Главное

Расписание богослужений

mihaylov_denВо имя Отца и Сына, и Святого Духа!

«Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних сил».

Сегодня день славы святых сил небесных во главе с Архистратигом Божьим Михаилом. В Священном Писании не так много говорится о сущности ангельских сил, об их внутренней жизни, о том, чем они отличаются от людей. И только немногое приоткрыто нам, достаточное  для нашего человеческого понимания. Святые отцы толкуют нам первые строчки Священного Писания: «В начале Бог сотворил небо и землю». Под небом,  как святые отцы толкуют  нам, мы понимаем, что Бог сотворил вначале ангельский мир и вещество,  из которого потом творились Им звезды и наша земля, и на земле растения, животные, человек. Две большие сущности, вещественная и невещественная. Небо – невещественная и земля – вещественная.

Святые отцы нам говорят, что ангелы – это бесплотные духи, наделенные волей, умом и чувствами, но чувствами ревности по Богу, любви к Богу, добра и истины. О том, что ангельский мир был сотворен прежде этого вещественного мира, свидетельствуют нам не только строчки Священного Писания. Господь через Иова говорил: «Егда [сотворены] быша звезды, восхвалиша Мя гласом велием вси ангелы Мои» (Иов. 38, 7). Значит, до творения звезд существовал ангельский мир.

 

Мы знаем о духовной трагедии, которая произошла в этом невещественном,  в этом невидимом,  духовном, ангельском мире еще прежде сложения этого видимого мира. Денница, первый во славе ангел, как говорят нам святые отцы, по славе своей приближенный к Богу, вдруг подумал о том, что эта слава, эта сила, эти таланты принадлежат ему по праву, что он источник своего бытия, что он во славе и в своей внутренней жизни равен Богу. Только Бог является началом всего, только один Бог не имеет никакой иной причины, кроме Самого Себя. Все же другие, и ангельский мир, тем более, мы с вами, имеем свое начало от Бога. Только Бог не имеет начала и причины ни от какой другой силы или сущности, является сам для себя причиной своего бытия.

По своей гордыне этот небесный ангел, именуемый Денницей, впал в самомнение и увлек за собой какое-то количество ангельских сил. И говорят нам святые отцы, что в противовес той брани, которую воздвиг Денница, который говорил: «Я такой же, как Бог» - Михаил-Архангел, обращаясь ко всем небесным силам, воскликнул: «Кто, как Бог?» - то есть разве может быть кто-нибудь, кроме Бога, в славе, в истине, в могуществе, кто-нибудь может уподобиться Богу? И поэтому имя Михаил с еврейского языка так и переводится «кто, как Бог». То есть это возглас ангела, защищающего славу Божию. Из-за этого падения в гордыню дьявол был свержен с неба. И он является источником зла на Земле. Это не равная сущность Богу, это не антиномия добра и зла, как бы равносильно существующие и, значит, изначально существующие как бы всегда во времени, как одинаковые силы, которые были и которые еще будут. Нет, это не так.

Зло, говорят нам святые отцы, это уклонение от добра, не имеющее под собой внутренней сущности. И приводят такой пример. Что такое тьма? Это там, где нет света. Стоит только зажечь свет или приблизиться к свету, тьмы не будет. Так удаление от добра и от Бога,  как от источника добра и света,  приводит к злу и тьме.

Вот дьявол в своей гордыне отошел от добра, удалился от добра и впал в состояние невозможности возвращения к добру, стал тьмой. Стоит только придти добру и свету, как в нашей жизни рассеивается духовная тьма. Недаром в момент крещения человека, когда крестится взрослый человек, священник спрашивает у него перед крещением клятвенного обещания: «Отрицаешься ли от сатаны и всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения его, и всей гордыни его?» И человек утвердительно говорит, крещающийся: «Отрицаюсь». И так трижды вопрошает его священник, и трижды крещающийся человек говорит, что он отрицается от сатанинской гордыни.

Гордыня, как главный источник духовного зла на Земле. Бог гордым противится, смиренным дает благодать.

«Научитесь от Меня, яко смирен и кроток сердцем» (Мф.11:29).

Именно смиренность и кротость отличала Сына Божьего. Про ангельский мир нам известно то, что пламенный Херувим ограждал пределы рая после грехопадения Адама, мы знаем, что архангел Михаил в виде огненного столба и в виде облачного столба днем и ночью вел по пустыне Богом избранный израильский народ в землю обетованную.

Так пророк Даниил был брошен в ров ко львам за неподчинение эдикту персидского царя Дария или за то, что явился причиной гибели священного дракона,  которого накормил не перевариваемым месивом из смолы, жира и волос. Пророк Аввакум был извещен ангелом, считается, что это архангел Михаил, о том, что случилось с Даниилом. Архангел Михаил отправил Аввакума взять пищу и затем, подняв его в воздух за волосы, отнес в львиный ров. Даниил увидел в этом знак, того, что Бог не оставил его. Спустя семь дней царь вернулся и, найдя Даниила живым и невредимым, уверовал в силу еврейского Бога. Придворные, строившие козни против Даниила, сами были брошены ко львам, которые их тут же растерзали.

___1995__109Мы знаем, что, когда сирийское воинство напало на израильтян, в одну ночь архангел Михаил по молитвам, Богом избранного народа,  погубил 185 тысяч ассирийских воинов. Мы знаем, что архангел Михаил был в пещи вавилонской с отроками Михаилом, Ананием и Азарием. И многое, что являл Архангел Михаил, мы многое здесь не скажем, но обратимся  к Священному Писанию, которое нам свидетельствует о реальной жизни, о реальном присутствих невидимых духов, то есть ангелов, и, к сожалению, противоположных духов, духов злобы – бесов, которые  являются реальной силой, присутствующей и влияющей  в нашей жизни.

И то, что выбирает человек в своей жизни, добро или зло, тех или других ангелов, оказывается довлеющим на него во всей его жизни. Все зависит от произволения самого человека, то есть от выбора.

Есть одно святоотеческое, духовное наставление: «Будь в молитве Серафим, в обхождении Херувим, а в делах ангел». Слово Серафим значит пламя, что значит, быть в молитве, как Серафим? В молитве пламенным, но только в молитве, а в жизни надо быть пламенным человеком, таким, как Архангел Михаил, который встал на защиту Божию.  Нам Священное Писание говорит: « Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими - огонь пылающий» (Пс.103,4).  То есть слуги Господни, они, как пламень огненны. Недаром священники в день Архангела Михаила облачены в красные облачения.

Есть обычай иногда облачаться в белые облачения,   как символ чистоты, но именно из этих слов « Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими - огонь пылающий», появился обычай и правило облачаться в красное облачение, подчеркивая пламенное служение Серафима.

Так и мы с вами в нашей жизни должны быть пламенными людьми и бояться слов Священного Писания, которое нам сказал Господь через апостола любви Иоанна Богослова в Апокалипсисе: "Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (Откр.3, 15-16). Эти слова сказал Господь, предостерегая  теплохладного человека, которому все безразлично - спасение, боль или радость другого человека, нужда или несчастье другого человека, он не может ни сопереживать, ни сорадоваться, но безразличен к спасению своей души, а через это,  безразличен и к Церкви, и к Богу, и к тем людям, которые окружают его.

Святитель Николай Сербский сказал, что добродетель должна быть пламенна, огненна и мгновенна, он говорит: «Мы мгновенно должны простить, когда мы услышим слово «прости», мы мгновенно должны придти на помощь, когда нас известит ангел, что кто-то нуждается в нашей помощи, не дожидаясь, когда нас попросят об этой помощи,  мы мгновенно должны встать на молитву, когда пришел помысел о молитве, мы мгновенно должны делать по долгу совести и по долгу своего служения то или иное дело, потому что завтра – это враг сегодня». Человек, который не решается сделать что-либо сегодня, сейчас, он этого не сделает почти никогда, потому что нет у него решимости.

Многие люди говорят: «У нас проблема. Проблема встать вовремя на службу, придти вовремя на Литургию или придти вовремя на Всенощное бдение. Мы просыпаем, мы не успеваем, у нас не хватает организации, у нас не хватает собранности».

На это, однажды, очень прекрасно ответил преподобный оптинский старец Анатолий. Он сказал: «Если человек с вечера не решится встать вовремя на богослужение, поставь над ним хоть оптинскую колокольню, он все равно проспит». Все -  в решимости, в настрое. Как вы знаете, есть надписи на некоторых машинах, так едет впереди моей машины - «Ока», а на ней надпись: «я джип, только болею». Вот и мы в своей жизни, хоть и ничего из себя духовного не представляем, но внутренне мы должны быть, как джипы, которые только и знают, вперед, вперед, вперед - по бездорожью  и напролом к цели, к добру. Правда, не распихивая и не подрезая, как джипы, но культурно, уступая дорогу и сажая в джипы, которые семиместные, сажая побольше людей, чтобы доставить их до дома, особенно после Всенощной. Тогда, уезжая, надо спросить, не подвезти ли кого-нибудь на машинке, особенно бабушек до 30лет.

Мы знаем из духовной мудрости, о которой нам говорят святые отцы, что мы в делах должны быть, как Херувимы. Как переводится слово Херувим? Исполненный мудрости. Как нам быть в делах исполненными мудрости, то есть быть Херувимами? Старец Макарий, смотрящий с этих икон на нас, говорит: «Края - бесовские. Крайность слева и крайность справа, они бесовские». Крайность слева – это расслабление, крайность справа – это ревность не по разуму, так как добро и духовная жизнь должны иметь золотую середину. А это все дается через рассуждения, через духовную мудрость.

Еще святые отцы говорят, что  мудрость – это порождение скорбей. Человек, пребывающий в искушениях, скорбях, в испытаниях, он набирается мудрости. К старцу Льву подошли однажды и сказали: «Отче, мы видим, какой же вы мудреный человек». И тогда старец Лев, который нес до монастыря послушания приказчика у купца и, много-много попутешествовавший по России, занимавшийся многими-многими делами, послушанием у своего купца,  говорит: «Я не мудреный, я толченый». То есть, кого жизнь побила, тот и набирается мудрости.

Нам апостол Павел говорит: «Ибо муж неискушен не искусен, а быв искушен, может и искушаемым помощи» (Евр. 2, 18). Поэтому не надо унывать, когда вдруг мы Богом направляемся, Его премудрой рукой,  в тесные обстоятельства жизни, потому что мы должны помнить: « При наказании Он имеет в виду нашу пользу и то, чтобы мы не развратились еще; больше, продолжая оказывать Ему пренебрежение».

Ты в этих обстоятельствах жизни, чтобы через них наступила для тебя духовная польза. Спросили у старца Паисия Афонского, что почему люди грешные, как это ни кажется парадоксальным, очень долго живут. Старец ответил, что они имеют какие-то смертные, нераскаянные грехи, и Бог ждет их обращения до последней минуты.

Тогда еще спрашивают у старца Паисия: «Но они сами мучаются и мучают людей родных и близких, которые живут вокруг них. Ведь люди, которые живут с ними, страдают несправедливо». И тогда старец Паисий говорит: «Люди, которые страдают несправедливо, откладывают на сберкнижку, а те, которые страдают за свои грехи, платят по долгам». Поэтому, когда нам будет казаться, что мы страдаем несправедливо, радуйтесь и веселитесь, потому что ваше содержание сберкнижки духовной - увеличивается.

Премудрый Соломон, когда пришли к нему делить ребенка, знаете эту историю, перед этим помолился, и в этом была духовная мудрость.

 

Так фарисеи подходят к Иисусу и спрашивают: «Итак, скажи нам: как Тебе

кажется? Позволительно ли, следует ли нам, народу Божию, давать подать кесарю, или нет? Давая эти подати, не делаемся ли мы из народа Божия рабами язычников, не оскорбляем ли своей совести?

"Посмотри, — замечает святитель Златоуст, — как они коварно действуют: не говорят — скажи нам, что хорошо, что полезно, что согласно с Законом, но - "как Тебе кажется?" Как Ты думаешь? Только на то они и смотрят, как бы предать Его и уличить в противлении власти верховной.

Но Тот, Кого хотят уловить, видит не только вопрос, но и сердца, и намерения вопрошающих. Он видит, что "злоба их уже созрела и открыто обнаружилась", и потому "глубже рассекает их рану, открывает и тайные их мысли, обнаруживает перед всеми, с каким намерением они пришли к Нему, и таким образом в самом начале приводит их в замешательство". «Но Иисус, видя лукавство их, сказал — с негодованием: что искушаете меня, долго ли вам искушать Меня, лицемеры? Одним этим гневным словом: лицемеры,  Господь сразу обнажает их замысел, обличает лукавство и заставляет молчать. Потом, чтобы заставить их самих произнести над собой приговор и сознаться, что должно платить дань кесарю, Он говорит: «Покажите мне монету, которою платится подать».

Они принесли ему динарий, на одной стороне которого было изображение кесаря Тиверия, а на другой — его титула. Господь взял монету, посмотрел на изображение и надпись. И, отдавая ее обратно, говорит им: «Чье это изображение и надпись?»

Ему отвечают: «Кесаревы». Господь разрешил их коварный вопрос самым простым образом: говорит им: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».

Потому и Павел говорит: "отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь" (Рим. 13: 7).

Эта мудрость Божественная, мудрость Христова. Нам же надо молиться о том, чтобы у нас была духовная мудрость,  которая появляется  как порождение скорбей. Источник мудрости – скорбь, к сожалению, это бывает только так.

Однажды пришли на оптинский совет духовники, когда началась первая гражданская война, и по всем монастырям, по возможности,  был объявлен сбор средств в помощь воюющей царской армии. И вот на этом духовном совете одни говорили, что надо дать столько, другие говорили, что надо дать столько и называли разные цифры. И во время дебатов  наместник монастыря, отец Исаакий второй, не сказал ни одного слова, когда одни называли большие, другие называли маленькие суммы. И так они вошли в какое-то обидное рассуждение, как будто наместника не было, но в последний момент, как к последней инстанции, это естественно, обращаются к нему и говорят,: «Отец Наместник, а вы как считаете, сколько надо дать на нужды царской армии?» И тогда, перекрестившись, отец Исаакий произнес: «Дать много – много, а мало – мало». То есть для монастыря дать много – это много, а мало – неудобно, а мало – мало.

Однажды уполномоченный совета по делам религии города Москвы вызвал настоятеля Елохиевского собора на проработку и очередную промывку мозгов. И спрашивает у него в беседе, подводя итог беседе, сколько человек причащались. А в эту Пасху было необычайное количество причастников, которыми советские власти всячески были недовольны, недовольны тем, что народ в таком множестве причащается на Пасху, и всегда требовали от духовенства в те тяжелые, репрессивные, чтобы они не способствовали этому. И священники, у которых причащалось много людей,  переводились с прихода на приход. И уполномоченный совета по делам религии спрашивает у настоятеля: «Батюшка, а сколько у вас было причастников на Пасху?» И настоятель говорит: «Знаете, Сергей Петрович, что-то около этого» - дал такой мудрый духовный ответ. Ну, так разговор потом и загладился.

Но еще мы должны быть в обхождении ангелами. Ангел переводится – вестник. С какой же вестью мы должны идти к людям? С вестью о Христе, о Евангелие и о спасении души и о новой жизни,  о бессмертии человеческой души.

Однажды одна служанка услышала спор ученых людей, которые говорили про Библию, что вот этот перевод лучше, а другой, что вот этот перевод лучше – вот этого богослова, этого ученого, другой говорил: «Нет, лучше перевод вот этого ученого». И тогда служанка, которая подавала им чай, увидев, что они не могут придти к какому-то согласию, говорит: «А вы знаете, мне кажется, самый лучший перевод, который я знаю, Священного Писания – это тот  перевод, который  сделала моя мама».

-Они с ручкой в руках: «А как ее фамилия?» Она сказала фамилию матери.

-«А мы не знаем такого богослова».

-Она говорит: «Да нет, она простая крестьянка»

- «А чего же она тогда такого сделала?»

- И тогда она говорит: «Моя мама перевела Евангелие в свою жизнь».

Вот какой мы должны сделать перевод, чтобы в нас действительно узнавали людей Божьих.

Когда я перед проповедью спросил у своих собратьев: «Скажите мне какой-нибудь пример из нашей современной жизни, пример ангельской жизни», - они почесали затылок и за полслужбы так ни один из них не смог какой-нибудь пример для вас подсказать, пример современный - ангельской жизни людей.

А я вспомнил пример ангельской жизни в монастыре Троице-Сергиевой Лавры. Меня постригали вместе с двумя монахами. Во время пострига,  кто вместе постригаются - они называются с тех пор крестными братьями, и в моем случае - это были отец Исидор, отец Филафей. Отец Исидор сейчас несет послушание на Афоне, а отец Филафей несет послушание в Троице-Сергиевой Лавре. С отцом Исидором мы несли в Лавре послушание старших пономарей. Я, когда был юношей, пономарил в храме Преображения Господня в Богородском районе Москвы и знал богослужения, а он не знал богослужений вообще. И я задумался, а почему нас двоих назначили в Лавре быть пономарями, быть во время праздничного богослужения. Ну, надо, чтобы оба все знали, так же не может быть, чтобы один - знает, а другой не знает ничего. Но потом подумал, Наместник руководствовался одинаковым ростом и одинаковой бородой.

Часто за богослужением, когда надо было выходить со свечой или с кадилом, во время Херувимской песни, он,  в алтаре,  ложился на ковер и молился. А в это время надо было развести кадило, зажечь свою свечу, его свечу. И я вот это все терпел, терпел, терпел, будил его, давая ему свечу, говорил: «Пора выходить» - он: «Да, пора выходить, да. Все, пошли». И, когда надо было как-то делить пополам все, у меня это все копилось, копилось, может быть, он когда-то это чувствовал. Но вот однажды, когда у нас перед этим была небольшая разборка, перед Всенощным бдением, мы с ним быстро гладили полотенца для богослужения,  для священников, а он все время был нерасторопный, и, когда надо было гладить, я говорю: «Ну давай, быстрей, быстрей, полотенце сюда, сюда, сюда». Я гладил, гладил быстро полотенца, потому что наступало Всенощное бдение, и вдруг нечаянно заехал горячим утюгом ему на пальцы. Я с ужасом думаю: «Что же сейчас будет?» - то есть я его терплю, он меня терпел, но теперь думаю: «Все, он скажет все, что обо мне думает». И вот он оторвал пальцы от утюга и с таким словами: «Оой». Я зажмурился, закрыл глаза, напрягся, думаю, все. Он так руку: «Оой, спасси ж тебя, Господи!». Ну правда, вот все так было. Вот такой был для меня пример ангельского поведения. Кому-нибудь из нас проехайся по рукам горячим утюгом,  мы тут такие слова наговорим, если не врежем, то наговорим уж с три короба, это точно. И вот это был ангельский пример ангельской жизни, когда в экстремальных условиях человек проявил свою духовную, богоподобную сущность.

И вам в этот великий день, в престольный праздник нашего храма, Архистратига Божьего Михаила, от всей души желаю, чтобы вы в молитве были Серафимами, в делах Херувимами, а в обхождении ангелами. Аминь!

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция