Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
«Крест – хранитель всея вселенная, Крест – красота Церкви, Крест – царей держава, Крест – верных утверждение, Крест – ангелов слава и демонов язва». Такими словами, возлюбленные о Господе братья и сестры, в этот святой и праздничный день, Церковь прославляет Животворящий Крест Господень. Это день воспоминания нашего спасения: ценой какой Жизни, ценой какой Смерти мы с вами имеем веру, мы с вами имеем помощь Божию, мы с вами имеем надежду бессмертия.
Однажды, великим постом, когда я читал постную триодь, мне наверно на всю жизнь врезались богодухновенные слова о Кресте Господнем. «Твой крест, - говорились там, явился тростью, которою Ты обмакнув в кровь Свою подписал всем освобождение грехов».
И мы в это веруем, на это надеемся, что Крест Господень – это ключ от рая. Древом человек потерял рай и древом рай ему опять и возвращается.
Святитель Григорий Богослов однажды сказал: «Что мы видим на кресте? Любовь Бога Отца распинающая, любовь Бога Сына распинаемая, любовь Бога Духа Святого торжествующая силою крестною». Дай Бог нам всем в уме постоянно вспоминать жизнь, страдания и воскресение нашего Господа.
Кто-то на днях, когда я был в больнице, спросили меня: Ну а как иметь веру, ну а как иметь ревность, ну как подвизаться, ну как изо дня в день одно и то же, когда с одной стороны влечет мир, с другой стороны влечет Церковь, с одной стороны грех и его соблазн. А с другой стороны чувство долга и понимания, что так не должно быть. Когда в душе постоянный раздрай, где найти силы против лености, против бесчувственности, против самоугодия, как себя распять для мира, как подвизаться? И я сказал: Очень просто, надо всегда в уме прежде всего держать мысли. Потому что, что бы не делал человек, он прежде всего должен понимать, зачем и для чего он это делает. Идея должна идти перед мыслью, перед всяким делом, всяким словом, всякой молитвы и всякого подвига. Впереди должна идти мысль. «В начале было Слово», а какая мысль должна быть у нас верных? Мысль такая, что Бог распялся 2000 лет назад, Христос за меня и за тебя распялся, очистив мои и твои грехи, отдав реально за это Свою жизнь. И с этой благодарной мыслью надо жить и подвизаться.
Я в храм иду по воле Божией, я пощусь по любви Божией, я язык держу по любви Божией, я заповеди исполняю по любви Божией, потому что вот такой Боженька - Он за меня распялся, Он подарил мне жизнь. И какова теперь должна быть моя жизнь? Полностью и всецело, по мере сил и возможностей, посвященной Ему.
Кто себя всецело Богу отдает, того Бог никогда и никому не отдаст. Когда я лежал в больнице, то несколько людей написали: Что вам нужно? Чем вам помочь? Я пишу: Мне нужно сердце помоложе. И они отвечают: Если надо – отдам свое. А вот вы представляете, вот если бы на самом деле нашелся бы человек, который за кого-то и ради кого-то отдал свое сердце? Сейчас сознательно это никто не делает, потому что это будет самоубийством. Обычно в Америке и в Европе его завещают, что если друг разбился, а сердце живое, то его отдают. Редко, но такое бывает.
А Христос за каждого из нас отдал Свое сердце. Реально отдал Свое сердце. Чтобы мы жили не в грехе, а жили в правде с надеждой воскресения. Разве можем мы теперь жить как будто бы этого с нами ничего не произошло? Нет, мы реально живем ценой Его смерти и ценой Его жизни и ценой Его искупления. Его распяли за наши грехи, чтобы мы жили правдою. Как апостол Павел говорит: Одним человеком грех вошел в мир, правдою Одного будут жить многие.
Наказание мира нашего на Нем, правдою и язвою Его мы все исцелились, - говорит нам пророк Исайя.
Вот что должно идти впереди в начале нашего дня. Мы с самого начала не хотим встать пораньше, с самого утра встать пораньше: этого не можем, этого не хотим, ведь это воля наша посвящена чему-то другому. Кому-то другому. Больше всего своей плоти и своему, как нам кажется хорошему самочувствию. Не дай Бог не доспать, не дай Бог недоесть, не дай Бог недоотдохнуть, тут же мысль должна говорить: Вставай. Другой помысл говорит: Лежи! И если бы мы ради Христа сказали, что мы идем, встаем и начинаем день со словословия Божьего, ради Господа, отдавшего за нас жизнь. Тогда было бы легко. Потому что, когда человек любит, то из-под палки делать не надо ничего, он сам все соображает. Как помочь, чем помочь, что приятного сделать, и не считается ни с чем, если кого-то любит. Вот и мы, если бы Бога любили всем сердцем своим, и душою и помышлением, мы бы ни с чем не считались.
Впереди идет мысль о Боге, отдавшем жизнь за нас. Однажды у бабушки один священник спросил: а как тебе ходить в храм на костылях? Я вижу, что ты первая в храм приходишь, ты далеко живешь? Да, - говорит. А это было в деревне, - 4 километра отсюда. А тебе тяжело? Конечно тяжело. Ну а как же ты первой то приходишь? Каждое воскресение тебя вижу. А священник только был назначен на приход и впервые ее увидел. Она говорит: Тяжело, но прежде чем пойти в храм моим ногам, туда идет мое сердце.
Вот от этого и силы, от этого и легкость, от этого и благодать. Человек забывает про сердце, про ноги, про стенокардию, про давление. Сердце идет к любимому или любимой, сердце идет. В новостях передали: человек хотел доказать ей любовь. С 22 этажа свесился, показать какой он сильный, свалился, упал на капот машины, скорая приехала, а он живой. Ну, дурачок , конечно, но он хотел этим что-то доказать. Когда люди хотят что-то доказать, они совершают невероятные поступки, чтобы доказать любовь. Старец Паисий говорил, что люди должны быть в некотором роде безумными. Мы должны обезуметь от любви ко Христу, не считаясь ни с чем. И тогда будет любовь, вот тогда будет это наше благодарное сердце, которое помнит, которое чтит, которое поклоняется Христу. Тому орудию и тем событиям, через которые мы имеем с вами вечную жизнь, надежду жизни вечной. И мы с вами во время праздников поем такие слова: Величаем Тя, жизнодавче Христе, и чтим Крест твой святый имже нас спас еси от работы вражия. Дай Бог, чтоб этот крест и память о нем, и любовь ко Христу и ко Кресту была в нашем уме, была в нашем сердце, и тогда она будет и в нашей жизни.
Кресту Твоему покланяемся Христе и святое воскресение Твое поем и славим. Аминь!
архимандрит Мелхиседек