Главное

Расписание богослужений

img141030120004604Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Всех вас, дорогие о Господе братья и сестры сердечно поздравляю с праздником воскресного дня, и хотелось несколько слов сказать о нашем с вами взгляде на жизнь, который чрезвычайно важен: о взгляде на Церковь, взгляде на окружающих, взгляде на свою душу и в конце концов взгляд на всю свою жизнь.

Господь говорит: если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло. На церковнославянском говорится «просто», а в русском переводится «если взгляд твой будет чистым». И вот здесь важны два смысла: если взгляд твой будет простой и взгляд твой будет чистый. Тогда все вам будет просто, и все вам будет чисто.

Апостол Павел говорит: для чистых - все чисто, а для оскверненных все скверно. И вот как же нам иметь чистый и простой взгляд на жизнь? Апостол Павел говорит: великое приобретение быть благочестивым и всем довольным.

Иоанн Златоуст говорит: богатый человек это не тот, у кого много денег, это тот, кто умеет довольствоваться необходимым. Бедный человек, это не тот, у кого мало денег, а тот, кто не умеет довольствоваться необходимым.

И все это – взгляды на жизнь. На наполовину налитый стакан разный взгляд: у одного немного недолитый, у другого немного неполный. И каждый человек сам себе формирует взгляд на жизнь.

«В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь,
Другой листвы зеленой вязь,
Цветы и небо голубое.
В одно окно смотрели двое».

Старец Паисий всегда призывал: имейте добрый помысел. Вот это есть чистый, простой взгляд на жизнь. И он приводит пример: Однажды человек в Греции недалеко от Афин построил загородный коттедж. Некоторые никак не могут построить, даже 6 на 6 , а он взял и построил такой небольшой 10 на 10, двухэтажный, тихое место такое было, и потом вдруг у правительства Греции возникла идея сделать, сократить расстояние между городами, и они провели автобан рядом с домом. А он все свои средства, все свои деньги вложил в этот дом, радовался тихой загородной жизни, и вдруг оказалось, что автобан стал проходить рядом с его домом. Он приехал к старцу Паисию и говорит: слушай, жизнь стала невозможной, шум, гам. Тот спрашивает: у тебя есть возможность изменить условия, поменять, продать, купить, построить? Он говорит: нет, у меня уже таких ни сил, ни возможностей нет. Я все время мучаюсь от этого шума. И тогда старец Паисий говорит: включи добрый помысел. Ты представь себе, что по этому автобану едут много мужчин, которые едут зарабатывать деньги для своей собственной семьи. Представь себе и скажи, слава Богу что по этому автобану не едут танки и по этому автобану не едут бронетранспортеры, это не шум войны, а шум тихой мирной жизни. Представь себе, что многие вообще не имеют дом, представь себе, что над многими вообще нет крыши. И не проклинай свою жизнь, а благословляй свою жизнь, что Бог дал тебе твое жилье, твою небольшую землю, и ты можешь этим пользоваться, в конце концов, вставляй беруши и молись рано утром, когда автобан спит и когда рано утром не отнимает у тебя такой возможности молиться вместе, подражать монахам, которые встают на Афоне кто в три, а кто и в четыре часа утра. Никто тебе в этом не мешает.

Взгляд на жизнь. Есть такая история. Едет человек в метро между Ясенево и Октябрьской и в уме своем перебирает: начальник злыдня, жена запилила, дети бездари, неслухи, правительство бездарное, и так несколько раз внутри себя в ум перебирает. И ангел за плечом стоит с блокнотом и записывает: Ничего не пойму, и зачем ему все это надо: правительство бездарное, начальник злыдня, жена трепло, дети непослушные, но раз просит, надо все исполнить.

То есть, что человек накликает, то и получается.

А вот как включить этот добрый помысел? Арсений Великий сказал: Если человек не пойдет путем самоукорения, он нигде и никогда не найдет покоя. Мама, папа – плохие, муж, жена – плохая, дети не такие, внуки не такие, соседи – не такие, и так до бесконечности. А нужно сказать: я достоин того, чего заслужил, вот такуя жизнь.

Я был свидетелем одной очень назидательной истории. В Троице-Сергиевой Лавре, когда я там был студентом Духовной семинарии, на праздник преподобного Сергия Радонежского съехалось около 50 архиереев нашей православной Церкви и меня тоже назначили в эту группу помогать одному архиерею во время богослужения. И так нас семинаристов распределили по два человека каждому архиерею. Я более или менее разбирался, как его одеть, облачить, потому что это тоже все не просто, и вдруг вижу, что на соседнем столе епископа из Литвы одевают, облачают два студента – первоклассника. Более-менее его одели с его помощью, а потом начали на него одевать большой архиерейский омофор – это такая большая длинная лента, которая символизирует ношение на плечах заблудшей овцы. Вот у нас этот предмет называется епитрахиль, которая перекинута через шею. Это символ овцы, символ ваших грехов, которые на шее священника. А у архиерея это очень видимым образом. У него почти такое же одеяние как у меня, это греческое, а сверху еще такая лента, шарф, А он одевается вокруг шеи. И вот они надевали, надевали, надевали, у них ничего не получается и один стал тянуть за один конец, а другой за другой конец. И, в конце концов, они стали его стягивать у него на шее. Он терпел-терпел, терпел-терпел, уже начал вопить, и я думаю: ну все, сейчас оба этих студента окажутся под ковром с помощью архиерея. И он схватил одну ленту, другую ленту, чтобы не задушили, ее притянул к себе, чтобы ослабить шею и им дал знак, чтобы они от него отошли молча. И я вдруг слышу потрясающий взгляд, чистый и простой на жизнь. Он сказал: если бы я был нормальный архиерей, у меня бы были нормальные иподиакона. Он был уже в возрасте, потому что говорят, что мудрость приходит с возрастом. У многих правда возраст приходит один, но бывает, что он приходит с мудростью.

Вот это был мудрый архиерей, с чистым и простым и правильным взглядом на жизнь. На его месте мог оказаться другой архиерей, который бы с правой руки дал бы в одно ухо, а с левой руки дал бы в другое ухо, испортил бы и их лица, и свое настроение. Вот видите, как важно иметь правильное настроение и устроение. А настроение от устроения. И если у тебя неправильное устроение, то есть, очи, взгляд не правильный, то все будет неправильно. И если человек не пойдет путем самоукорения, он нигде и никогда не найдет покоя.
Я не мог жене или мужу объяснить, я не смог детей воспитать, я не смог внуков воспитать. Если бы я был посмиренней, помолитвенней, у меня бы был спокойный нормальный настоятель, духовник, начальник.

Вот когда человек начинает с себя, тогда все будет устраиваться, потому что запомните, кто-то из мудрых людей сказал: Бог по жизни нам посылает именно таких людей, через которых может быть уврачевана наша гордыня. Почему у меня такой начальник? – я гордый, почему у меня такой муж или жена? – все время я гордая, почему такие дети, внуки? – я гордая. И вот с этого надо начинать, потому что обстоятельства жизни, они нас смиряют, а когда человек уже сам себя имеет на определенном месте перед самим собой, тогда обстоятельства начинают работать на него. Потому что Бог гордым противится., а смиренным дает благодать. Смиренным.

Смирихся и спасе мя Господь. Мы так не можем, но спросили в монастыре одного авву:
- Кто у тебя самый смиренный?
- Смиренный? Да вот этот Ефрем.
А речь шла о Ефреме Сирине. Позвал его, чего то спросил у него, они за столом сидели, он взял кусок хлеба и в угол кинул:
- На, пес, ешь.
Собрату своему. Тот стал на четвереньки, побежал в угол, хлеб взял зубами. Другой настоятель смотрит, и вообще ничего не может понять. Беседа закончилась, они потом подходят к нему и спрашивают:
- Что ты думал в этот момент?
Он говорит:
- Мне кинули как собаке, я и взял как собака.

Это вещь запредельная, мы этого не поймем. А другой бы, если мирская жизнь, так сказать, сказал бы: Да пошел ты куда-нибудь подальше. Вот так бы мы, вот такой бы был взгляд. А тот сказал:

- Я вспомнил свои грехи, которые я делал как собака, со мной поступили как с собакой и я сделал как собака.
Мысль такая: Я вспомнил свои грехи.

Вот с чего начинается этот добрый помысел. Ничего не бывает просто так, все эти обстоятельства смирительные. Это наше очищение от наших грехов, это горькие таблетки, которые мы проглатываем не выплевывая, и когда мы их проглотим, вот тогда они начинают свое действие. А если горькие обстоятельства жизни вкусили и выплюнули, что получилось – горечь осталась, а она бессмысленная. Горечь есть, рот обожгло, а лечение не наступило, мы выплюнули. Мы сказали – все дураки. Горечь осталась – а лечения нет.

Если человек не пойдет путем самоукорения, он нигде и никогда не найдет покоя.

Пусть этот добрый помысел будет с нами, пусть у нас будет простой взгляд на жизнь, на людей, на обстоятельства, чтобы мы знали, что мы сами причина всего: и доброго; и злого, и темного, и светлого; и благодатного и не очень. Мы, только мы сами. И тогда вокруг нас будет все светло, люди будут светлыми, добрыми, святыми, праведными, мы их будем воспринимать как врачующее лекарство в отношении нас, а, с другой стороны будем видеть милующую руку Божию, опять через людей. Потому что Бог нас любит через людей и Бог нас лечит через людей. И Бог нас воспитывает через людей. И поэтому это воспитание, это лечение, эту благодать, эту помощь будем принимать от Бога, и от каждого человека будем принимать все как от Бога. Именно от Бога.

Прибыли однажды мы в Сербию и смотрим: одно кафе пустое, а другое кафе полное. У одних такой же антураж, у других такой же антураж, одно красивое, другое красивое, тут белые скатерти и тут белые скатерти, тут такая посуда и тут такая посуда, тут такой обслуживающий персонал хорошо одетый и тут такой обслуживающий персонал. Спрашиваю у гида:

- А ты не можешь объяснить, а чего здесь никого нет, а здесь полным-полно?
Он говорит: Ну, смотри, вот здесь надпись в ресторане « У Палыча»
- Ну, хорошо, что «У Палыча», а там «У Петровича»
- А ты смотри, там приписка такая:
- Я не умею на-сербском.
- Я тебе переведу: Гость от Бога.

И они так относились и относятся там к людям. Наилучшим образом, полные порции, не пересоленое. И полное-полное кафе, почему? А потому что они относятся к человеку по принципу: гость от Бога. Так относятся, и взамен получают и гостей, и внимание, и деньги, и прочее.

Помоги нам всем Господи, иметь этот простой и чистый взгляд на себя, на жизнь, на Бога, на Церковь, и тогда око наше будет чисто и светло. Тогда и вся наша жизнь будет простой, чистой и светлой. Аминь!

архимандрит Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция