Главное

Расписание богослужений

DSC 9610Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Днесь благоволение Божие предображение и человеков спасение проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение». Такими словами святая матерь наша Церковь, дорогие возлюбленные о Господе братья и сестры, в этот святой праздничный благознаменательный всеторжественный вседуховный всепразднственный и всеспасительный день Введения во храм Пресвятой Богородицы чествует, именует и прославляет Матерь Божию.

И в этот святой праздничный день каждый из нас должен задуматься и о себе, а чем для нас является храм, чем был храм для Матери Божьей, почему Она стала вместилищем Невместимого? Бог не в рукотворенных храмах живет, но и вселился в утробу Пресвятой Девы Марии. «Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева», помянует Церковь.

Бог для Нее стал всем. И нам когда-то была открыта вечность, открыта вера, открыт Господь, открыто Евангелие. И мы когда-то с вами поняли, что просто быть хорошим человеком, просто взять и начать исполнять Евангелие, просто взять и жить по Евангелию усилием своего ума, усилием своей воли, усилием своей личной жизни, невозможно. Потому что, то взлет, то падение; то успех, то катастрофа. И мы поняли, что чего-то не хватает. Где-то должна быть какая-то сила, помогающая исполнить Евангелие. И нормальных людей Евангелие привело в церковь, потому что здесь благодать, здесь сила, здесь вдохновение. Здесь человек черпает силы в исповеди, в причастии, в простой молитве, даже в молитве десятиминутной, когда он забежал после работы в храм и вспомнил слова Спасителя: «и в одиннадцатый час пришедшие равную мзду приемлют с первыми». Десять минут молитвы. А человек, если от сердца, со смирением и с верой помолился, вышел другим. Почему? Бог был с ним. Благодать, энергия Божия была с ним. Он здесь напитался, оживотворился духом вечности.

Когда мы учились в семинарии, то запомнились слова Митрополита Филарета Вахромеева, ныне здравствующего. Нам, студентам семинарии, он говорил: посещайте, братцы, храм Божий, пока вы здесь учитесь, пока вы в семинарии, пока каждый день имеете возможность быть у преподобного, быть за Богослужением. Дышите воздухом вечности.

Вот что такое храм, вот что такое церковная молитва – воздух вечности! Люди ищут сейчас эликсира бессмертия, заморозиться, чтобы их потом оживили, когда будет соответствующая медицина. Ищут сбалансированного питания, режима труда и отдыха, соответствующей диеты, медикаментов. Ради чего? Ради того, чтобы продлилась их жизнь. Может быть, и правильно делают, что думают о здоровье, а не разрушают его. Но парадоксально, а может быть и закономерно – здоровье не от котлет, и не от кефира, и не от молочных продуктов, и не от соблюдения режима труда и отдыха, а от соблюдения заповедей Божиих. Почил недавно на Афоне на 101-ом году жизни подвижник веры и благочестия схиархимандрит Иеремия. Пример его жизни показал, что подвиг, и жизнь во Христе и лишения, и трудный тернистый путь иноческой жизни, вообще христианской жизни с постами, с молитвой, с доброделанием, с жертвенным служением друг другу, здоровью не помеха. Сто лет. И на сто первом году умер на послушании.

Старец Паисий Афонский, его собрат, говорил: за самоотверженную любовь Бог дает двойное здоровье. Молитва – дыхание души. Где нет молитвы, там мертвая жизнь. Поели, попили, поспали, поработали, прошвырнулись по магазинам, телевизор, компьютер, контакты, соцсети... Где нет молитвы, там нет духа, нет дыхания вечности. Там просто пустота. Как еще говорил Достоевский: нельзя жить только в одну утробу. «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от духа есть дух». «Сеющий в плоть свою, от плоти пожнет тление, а сеющий в дух, от духа пожнет жизнь вечную». Когда мы с вами сеем в вечность? Вот сейчас, когда мы на Всенощном бдении вместо отдыха, вместо дивана мягкого, вместо телевизора, вместо сладкого ужина, вместо гостей, вместо еще чего-то, в храме, когда у нас молитвослов, когда у нас доброе дело, добрый помысел помощи, молитва за родных и близких, когда мы в покаянии, когда мы во святом причащении. Когда мы в памяти Божьей, мы сеем в вечность. Малюсенькую молитву произнести: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешного, – это мы по рублю откладываем свой духовный капитал. Не разоряем, а вкладываем, вкладываем и вкладываем. Куда? В вечность. Каждая молитва – это сеяние в вечность.

И мы счастливые люди, что нам когда-то это открылось, когда-то мы поняли, что нельзя жить в одну только утробу. Есть вечность, есть духовность, есть Господь. А раз Он есть, то и возможно это собеседование с Ним. Что значит молитва? Молитва – беседа с Богом, возношение сердца и ума к Богу. Что для этого требуется? Ничего, кроме сердечного желания. Не нужно специальных обстоятельств для этого. Храм – особое место молитвы, о котором Сам Господь сказал: «дом Мой домом молитвы наречется». «Клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем». Бог живет в храме для нас непостижимым, сугубо сокровенным образом. Он везде, но Его особое присутствие в храмах Господних. Но и человек может и должен стать храмом Божьим, как стала Матерь Божья. Святитель епископ Игнатий Брянчанинов так и говорит: Ты всегда имеешь с собой храм – ум, как священник; сердце, как алтарь и жертвенник. Приноси на этом жертвеннике жертвы чистые, богоугодные святые сокровенные благодарственные и всехвальные.

Ум, как священник, а сердце, как жертвенник. И так ты имеешь всегда, говорит он, всегда имеешь с собой храм, потому что ты должен стать храмом Божьим. Апостол Павел говорит: «и сами, как живые камни устрояете из себя дом духовный», благоприятный Богу.

Каждый может стать храмом Божьим. И именно для этого Церковь. И именно для этого молитвы в душных и переполненных храмах, чтобы мы стали другими, чтобы мы хоть чуть- чуть были похожи на Богородицу, на Господа, на святых. Хоть немного. Но когда у нас не получается быть похожими на святых, мы должны хотя бы об этом, чтобы в нашей жизни была бы хотя элементарно человечность с заботой, со вниманием, с уступчивостью, с правдой, с дружелюбием, с братолюбием, честностью, отзывчивостью, искренностью, порядочностью, благородством. Это не святые качества. Это просто человеческие качества, потому что люди, стремящиеся жить благородной жизнью, об этом думают. Но Господь нам сказал больше. «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное, ибо язычники любящих их любят, и взаймы дают тем, от кого надеются получить. А вы любите ненавидящих вас, молитесь за творящих вам напасть, давайте взаймы, не надеясь получить обратно». И будем помнить одни из последних слов Господа, которые Он сказал: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то, если Я, Господь и Учитель, умыл вам, то и вы должны умывать ноги друг другу». То есть что это такое? Служить. Я пришел, говорит Он, не для того, чтобы Мне служили, но для того, чтобы послужить.

И вот когда человек ищет в своей жизни кому бы, чем бы и как бы послужить, кому быть полезным, такой человек живет в духе, такой человек живет в истине. Такой человек живет по-Божьему. Потому что уж явно и точно он живет не в свою утробу, когда старается кому-то послужить. Это дух Евангелия. И дай Бог, чтобы Церковь, храм в этом нам помогали. Мы будем любить храм, Бог будет любить нас. Будем стремиться быть в храме и через храм сами будем становиться храмом Божьим, как им стала Пресвятая Дева Мария. Введение во храм, которое мы сегодня всеторжественно вспоминаем. Дай Бог, чтобы внутри нас и мы с вами сами дышали воздухом вечности, чтобы внутри нас было дыхание вечности, чтобы мы постепенно приобщались этому животворящему просвещающему и воскрешающему воздуху – воздуху молитвы. Приобщались этому и подключались через это к вечности, к вечности, уготованной и дарованной нам Богом, о которой Он сказал: ухо то не слышало, глаз то не видел и даже на сердце человеку не восходило, что уготовал Бог любящим Его.

От всей души, дорогие братья и сестры, желаю вам этой любви божественной, которая будет согревать, просвещать, вдохновлять, оживотворять и, в конце концов, воскресит и нашу душу, и тело. И каждый из нас, дай Бог, чтобы своими глазами, своими ушами увидел и услышал и вошел в ликующую вечность, в которой ныне пребывает Царица Небесная, Господь и все святые.
Аминь.

архимандрит Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция