Главное

Расписание богослужений

DSC02352Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим.

Вот эти две мысли о поклонении Кресту и о его прославлении и приятии креста в своей жизни – это одна из самых главных христианских мыслей, фундамент и наше с вами упование. На кресте нельзя остаться висеть вечно. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. То же самое будет и с нами в нашей жизни. Да, может быть, мы с вами тоже пройдем и проходим узким тернистым путем. Но не будет это бесконечно, потому что Христос, в конце концов, пришел разрушить даже саму даже смерть, не то, что болезнь, не то, что безработицу, не то, что оставление родных и близких и какие-то сугубые и скорбные обстоятельства жизни. Он саму смерть пришел разрушить. И сегодня в середине поста начинается Крестопоклонная неделя не случайно, чтобы мы с вами сделали глоток свежего воздуха, как путник, поднимающийся на гору.

А со мной это было не раз. В Крыму есть одна из самых высоких гор, хотя она всего высотой 1545 метров. Она называется Роман-Кош. Когда поднимаешься на нее, столько воды, сколько надо не унесешь с собой, преодолевая это восхождение. Но на середине горы есть источник. И с какой же радостью добираешься до него. Потом напился этой воды, перекусил, отдохнул, и дальше поднимаешься на гору. А на вершине горы из камней сложена Голгофа, а на верху Голгофы водружен православный крест. Прикладываешься к кресту, как будто к Кресту Самого Господа.

Вот так и у нас. Крестопоклонная неделя это нам глоток свежей воды, чтобы мы, пройдя какой-то путь, вновь вздохнули, и следующую половину жизни прошли благодарно нашему Господу. А в чем этот глоток, а в чем этот смысл этой Крестопоклонной недели? Чтобы мы с вами поняли, что никто не восходил на небо, живя прохладно. Каждый пройдет этим путем, путем несения креста. И мало того, надо сделать так, чтобы крест свой, который мы несем, был благословлен. Мы без конца ноем: мы крестоносцы, у нас тяжелый крест, у нас тяжелый крест ... . Подождите, кто-то из святых отцов сказал: Крест – это ключ, которым откроются врата рая. А ты ноешь, что он тяжелый. Так ты несешь крест, чтобы открыть врата рая. Ну, а если ты его скинешь, чем тогда откроешь? Мы несем крест, а крест несет нас. И то, что нам дано, гораздо больше того, что нам не дано.

И вот интересно, для того, чтобы начать благодарить Бога и сравнивать свою жизнь, надо что-то для этого потерять. Тогда ты только оценишь, что ты имел. Два дня назад одна пишет: батюшка, такие скорби, тяжелая жизнь, искушения, испытания. Я спрашиваю: а в чем конкретно? Ну, такие скорби, такие испытания, сейчас чуть попозже напишу. Ну, что случилось-то? Ну, такие скорби, такая жизнь, такие испытания..... И потом звонок через 7 минут: батюшка, влепилось в машину, в такси. Ты живая? Живая. Машина вдребезги? Да, нет. А что? Да бампер помяла и номер отвалился. Ну а морда как? Морда на месте. Значит, только номер? Только номер. А, ну тогда понятно, ну, слава Богу, а что хотела сказать-то? Батюшка, теперь ничего, слава Тебе, Господи, машина цела, морда цела, той машине выплачивать не надо, разошлись за 5 тысяч рублей. И вообще жизнь прекрасна.

Ну неужели надо было в какую-то историю попасть, чтобы понять... Ты за машину благодарила? Нет. А за здоровье благодарила? Нет. А за храм благодарила? Нет. А за веру благодарила? Нет. За свои глаза, за уши, за ноги благодарила? Нет. Как помните, отец Иоанн Кронштадтский был в доме умалишенных, отслужил благодарственный молебен, а потом к нему подходит умалишенный и говорит: батюшка, а вы Господа Бога благодарили когда-нибудь за свой светлый разум? И отец Иоанн задумался – вот за разум Бога я никогда не благодарил. Он сделал ему поклон, обнял этого умалишенного и благодарил его, что он просветил его, отца Иоанна Кронштадтского. Вот так если прикинуть, у нас нытья для повода нет. Нам больше Богом дано. К отцу нашему покойному наместнику, царство ему небесное, 40 дней недавно было, приходили люди. И он говорил: не переживайте и не волнуйтесь. В Оптину стекалось много людей, как к последнему пристанищу, как к последней надежде найти утешение, какой-то шанс в тяжелой болезни, искушениях, испытаниях, при потере родных и близких. И он всем говорил: Не волнуйтесь, не беспокойтесь, до смерти доживем, а там будет легче.

Вот что нам волноваться? Это у нас написано на роду, нам все равно придется рождаться в вечность. В какую? В ликующую. Куда? Надеемся, что на руки Божии. Надеемся. А надеемся на что? Только на милость Божию. А основание какое для этой надежды? Крест. И апостол Павел так нам и сказал: Он грехи наш телом Своим вознес на небо и пригвоздил их ко Кресту и растерзал бывшее на нас рукописание. То есть все, что на нас было написано, все долги, все грехи, Он их растерзал. А еще мы недавно читали в Постной Триоди такие слова: Крест Твой, Господи, как некое перо Ты омокнул в Кровь Твою и подписал пленным освобождение. А кому именно? А тем, кто этим воспользуется, кто пойдет путем крещения, путем веры, путем жизни по вере, кто станет наследниками Его Царства, кто от своего сыновства Христова не откажется. Вот тогда всех ждет это Царство.

А поэтому то, что нам уготовано, гораздо больше того, что нам сейчас в нашей жизни приходится испытывать и нести. Как апостол Павел говорит: я думаю, что скорби нашего времени ничто по сравнению с той славой, которая должна открыться в нас. И он же говорит: заднее забываю, но простираюсь вперед, теку к почести вышнего звания. А такая вера и такой взгляд на свою жизнь, на болезнь, на смерть дает сильнейшее основание, фундамент для мужественной жизни. Вспоминаю многих истинных прихожан, истинных христиан, которые приходили и говорили: батюшка, ну все, вышла на финишную прямую – у меня обнаружили рак. «Вышла на финишную прямую – у меня обнаружили рак». Вот какая мысль – финишная прямая. А потом говорит: Слава Тебе, Господи, теперь будет время подумать о вечности и к ней подготовиться. Вот такой взгляд на саму даже смерть.

Смерть есть к жизни приближенье, к жизни той, где смерти нет.

И когда человек мысленно распнет себя на кресте и будет готов принять саму смерть в то время, которое будет благоугодно Богу и будет понимать, что человек не вечен, и это будет с ним и будет к ней готов, тогда что такое по сравнению со смертью болезнь, одно, другое, третье. Нет ничего страшнее смерти для людей, живущих без веры и без Бога. А для христианина вопрос этот решенный и решенный Воскресением Господа. Поэтому ныть не надо, не надо бояться смерти. Надо бояться пустой жизни. Вот этого надо бояться. А смерть рано или поздно все равно случиться. Так надо эту жизнь благословлять. День прошел –это большое сокровище. День настал – это тоже большое сокровище. Целый день! Ты Бога за это благодари.

Когда будет благодарность от сердца, тогда и креста-то особо не будет в благодарном сердце. И еще должны знать, когда в нашей жизни случаются те или иные приключения, что Бог маленькой бедой отводит нас от большей. У Бога пользы больше, чем наказания. Блез Паскаль однажды сказал: если бы нас Бог по временам не укладывал на лопатки, нам бы некогда было посмотреть на небо. Все это для нас. Если бы человек жил бы в этом славословии, то и креста-то этого не заметил бы по жизни. Помните, чем начинается святая Псалтирь и первый псалом святого псалмопевца Давида? «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых». А чем заканчивается Псалтирь, какими словами? «Всякое дыхание да хвалит Господа». Вот с чего должна начаться жизнь человека, и чем она должна закончиться. «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых», и «Всякое дыхание да хвалит Господа». Вот какая жизнь должна быть у нас. А за что благодарить Бога? За крест, за то, что Он вместо нас когда-то принял смерть, чтобы иметь право амнистировать всех. Апостол Павел так и говорит: наказание мира нашего на Нем. Он грехи наши плотью Своею вознес на Крест и пригвоздил их ко Кресту.

И сегодня нам напоминание. Ну, если Он через это прошел, как вы думаете, что мы минуем испытания скорбей смерти? Нет, не минуем. Но не надо на них только останавливаться. Надо мимо пройти, взирая на Крест и взирая на Воскресение. И старец Амвросий Оптинский, который в 35 лет стал инвалидом первой группы, а прожил до 79-ти лет, почти все время лежа на кровати, только в храм и обратно в келью. А последние три года даже в храм не мог выбираться. И он говорил: терпел Елисей, терпел Моисей, терпел Илия, так потерплю ж и я. А самая сильная молитва, которая способна победить мысль о смерти – это тропарь Воскресения Христова. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». «Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века». Это мы с вами должны говорить не кончиком языка, а глубиной своего сердца.

Что такое «чаю»? Простой русский язык, если перевести: жду, ожидаю. Но это маловатенько. «Чаю» немножко посильнее. Чаю, значит, жду с нетерпением. А когда ты читаешь, ты так ждешь? С нетерпением? Так вот нам надо ждать этой вечной жизни с нетерпением. А когда Господь тебя призывает к этой жизни вечной, что же ты как в сказке упираешься – тебя в печку суют, а ты руки, ноги расставил. Туда в печку, а потом как в сказке, хоп, все обновленное. Кстати, эта сказка прообраз смерти и воскресения, сказка «Гуси-лебеди», образ обновления нашего с вами. Бояться не надо.

Поэтому помоги нам всем, Господи, и святой Животворящий Крест, о котором мы молимся: Крест хранитель всея вселенной, Крест красота Церкви, Крест Ангелов слава, Крест царей держава и демонов язва. И поэтому в течение этой недели сугубо молимся Господу и прославляем Господа.

Кресту Твоему покланяемся Владыко, и святое Воскресение Твое поем и славим. Аминь.

архимандрит Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция