Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Днесь благодать Святого Духа нас собрала, дорогие возлюбленные о Господе братья и сестры. В этот святой великий день, самый святой праздник – праздник Святой Троицы, ныне который мы с вами совершаем. Ибо мы с вами – православные люди верим в единого Бога Отца и Сына и Святого Духа, Который имеет единую сущность, но разные Лица , имеет разные личные свойства, каждый из Них по отдельности является истинным Богом и в совокупности являются единым Богом: Отцом, Сыном и Святым Духом. Святые отцы нас учат, что каждый из Них имеет Свое личное свойство. Свойство Бога Отца – нерождаемость и неисходность. Дух Святой исходит от Отца и это Его личное свойство, которое отличает от всех лиц святой Троицы. И личные свойства Второго Лица Святой Троицы – Христа – это Его рождение от Бога Отца. Но какое рождение и какое исхождение святые отцы сказали - это непостижимо. Оно вне времени, не было времени, когда не было Сына и не было времени, когда не было Святого Духа. Святая Троица всегда была, есть и будет.
Когда творился мир мы читали в Библии такие слова: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию. Сотворим, а не сотворю, что уже указывает таинственным образом на множественность Лиц в нашем Боге. Это для нас непостижимо. Как понять: единая сущность и три Лица? Все принимается верою. И отцы говорили нам и указывали, насколько это возможно конечно человеческому уму, на некие подобия, которые мы можем брать в пример из видимого мира.
Кто-то из святых отцов говорит: Посмотри на солнечный круг. Когда он сияет, это сияние является сущностью солнца. Исходящие лучи есть продолжение этого солнца, а тепло, исходящее от солнца, как мы видим разные вещи – само солнце, лучи, исходящие от солнца и тепло, исходящее от солнца, но все это – одно и то же солнце. Так и в Боге мы видим Отца, Его сияние – Христос, и теплота – Божественный Дух. Все это, конечно, очень примитивно, очень приблизительно, мы познаем Тайну Святой Троицы только тогда, когда своими глазами, своим умом и сердцем окажемся на Небе, сподобимся этого. И может быть нам только тогда будет открыто и то наверно не до конца, потому что Бог бесконечен, а мы все равно конечны. Но это не важно, потому что мы знаем сущность Бога. А сущность Божию нам сказал Иоанн Богослов: Бог есть любовь. И блаженный Августин нам говорит: Там, где любовь, там и Святая Троица. Вот если в тебе нет любви, ты не поймешь ничего. Ни христианства, ни православия. Ты не поймешь ничего даже в своей собственной семье, если нет любви. А потому что там, где любовь, там благодать Святого Духа, там, где любовь, там люди приближаются друг к другу, там, где ее нет, там люди друг от друга удаляются.
Посмотрите, мы только что сегодня слышали на Литургии, когда апостолы были в Сионской горнице, в молитве, вдруг появилось некое дыхание, некое веяние ветра, похожее на бурю. И вот после этого дыхания бурного, как говорит Священное Писание, Святой Дух сошел на апостолов в виде огненных языков, потому что Бог наш есть огонь поедающий, сам Бог является жизнью и жизнью пламенной, огненной, живой, животрепещущей, и дающей жизнь, как огонь согревает и дает тепло.
И после этого благодать Святого Духа сошла на апостолов в виде огненных языков, на каждом почила в отдельности. Когда мы будем выходить из храма, можно обратиться к западной стене, там есть фреска с изображением этого великого события.
И вдруг апостолы, которые были простыми рыбаками, начали говорить на языках тех людей, которые в это время жили в Иерусалиме. Иудеи, парфяне, сирийцы, капподакийцы (это сейчас территория средней Турции), критяне, аравляне и даже пришельцы из Рима, стали вдруг слышать их говорящими величие Божие на их родном языке. То есть их стали понимать. И они стали говорить на доступном языке, на их языке – тех людей, тех народов, которые находились рядом с ними.
Так вот когда человек находится в Святом Духе, благодати Святого Духа, а в благодати он находится, когда находится в любви, тогда люди его понимают. А когда люди в семье орут друг на друга, то она говорит: я тебя не понимаю, т.е. он говорит не на ее языке. Он говорит русским языком, но без любви, с бранью, с оранием, вот она и говорит: я тебя не понимаю. Он на русском языке говорит, а она не понимает. Почему? А потому что это язык ненависти. Вот поэтому никто и не понимает.
Одна девочка спрашивает: папа, а почему люди орут друг на друга, разве они не слышат? Зачем они орут? И он ей говорит: Их сердце друг от друга стоит очень далеко, поэтому они кричат. Потому что сердце их далеко. Посмотри, когда люди любят друг друга, они говорят шепотом, а иногда они не говорят вообще ничего и понимают друг друга. Потому что доброта и любовь – это то, что может увидеть слепой, и то, что может услышать глухой, когда люди говорят на языке любви и доброты.
Пришла вчера одна семья и спросила, а чего мы все время орем друг на друга, чуть что мы сразу переходим на крик? Ну я спрашиваю: И что толку? Никакого, говорит, толку, подеремся, а потом помиримся. Надо вам это? Нет не надо. А я говорю: а зачем орать? Не знаю, вот так у нас получается. А получается потому что нет благодати Святого Духа. Потому что Дух и пребывание в Святом Духе – это дух любви и кротости.
И услышьте один мудрый совет: Говори громко, чтоб тебя услышали, говори тихо, чтоб тебя послушали. Начнешь орать, тебя услышат, но не станут слушать, и наоборот сделают назло. Почему? А вот такая наша дурацкая природа.
Одна приехала с деревни, соседи делали ремонт, отключили свой рубильник, и отключили ее рубильник в квартире. Когда прошел ремонт, они свой рубильник включили, а ее рубильник забыли. Там продуктов было в холодильнике на 15000 рублей и разные фрукты, овощи – все потекло в холодильнике. Все протекло на пол, на паркет и паркет вздулся. Она приезжает, а там в квартире катастрофа. Она к соседям: Вы знаете ребята (там молодая семья) вот такой конфуз произошел. Они: А чего мы, а мы ничего. Она говорит: Вы знаете, вот такое произошло. Они: А мы чего? Она снова говорит: Вы знаете, вот такое произошло. А мы что виноваты? Она: Ну давайте что-нибудь придумаем. То есть, они в крик, а она тихо, спокойно, по-Божьему. Ну не я же это все сделала в своей собственной квартире: с живым холодильником взяла вырубила свет. И вот когда они орут, а она громкость – тише, тише, тише. Потому что она в духе и в Боге, она не орет, она спокойно, человеческим языком пытается объяснить. И что вы думаете? Согласились исправить вот из-за этой тишины, спокойствия, мирности, любви, и посередине стоял Дух Святой. И все это коснулось сердца вот таких, казалось бы, злых людей, которые начали совершенно простым злом человеческим нашим обыкновенные разборки. И все закончилось мирно. Не всегда это так бывает, не всегда, но именно так это бывает возможно. Потому что тяв на тяв – ничего не получится, минус на минус получится минус в квадрате.
И поэтому мы должны знать – если мы в духе, люди нас будут слышать и понимать. Если человек говорит, что я тебя не понимаю, то ты виноват, и мы виноваты, что нас не понимают. Плохо молимся, не просим мудрости, не просим рассудительности, не просим слов, не просим мыслей, не просим духа любви и кротости, чтобы нас услышали. Говори громко, чтоб тебя услышали, говори тихо, чтоб тебя послушали.
Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем. Когда мы в любви, тогда Бог посреди нас и мы тогда с Богом. И запомните один очень замечательный пример аввы Дорофея: Посмотрите, вот вся наша жизнь, она похожа на некий образ. Наш мир – это круг, в центре этого круга находится Бог, потому что Бог является центром нашей жизни. А мы люди от этой окружности как бы радиусы, стремящиеся к Богу, а с другой стороны питающиеся силой Божией. Мы радиусы во всей этой жизни. И вот смотри, говорит он, если человек стремится идти к Богу, с любовью, добротой, верой, он идет к Богу и между собой, радиусы, приближаясь к Богу, сближаются. Вот так и люди сближаются друг с другом душой, умом, сердцем, когда они идут к Богу, когда они живут по Его заповедям. Когда человек, еще не имеющий веры, пытается жить по человечески, сближаясь с людьми благожелательностью, помощью, не эгоизмом, взаимной помощью, дружбой, то он сближается с людьми, с друзьями, с близкими, с родными. И, сближаясь, он к Богу приближается. Потому что движение навстречу радиусам, то есть к людям, это и есть движение одновременно навстречу Богу.
Кто-то сказал: Путь к познанию Бога лежит через исполнение Евангельских заповедей. Добрый человек обязательно к Богу придет. А злой наоборот, только дальше и дальше будет отходить. Среди неверующих много добрых людей и будем молиться и за них, чтобы и им Господь дал разум истины. И мы в этом можем или способствовать, или наоборот быть препятствием. Потому что кто-то сказал: Ради вас хулится имя Божие, а надо чтобы говорили: посмотрите как они любят друг друга.
Вчера я служил в Покрове и боковые двери были открыты, заходят люди и там как раз панихидный столик, входят – выходят. Заходит одна пара, у женщины легкая одежда, спина приоткрыта и бретельки, она пришла ставить свечу, только начала молиться, и какая-то бабка, конкретно не знаю, как коршун подлетает и что-то ей начинает шептать. Я другую посылаю, ну-ка срочно ее ко мне тащи. Она ее тащит ко мне. Спрашиваю: что ты ей начала говорить и чему ты ее начала учить? Она говорит: я ей сказала - ты что, на пляже? Вот пока она ко мне шла, та из храма уже ушла. Она минуту даже не помолилась. Почему? Из-за этой злой бабки. Мое чадо. Я ей сказал: вот иди на паперть и молись, что из-за тебя человек минуту даже не помолился. Ну кто тебя просил учить? А если она в храм зашла случайно, ну и слава Богу, что она зашла, она зайдет второй раз, посмотрит по сторонам, как люди одеты, и по другому уже оденется. Вчера была как раз поминальная родительская, вот она может быть родителей своих пришла поминать, родных, близких, ничего мы не знаем, Бог ее привел. А злая прихожанка ее из храма увела. Ну второй раз человек придет в храм, посмотрит по сторонам, в третий раз придет как все. Ну и все, Бог научит. Если что-то говорить – опять же, ну только с любовью. А лучше вообще ничего не говорить, а помолиться об этом человеке: Господи, слава Богу что пришла, а в следующий раз пусть будет как мы.
Вот видите, одно слово не вовремя, не по делу, и такой результат. Вот так и в нашей жизни, куда-то мы лезем, куда нас не просят, а самое главное все можно говорить, и все можно советовать, и все можно недоумения, обиды, неприятности высказывать только помолившись и трижды самой себе сказав одно слово: доброжелательность, доброжелательность, доброжелательность. После этого открывай рот. Вот доброжелательность – это в Святом Духе. Без доброжелательности мы не в Святом Духе. С доброжелательностью можно решить все, без доброжелательности не решишь ничего. И поэтому будем молиться о том, чтобы мы с вами были людьми Божиими, чтобы мы с вами были в Духе, чтобы мы с вами были в духе любви и кротости, тишины, спокойствия, чтобы люди нас понимали. Даже если мы говорим с ними на одном языке, на русском, но, чтобы этот русский язык был еще и приправлен духом любви. И тогда нас услышит глухой, а дела нашей любви увидит слепой. И тогда мы будем в Духе, тогда мы будем приближаться друг к другу, приближаться к Богу, а приближаясь к Богу будем приближаться друг к другу и только такой алгоритм движения прописан всем нам нашим Господом.
Поэтому так Он и сказал: Прибывающий в любви прибывает в Боге и Бог прибывает в нем. И да будет это со всеми нами во славу единосущной, святой и нераздельной Троицы Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь!
архимандрит Мелхиседек