Главное

Расписание богослужений

22011 1Недавно на сайте Оптиной пустыни я прочитала воспоминания игумена Филиппа (Перцева) о его духовном отце недавно почившем архимандрите Венедикте. Мне приходилось бывать в Оптиной неоднократно, но, к сожалению, я никогда не общалась лично с отцом Наместником, зато с большой радостью бывала на службах, которые возглавлял отец Венедикт. Его проповеди были всегда просты, понятны, обращены к прихожанам и, в тоже время, духовно богаты. Начиная читать воспоминания об архимандрите Венедикте, я порадовалась, что теперь больше узнаю об этом замечательном пастыре. И я не ошиблась.

Очень интересно и поучительно было читать о его детстве и юности, о жизни в Лавре преподобного Сергия, о становлении его как монаха. Тем более, я ожидала получить духовную пользу при прочтении об Оптинском периоде жизни отца Венедикта. И что же? Вторая часть воспоминаний резко отличалась от первой. Хотя автор и не скупился на эпитеты, относящиеся к отцу Наместнику, но если брать «сухой остаток», то получился набор «ОБС» (Один Брат Сказал). Мне стало не понятно, зачем пересказывать факты, более похожие на сплетни, в которых отец Наместник представляется в каком-то гротескно-нелепом виде (например, сцена в кабинете, об его «открытиях», случай с просфорой), а автору приходится каждый раз оправдывать его поведение смирением, терпением, рассудительностью, глубоко скрытой духовностью и т.п.. Особенно меня поразил следующий отрывок:

«Со стороны поступки Наместника зачастую могли казаться ущемлением прав, несправедливостью, а возможно, даже какой-то дикостью. Но вскоре братия привыкла к тому, что именно их надо драть как «сидоровых коз» потому, что без этого, пожалуй, и нельзя. Ведь бьют-то их по-отцовски, переживая за неблагообразие их душ. Как-то один брат, получив разнос «по полной программе», возвращался в келью. В его голове мелькнула мысль: «Да, наверно в таком состоянии люди и кончают счеты с жизнью... Ведь прав Батюшка во всем. Действительно, полное ничтожество, а еще чего-то думаю о себе... И как теперь жить-то дальше?». Но спустя краткое время он вдруг ощутил столь обильное посещение благодати, что потом говорил: «Да я согласен каждый день такое терпеть... только бы радость не уходила».

А если представить себе на миг, что благодать брата не посетила бы, то, что было бы дальше?! Страшно становится! Из этого отрывка можно сделать и такой вывод, что отец Наместник доводил своими «разносами» некоторых из братии чуть ли не до самоубийства!

Мне кажется, что эти воспоминания слишком субъективны и не предназначены для широкой аудитории. Большое видится на расстоянии, а поспешный выпуск воспоминаний, приуроченный к сороковому дню кончины, может только повредить в деле объективной оценки личности архимандрита Венедикта.

Р.Божия Татиана

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция