Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Сегодня, дорогие возлюбленные о Господе братья и сестры половина православного христианского мира чтит Рождество Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Иоанн Богослов однажды сказал: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.
И он же говорит: Посмотрите, какую любовь имеет Бог к нам, чтобы нам называться и быть детьми Божьими. Именно этот смысл и именно этот свет разума принес Христос в мир, так, что перевернулся этот мир в своем понимании Бога, души, вечности, воздаяния, бессмертия. И Христос бессмертие, вечную жизнь принес в эту жизнь, примером Своей собственной жизни. И мы с вами, православные люди, и весь христианский мир живет этой непоколебимой истиной – «чаю воскресения мертвых и жизни будущего века».
Воскресение мертвых является фундаментальной основой нашей христианской веры. На Евангелии, которое держит Христос в Своих руках в алтарной части, есть такие слова: «Я есть воскресение и жизнь. Всякий верующий в меня если умрет – оживет. Всякий верующий в Меня не умрет во век.» Он не только сказал, Он это сделал. Он это совершил, Он показал это в Самом Себе, победу жизни над смертью, воскресение Христово положило начало и нашему с вами воскресению, о чем апостол Павел так и сказал: Христос начаток из умерших. Он первый, а потом Христовы. Что же дал Христос этому миру? Почему у нас было одно летоисчисление, а теперь мир поделился на до рождества Христова и после Рождества Христова?
Сегодня во всех календарях мира и буддийских, и еврейских, и китайских, и малазийских и каких угодно, у них даже есть свои календарики, но основной календарик именно такой –год от Рождества Христова. И не иначе с этой именно даты. И вот кого-то это трогает, а кого-то нет. Кто-то задумывается о своей жизни, что же произошло и что будет со мной и почему полмира в крестах, в иконах, в храмах, костелах, богослужениях – это имеет какой-то смысл или это какое-то представление? Это цирк, шоу или за этим стоит существенная какая – то жизнь, истина? Что-то за этим стоит или нет? В конце концов каждый человек должен ответить на этот вопрос внутри самого себя. Бог есть или нет? Душа есть или нет? Вечность есть или нет? Воздаяние есть или нет? Христос, в конце концов, был или нет? И нельзя проходить мимо этих вопросов, не давая на них ответов. Кто-то сказал, что люди делятся на три категории по жизни:
- одни вполне разумны и вполне счастливы – это те, которые нашли Бога и служат Ему.
- другие вполне разумны, но пока несчастливы – это те, кто ищут Бога, но еще не обрели Его и не поняли разницу между одним, другим, третьим, верой и тем более не служат и не поклоняются и не живут по-Божьему. Они вполне разумны и ищут, но несчастны, потому что не нашли.
- а есть люди, которые вполне неразумны, и несчастливы, потому что не ищут Бога и не поклоняются Ему.
Но Господь нам дал великую милость и великую любовь и дал нам называться и быть детьми Божьими. Григорий Богослов так и сказал: Бог стал человеком, чтоб человек стал богом. Бог сошел с небес, чтобы мы взошли на небеса. Сего бо ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет, нам дал возможность быть сынами Божьими.
А вот теперь задумаемся над своей жизнью. Господь нам дал свет разума: Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума – тогда то Господь коснулся ума и сердца каждого из нас. Через слово, через пример, через наставление матери, бабушки, близкого друга или человека, через что-то или через кого-то коснулась моего сердца эта величайшая истина, о вере, о душе, о бессмертии, о Боге, о Христе.
А что потом? Мы приняли жизнь по вере, а что потом? А потом стали ли мы сынами Божьими? Бог дал нам любовь называться сынами Божиими, стали ли мы такими по своей собственной жизни?
И вот сегодняшний день это еще и еще раз тот день, когда мы должны взглянуть на Рождество Христово. Что родилось в нас после веры? Что изменилось, где этот первый порыв веры? Первая жизнь по вере, первые дела по вере? Первая любовь к Богу и к людям, где она?
Как Иоанн Богослов в Апокалипсисе сказал: Вспомни первую любовь свою к Богу и к людям и покайся, иначе сдвину светильник твой с места.
Сынами Божиими мы называемся – как это велико, как это чудно, как это дивно. Как это славно – мы с вами дети Божии. Если мы дети Божии, то кто против нас? Что для нас значат временные проблемы, которые человек испытывал и будет испытывать всегда. Христос не пришел для того, чтобы всех одеть, накормить, всех вылечить, чтобы все были безболезненными и легли живыми и здоровыми во гроб со значком ГТО на груди. Не для этого пришел Христос.
Для чего - Евангелие нам открывает. Я сделаю, сказал Христос, вас свободными – говорит Он иудеям. А они отвечают: мы дети Авраама и никому никогда не были рабами. А Он говорит: всякий творящий грех есть раб греха. А Я пришел, чтобы вы стали свободными. Вот для этого Церковь, для этого храмы, для этого богослужения, для этого иконостасы, для этого фрески, для этого мозаики, для этого Евангелие, для этого святые отцы, для этого проповеди, для этого облачения, этого богослужения, чтобы мы стали свободными от греха. А Церковь – больница, священники – врачи, иногда такие же больные, но знающие что делать, как лечиться и как идти по этому пути. Таинства Церкви, исповедь, причастие, соборование и прочее – лекарства, чтобы мы стали другие. В этом смысл жизни. Мы жизнь изменить вокруг нас вообще не способны. Мы должны измениться сами и стать другими.
И счастлив тот человек, который на самом деле поменял отношение к самому себе и понял что счастье и Царствие Божие и мир и радость и любовь, и рай, и ад – все одновременно в одном человеке, в одном сердце, и в одной душе. С Богом ты, ползешь ли по направлению к Царствию Божию, не то что идешь – ползешь, когда нельзя ползти – лежишь по направлению к Царствию Божию, ты с Богом, а когда в уме здоровье, финансы, футбол, чемпионат мира по хоккею, дача, курс доллара, серия, бензин, цены на нефть, пошло поехало. Если это на первом месте, мы несчастнейшие из людей, если от этого зависит то, что у нас внутри. Внутри мы ни о чего этого зависеть не должны.
Кто-то из мудрых людей сказал: Под счастьем люди подразумевают здоровье, под еще большим счастьем люди подразумевают здоровье и деньги, под еще большим счастьем люди подразумевают здоровье, деньги и красоту, под еще большим счастьем здоровье, деньги, красоту и власть, и так можно продлять до бесконечности, что человек хочет, чтобы у него было. Вот когда это у меня будет, тогда буду счастливым – и человек ставит запятые – когда будет это, это, это... Вот тогда я буду себя нормально и комфортно душевно и телесно чувствовать, тогда у меня будет вот это. Вот под это каждый сейчас может подставить свое что-нибудь. А важно не что у тебя есть, а что в тебе есть. Есть ли в тебе вера, есть ли в тебе дружба, есть ли в тебе честность, есть ли в тебе справедливость, есть ли в тебе доброжелательность, есть ли в тебе непоколебимое убеждение что ты чадо Божие, что ничего с тобой в этой жизни не случится без промысла Божия. И какая бы жизнь не была – она закончится. Всякая жизнь закончится – и внешне плохая, и внешне хорошая. Всякая жизнь закончится встречей с Богом. И от этой жизни зависит, какая это будет встреча, которая будет и которая реально бывает и может быть всегда, везде и всюду.
Когда человек в молитве, а молитва это беседа с Богом, для этого не нужно ничего. Больной парализованный человек в больнице, в реанимации, на кровати – какие у него условия для молитвы? Где храм, где икона, где лампада, где свечи, где священник, где четки? - ничего нет. А умом он с Богом. И Царствие Божие в его сердце, потому что Бог с ним. А мы иногда в храме оказываемся без Него, потому что мозги и сердце в этот момент неизвестно где находятся. Что для этого надо, чтобы быть с Богом? Любовь, воля и желание. Внешнего – ничего. Храм помогает, безусловно, богослужения – безусловно, иконы – безусловно, все помогает, все поднимает, все этому способствует. Но когда этого нет – человек все равно продолжает жить с Богом.
Апостол Павел нас так и учит - не обманыватесь, Бог поругаем не бывает. Не обманывайтесь, что посеет человек, то и пожнет. Сеющий в плоть свою, от плоти пожнет тление, сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Счастье не в том, что у нас есть, а что в нас есть. Кто-то из мудрых людей мне перед новым годом сказал: Не нужно быть важным, а важно быть нужным. И однажды один священник у меня спросил: Знаешь почему люди долго живут? И я в шутку ему сказал, старому священнику, которому было 85 лет, который прошел войну, был артиллеристом: Почему, как ты думаешь, люди долго живут? Потому что они соблюдают режим труда и отдыха и у них сбалансированное питание. Он шутки не понял и сказал: нет, не поэтому. Люди долго живут потому, что они кому-то нужны. И давайте подумаем, мы кому нужны? Кому легче от того, что мы с вами христиане и православные люди? Кому-нибудь от этого легче? Вот Христос пришел для того, чтобы стало легче всем и вся. А если мы христиане, православные люди, то хотя бы одному человеку, но конкретному, рядом с нами будет светло и тепло. Хотя бы одному.
И вот сегодняшний праздник - он о смысле жизни, он о том, ради чего стоило родиться и ради чего не страшно умереть. Все почти люди, кроме верующих боятся смерти. Это закрытая тема, это табу, об этом лучше не говорить, не напоминать ни о завещании, ни о месте на кладбище, ни о смертном кульке, ни о чем об этом не дай Бог сказать. А Христос пришел для того, чтобы мы перестали бояться смерти, чтобы мы не были рабами страха. Чтобы мы были свободными людьми. Сегодняшний праздник именно об этом – о смысле рождения, о смысле жизни, и о смысле смерти и самой вечности. Сегодня, этим моментом Рождества Христова 2000 лет назад положено начало нашему бессмертию в Боге. Вот о чем идет речь в сегодняшний праздник. Мы с вами бессмертны, и должны жить как бессмертные и не должны всецело всю жизнь полагать только здесь в земном и временном. О нем надо заботиться – да, переживать надо – да, по возможности улучшать надо – да, но через большую запятую – Но не моя воля, Господи, но Твоя да будет. Здоровье хорошо, нездоровье – Бог дал. Деньги есть – хорошо, вдруг не стало – воля Божия. Сегодня я здоров и молод, а завтра я вышел на финишную прямую в Царство Небесное. Тогда что? И тогда – буди имя Господне благословенно отныне и до века.
Так может сказать, так может чувствовать и так может жить только верующий человек, только свободный человек, только чадо Божие. И вот Бог нам дал этот разум, чтобы мы были выше смерти, сильнее греха и не были рабами плоти. Вот тогда мы и будем, и тогда это нас коснется, это всеобщее поздравление с Новым Годом и с новым счастьем. У нас нет нового счастья, у православных людей. Наше счастье – жизнь в Боге. Вот наше неизменное и постоянное счастье. Только все зависит от того, идем мы по этому пути или хромаем, падаем и иногда поворачиваемся назад. Вот от этого и зависит мера этого счастья. Не новое счастье – а мера счастья жизни в Боге. Писание говорит: не мерою Бог дает духа. Не мерою, Он может всего Себя дать, мы способны принять или нет. Хотим мы этого или нет – это главное в нашей жизни или нет. Чего мы ищем? Ищем Бога – найдем, ищем жизни с Ним и в Нем – найдем, все от меры нашей воли и нашей любви.
Возблагодарим Господа в этот святой и праздничный день Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, за этот дар разума и света истины, которое он даровал каждому из нас. Буди имя Господне благословенно отныне и до века, и слава в вышних Богу и на земле мир, и в человецех, в людях, благословение. Аминь! С праздником Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа! Аминь!
архимандрит Мелхиседек