятованием о Боге, - такой пустой ум святым быть не может. Язык такого человека святым быть не может. Мысли его святыми быть не могут и наоборот. Свет очам моим закон Твой, говорит псалмопевец Давид. Вот так нужно заповеди Божии помнить и хранить их.
У братии Оптиной пустыни, по благословению наместника, так сложился алгоритм духовной жизни: у них есть выписки из Священного Писания, и, наряду со внутренней молитвой, наряду с деланием Евангелия, с деланием памяти Божией во всегдашней молитве, они повторяют про себя заповеди, которые учат наизусть. Чтобы, как сказал Антоний Великий, на каждую мысль, на каждое слово и на каждое дело иметь свидетельство Священного Писания. Какой-то внутренний или внешний наезд со стороны собрата во время послушания, грубое слово: «Эй ты, пес иди сюда» - и монах, прежде чем как мирской человек оскорбиться, вспоминает слова Господни: Если Я, Господь и Учитель, умыл ваши ноги, то и вы умывайте ноги друг друга. Он бежит и говорит собрату: чем могу быть полезен? И тут, с одной стороны, готовность исполнить, а с другой стороны – внутреннее посрамление собрата, который не нашел доброго слова по настроению, из-за давления, из-за старческого склероза, чего только в нашей жизни не бывает.
Если в семье один-два человека, то в Оптиной пустыни – 150 человек братии. И каждый день общение, и каждый день соударение, и каждый день взаимоотношения, и каждый день надо держать себя достойно, по-христиански и по братски. Следить за своими словами, за своим языком, о котором кто-то из мудрых людей сказал: как же бывает сложно наш могучий русский язык держать за зубами. Но надо, но необходимо ради Бога. И человек помнит слова премудрого Соломона: Многие пали от острия меча, но еще больше тех, которые пали от собственного языка своего.
Если бы мы это помнили, если бы мы жили по заповедям Господним, тогда бы наши мысли, наши дела и поступки были бы освящены, и мы много бы глупостей не сотворили, а, наоборот, были бы на самом деле чадами Божьими.
Потому что Господь так и сказал: имеяй заповеди Моя и соблюдали их, той есть любяй Мя: любяй Мя, возлюблен будет Отцом Моим: и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам. Не соблюдаяй заповедей Моих не любит Мя.
Вот к чему призывает нас Господь по любви Своей и говорит, что это все исходит из сердца. Если ты любишь, то будешь помнить о любви, если не любишь, ты будешь искать причину оправдания: время, нехватка, невозможность, суета. И так до бесконечности.
Будем любить Господа, помня Его слова, чтобы на самом деле их исполнять. Потому что если их нет в уме, этих слов Евангелия, если мы их не помним, если мы их не учим наизусть, если они не становятся содержанием нашего ума и сердца, то это не станет содержанием и достоянием нашей жизни. Из нас будет переть просто наше человеческое воспитание, будет из нас переть наш ветхий человек, когда-то добрый, когда-то злой, когда-то искренний, когда-то хитрый, когда-то жадный, когда-то целомудренный, когда-то блудный. Вот так вот по всякому настроению, куда ветер дует. Но стержнем, основанием и фундаментом должно быть всегдашнее памятование о Боге.
Поэтому сегодня, в этот праздничный день, который славно совпал с днем памяти великого евангелиста Иоанна Богослова всем вам советую вместо всех правил, вместо всех молитв и может быть даже вечерних, с сегодняшнего утра начать читать Евангелие от Иоанна. По дороге, на работе, пенсионеры вообще до обеда, после обеда, во время обеда, чтобы быть на одной волне с этим великим святым, чтобы его молитвами ну хоть что-то запомнили, что-то поняли и что-то, благодаря этому, исполнили.
Чтобы была сугубая молитва к Иоанну Богослову, соприкосновение с тем, что он сказал, и это бы вошло в сердце и душу. И самое главное, в этот день будем просить апостола любви о даровании нам истинно христианской любви, то есть жертвенного служения в отношении друг к другу.
Именно жертвенное служении, потому что любовь это не просто сюсюкание языком, ласками, прочее-прочее, нет, вернее и это тоже, но не это самое главное. Об этом Павел так и сказал: Будем любить друг друга не словом или языком, но делом и истиною. Языком тоже надо любить, добрые слова тоже надо говорить, нехороших слов не надо говорить. Но только говорить – это мало. Поэтому, не достаточно только одного сострадания, сопереживания. Это должно вылиться в соучастие.
Будем любить друг друга не словом или языком, но делом и истиною. И пусть в этот святой день Вознесения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, наш ум, душа и сердце, помышляют и поучаются в законе Господнем. Хотя бы в этот день Вознесения и день апостола и евангелиста Иоанна Богослова. И пусть святые молитвы апостола и евангелиста любви умножат в нас надежду, веру и любовь. Аминь!
архимандрит Мелхиседек