Завтра, 23 октября - день памяти великого подвижника, великого святого русской православной церкви – преподобного Амвросия Оптинского. Сегодня, накануне дня его святой памяти, мы хотели рассказать вам об этом великом, удивительном святом русской православной церкви.
Есть такие святые подвижники, значение, и память, и роль которых осознается со временем, даже порой спустя много лет. Но есть такие подвижники, которые еще при жизни в народе слывут святыми людьми. Одним из таких святых людей, еще при жизни почитаемым всем православным народом, был оптинский старец Амвросий.
Он родился в 1812 году в Тамбовской губернии от благочестивых родителей Михаила и Марфы и был назван Александром в честь Александра Невского. Отличался боголюбивым характером, любовью к Богу, к церкви, к людям, так что закончил духовное училище, потом закончил духовную семинарию.
В 33 года преподобный Амвросий был рукоположен во священника. Но случилось так, что промыслом Божиим ему был для чего-то послан физический недуг, он заболел неизлечимой болезнью желудка. В 36 лет он был выведен за штат монастыря, как бы мы сказали современным языком, по болезни отправлен на пенсию. И, однако, он не упал духом, не стал унывать, это послужило ему поводом к тому, чтобы углубиться во внутреннего человека, посвятить время молитве, чтению «Священного писания», изучению святых отцов. И оптинские старцы доверили ему - как не могущему больше ничего делать - отвечать на письма, принимать народ, который во множестве притекал в Введенскую Оптину Пустынь.
В 1860 году, после смерти старца Макария, ему благословили стать духовником братии и духовником мирян. День преподобного старца начинался очень рано, в четыре часа утра. Ему читали утренние молитвы, читали чин двенадцати псалмов – первый час. Потом был небольшой перерыв для Иисусовой молитвы. Потом был легкий завтрак, о котором говорили, что преподобный старец Амвросий по своей болезни желудка съедал меру еды, какую ест трехлетний ребенок.
А потом – с утра до вечера, приблизительно с десяти часов утра - бесконечный прием народа. Так что даже уставали келейники, которые приходили и сообщали, что «пришли такие-то, такие-то, такие-то, просят о таких-то проблемах». И старец ежедневно общался с народом, разбирая его нужды, исповедуя, благословляя на жизненном их пути.
И этот разговор с народом прерывался часто перепиской – старец от тридцати до сорока писем ежедневно получал и давал ответ на письма.
И о келье старца преподобного Амвросия. Один из его жизнеописателей говорит, что в этой келье, можно сказать, перебывала вся православная Русь. И этот человек, почти ежедневно умирающий, еле дышащий и на одре лежащий, - потому что, по немощи, иногда старец, по болезни, принимал народ, даже лежа на кровати, потому что у него не было даже физических сил сидеть или каким-то другим образом принимать, так что иногда в таком болезненном состоянии принимал народ, - но он был крепок и жив духом.
И о нем один из его жизнеописателей сказал такие слова: «Этот человек сделал для православной России больше, чем все ее бытоулучшители». То есть тот, кто хотел только накормить, напоить, какие-то социальные преобразования. Старец Амвросий знал, что, если не укрепить дух и душу человека, дай ему хоть горы денег, у него не будет ни радости, ни счастья до тех пор, пока человек не обретет правую, здравую и истинную веру. Потому что, если человек потеряет деньги, - это не беда. Если человек потеряет здоровье, – это полбеды. Если человек потеряет веру, – это настоящая беда. И, наоборот, если человек имеет истинную веру, как крепкий фундамент своей жизни, то, если даже он не имеет здоровья столько, сколько бы он хотел, и денег столько, сколько бы он хотел, он уже в своей жизни имеет все, потому что он имеет в душе Бога.
Келейники приходили и докладывали старцу: «Батюшка, пришел народ». И он спрашивал: «Какой?» «Белевские, тульские, рязанские, костромские и прочие народы». Вот так сотни людей ежедневно ехали к старцу за советом.
И старец свой совет, свое наставление жизни часто предварял и облекал его в шутливую стихотворную форму, чтобы легче запомнилось духовное назидание. Часто очень звучал вопрос... и он звучит и сейчас, и будет звучать, доколе стоит мир: «Как жить? Как спасаться?» Как выходить из этих тяжелых и духовных, и душевных, и материальных состояний и затруднений, которые, конечно же, испытывает каждый человек, потому что нет такого человека, который не нес бы своего жизненного креста. И старец Амвросий говорил:
«Жить – не тужить.
Никого не осуждать,
Никому не досаждать и всем мое почтение.
Надо жить так, как колесо вертится,
Только одной точкой касаться земли,
Все же остальное должно принадлежать небу».
«Можно жить и в миру,
Но только не как на юру,
А жить тихо».
«Ты сама не юли
И другим не вели».
То есть наставлял на путь правды, на истинность, на откровение, на правдивость. Потому что это является основой дружбы, основой человечности. Потому что - что такое дружба и что такое любовь? Это мысли вслух, это искренность и откровенность. И только с другом я могу быть окровенен. И, наоборот, откровенность порождает дружбу. Об этом знал преподобный старец Амвросий и приучал людей к скромности. Он говорил:
«Сестра,
Не будь пестра,
Не будь востра,
А будь скромна
и будешь мир-на».
Такие наставления часто давал преподобный Амвросий Оптинский. Он вникал в мельчайшие подробности жизни человека, порой даже в самые, казалось бы, банальные и примитивные. К нему приходили и за толкованием «Священного писания», каялись в грехах. И в то же время простой народ приходил и даже спрашивал такие простые, элементарные вещи. Одна крестьянка ухаживала за птицей у своей барыни и вдруг говорит: «Я день и ночь смотрю над ней, а они все колеют и колеют».
И многие подумали: «Ну, неужели у старца вдруг задавать такой банальный, наивный вопрос?» И, оказывается, старец дает ей конкретный совет и конкретную рекомендацию, как кормить, чем кормить эту птицу. И когда она исполнила его совет, болеющие куры в этой усадьбе пошли на поправку, потому что старец обладал видением и духовной жизни людей, и повседневной жизни, потому что тот огромный опыт, то количество людей, которое прошло через его сердце, это хватило бы не на одну жизнь.
Старец Амвросий обладал и даром видения, даром прозорливости человеческих душ. Однажды одна студентка приезжает в Оптину Пустынь и говорит: «Да мне кажется, что все его служение – это одно сплошное лицемерие». Старец Амвросий вышел в приемную, увидел эту девушку и мысленно прочитал ее сокровенные тайные мысли. Он подходит к ней, смотрит ей в глаза и говорит: «А-а, а это, по-моему, Вера, которая пришла посмотреть на лицемера». Девушка была потрясена, он назвал ее имя, он назвал ее сокровенные мысли.
Старец Амвросий часто давал такой совет унывающим людям... И мы все с вами очень часто по жизни унываем. А старец Амвросий, который в 36 лет стал инвалидом и прожил до 79 лет, он не унывал, а еще и поддерживал людей унывающих. Он говорил:
«Скука - унынию внука,
А лени – родная дочь.
Чтобы прогнать ее прочь,
В деле - потрудись,
В молитве – не ленись.
А если терпения и смирения прибавишь,
То от многих бед себя избавишь».
Унывающим людям, которые... и мы с вами часто и много унываем – он давал такой совет и такую рекомендацию:
«Скука - унынию внука,
А лени – родная дочь.
Чтобы прогнать ее прочь,
В деле - потрудись,
В молитве – не ленись.
Тогда и скука пройдет,
И усердие придет.
А если к всему терпение и смирение прибавишь,
То от многих бед себя избавишь».
Вот так надо и нам поступать, как поступали древние святые отцы, у которых на веслах, когда они гребли, были такие слова: «Трудись и молись». Однажды барин говорит, когда его перевозил монах с одного берега на другой. Я, говорит, не понимаю, что у тебя здесь написано на веслах, - ну, понятно, «трудись», а что такое «молись»? Он говорит: «Ну, давай, барин, поступим так...» Вытащил весло, на котором было написано «молись», и стал грести одним веслом, и они начали крутиться на одном месте. Поэтому и в нашей жизни труд и молитва должны сопровождать и должны взаимно помогать друг другу.
Однажды к старцу Амвросию приходит один юноша и говорит: «Отче, у меня болит рука, и я уже обращался ко многим врачам, и ничего мне не помогает. Что мне делать?» И тогда старец Амвросий, прозревая его душу, его сокровенный грех, говорит: «А как же ей не болеть? Ты-то этой рукой тогда-то ударил мать свою. Как же не болеть такой руке?»
Юноша вспомнил об этом ужасном случае, покаялся перед старцем, и рука почти мгновенно прошла. Вот что значит - чтить своих родителей. Или, наоборот, не чтить своих родителей, за что, конечно же, наказание Божие неминуемо. А за почитание родителей, за помощь им благословение Божие пребывает всегда с таким человеком.
Старец Амвросий принимал порой до позднего вечера. К нему приходили келейники, звонили в колокольчик и говорили: «Отче, уже двенадцать часов ночи, день закончился». И он говорит: «Да? Неужели мы тут так долго принимали народ? Что-то мы сегодня задержались. А ну-ка, братья, передвиньте-ка часы еще на часочек назад». И они ставили одиннадцать часов. Ради любви, ради того, чтобы успеть принять всех людей, оказать им помощь и духовную поддержку, старец порой шел и на такие подвиги любви и самоотвержения.
Известно, что старец Амвросий оказал духовное влияние на Федора Михайловича Достоевского, и беседы и общение со старцем послужили этому великому писателю вдохновением для написания романа «Братья Карамазовы», в котором старец Зосима, скорее всего, является портретом преподобного старца Амвросия Оптинского.
И Лев Толстой встречался с преподобным Амвросием Оптинским, и в дневниках Льва Николаевича есть такие записи, что «поговоришь с таким человеком и чувствуешь близость Бога». Вот такую оценку дал Толстой преподобному Амвросию Оптинскому.
Я говорил о том, что старец Амвросий помогал людям своим советом, духовным наставлением, своей молитвой, поддержкой. Порой это было даже на расстоянии. Это было не только в те времена, когда жил преподобный Амвросий Оптинский. И мы, оптинцы, на себе испытали реальную помощь преподобного Амвросия, старца Оптинского.
Оптина Пустынь открылась в 1988 году после времен небытия, после времен разорения. И первые оптинские братия столкнулись с реальной духовной помощью преподобного старца Амвросия.
В скиту, в его келье жили мирские люди. Мы с моим другом отцом Михаилом пришли вести переговоры по поводу выселения из этой кельи, чтобы предоставить другой дом для этих жителей. И одна из проживающих в этом доме рассказала о себе такой случай: «Я болела с детства бронхиальной астмой. И у меня были сильнейшие приступы удушья. И однажды, когда наступил пиковый момент моей болезни, я задыхалась, перевернулась к стене лицом и про себя подумала: «Господи, ну, когда же это кончится?» Это был крик моей отчаянной души.
Вдруг я почувствовала, что рядом кто-то стоит, за моей спиной. Я обернулась и увидела священника, стоявшего в облачении. Я в нем узнала преподобного Амвросия Оптинского, я именно в его келье и прожила все свои шестьдесят лет. И он, обращаясь ко мне, говорит: «Клавдия, одень крест». И образ исчез.
Я посмотрела на себя, и, действительно, на мне не было моего нательного креста, данного мне при крещении, потому что в советские времена я стыдилась носить его, и он лежал у меня на божничке. У меня стояла иконка в углу. Я, превозмогая удушье, превозмогая свою немощь, потянулась, достала крест и с трудом надела его на себя, на свою шею. Вдруг у меня немножко успокоилось дыхание, я отвернулась к стене и тихо заснула.
И с тех пор таких приступов астмы у меня уже не было. Астма не прошла, она осталась, но уже таких критических моментов не было за всю мою жизнь. И я с тех пор, с тех пор - не снимаю уже своего нательного креста».
Был и такой случай лично со мной. Мы выселяли другого жителя из этих келий, в которых жили старцы. Мы сторговались на определенную сумму. С вечера были отданы деньги. И вдруг утром этот человек приходит и говорит, что ночью произошло такое событие.
«Мы легли с женой спать, деньги эти считать не стали. И вдруг моей жене снится какой-то священник и говорит: «Пересчитайте пачки».
А я вспоминаю, в свое время, значит, за этот дом мы отдали, по тем, советским деньгам, десять тысяч рублей, а отдали рублями, рублями и трешками. Представляете, какая была сумка! Я тогда сказал: «Знаешь, что, давай все это считай». И тогда он говорит – а его звали Константин, – и мне говорит: «Батюшка, чего тут считать? Если уж Вам не верить, тогда... кому тогда вообще верить?» И он взял эти деньги, расписался, но этих денег не считал.
Ночью он... жена будит его и говорит: «Костя, ну-ка давай считать пачки». Они всю ночь до утра считали деньги, и там оказалось триста пятьдесят рублей лишних. Он утром приходит ко мне и говорит: «Батюшка, Вы нам передали эти деньги. Нам об этом сказал преподобный Амвросий».
А я ему сказал: «А почему ты думаешь, что это был он?» А он говорит: «У меня есть альбом со старыми фотографиями, и его ни с кем не спутаешь». Потому что у старца, действительно, - у него была залысина, у него была длинная борода, которая раздваивалась на конце. У него было очень своеобразное и выразительное лицо.
Вот такие реальные моменты, такие реальные чудесные события были не с кем-то, а лично со мной, кто сейчас вам об этом рассказывает и кого вы видите в этот телевизор.
Многие из вас могут спросить: «А вот сейчас, в современной Оптини, есть ли старцы? Есть ли с кем так же, как к преподобному Амвросию, или хотя бы, ну, уж чуть-чуть пониже бы уровнем? Есть такие подвижники веры, благочестия?» Да, действительно, в нашей святой обители есть отец Илий, схиигумен, который тоже является святой и праведной жизни человек. И вы можете иметь такую возможность пообщаться с ним, спросить свои недоуменные вопросы и попросить святых молитв и совета в своей жизни, как спасаться, как жить и как жить по святым заповедям Христовым.
И всем вам, дорогие друзья, я бы хотел в конце нашей передачи напомнить завет, девиз, наставление преподобного Амвросия, старца Оптинского. Он говорил всем нам:
«Если хочешь жить легко
И быть к Богу близко,
Держи сердце - высоко,
А голову - низко».
Пусть молитвы оптинского старца Амвросия помогают нам с вами, - и его наставления, и его советы - на нашем нелегком жизненном пути. Аминь.