Главное

Расписание богослужений

ouRQRu9Sp0oДорогие о Господе братья и сестры, всех вас от лица братий поздравляю сугубо с этим великим праздником Вознесения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Сегодняшний праздник истинной евангельской жизнью истинных евангельских событий свидетельствует нам об очень многом. И наш храм является в сегодняшний момент именно сейчас иллюстрацией помощи, стержнем, фундаментом и реальным духовным изображением и подсказкой нам на нашем пути евангельской жизни.

Посмотрите на фреску Преображения и на фреску Вознесения. Не случайно два этих праздника вместе. До тех пор пока не произойдет преображение в душе, не будет никакого и вознесения. И поэтому мы каждую Литургию слышим слова священника с духовным призывом: «Горе имеем сердца». И в это время пусть каждый посмотрит, на самом ли деле горе имеем сердца хотя бы в эти секунды Богослужения. Но на самом деле молиться Богу, на самом деле иметь сердечную покаянную духовную молитву, а не иметь в голове бесконечное попечение, магазины, готовку, тряпки, шитье, мытье и прочее, и прочее.

«Горе имеем сердца». Вот когда будем иметь горе сердца, тогда и будет преображение нашей души, потому что плоть, – говорит апостол Павел, – противится духу, а дух противится плоти, но вы, духовные, – говорит апостол Павел, – умерщвляйте дела плотские и живы будете.

Что значит «живы будете»? У нас вроде и так бьется сердце от 60 до 90 ударов в секунду. У каждого давление 90 на 60 нижнее, 180 на 100 верхнее. После этого уже пора завещание писать. Вроде бы мы живые. Можно быть живым телом, но не живым духом. Господь говорит: вы, духовные, духом умерщвляйте дела плотские, и живы будете. Апостол Павел нас призывает: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную», в чем должно произойти наше преображение. И только тогда будет вознесение.

Возьмите свой распорядок дня. 24 часа в сутки, 6, 7, 8 часов сон, 2 часа еды – завтрак, обед, ужин. Готовка еще 2 часа. Работа 8 часов, дорога 2 часа; для Бога утренние и вечерние молитвы. Какие? Оптимальные – 15 минут утром, 15 минут вечером. Не оптимальные – весь иконостас, моли Бога о нас, 7 секунд. 7 секунд бывает иногда молитва у человека или правило Серафима Саровского 3 минуты. 24 часа для тела; в лучшем случае полчаса для духа. «Сеющий с плоть свою от плоти пожнет тление». Ты ее питаешь, ты ее одеваешь, ты ее моешь, а где она окажется? На Хованском кладбище или в Ракитках, или еще где-нибудь. А душа? А душа пойдет к Богу, будет вознесение. А какое вознесение, когда не было преображения? А для чего жизнь? А жизнь для того, чтобы мы были духовные, а не плотские. Есть, пить, стирать, магазин, спать, – что это? Животная жизнь.

Мы должны из этого круга по возможности вырываться. То, что мы сейчас на Богослужении в храме, то, что мы сейчас на празднике Вознесения – это великая милость Божия, это чудо, это радость духовной жизни. Но такая жизнь должна быть по возможности каждый день. Каким образом? Нам, обыкновенным людям 21-го века, живущими в Москве, обремененными делами, послушанием, работой, попечением, как нам жить духовной жизнью? Однажды я это спросил у отца Иоанна Крестьянкина. Батюшка, вот я эконом Оптиной Пустыни. С утра до ночи одни только шурупы, цемент, раствор. Кстати, знаете, что Мутко сказал? Что если добавлять в бетон мельдоний, то мы выполним программу реновации на 50% быстрее. Не слышали? Ну вот, я вам рассказываю. Вот и у меня в голове один бетон, сметы, получки. Батюшка, вот с утра помолишься и вечером помолишься, а целый день колготня. Тогда он говорит: Вы знаете, батенька, наша жизнь должна быть похожа на слоеный торт Наполеон: тесто- крем, тесто- крем, тесто-крем, тесто-крем, а сверху пудра. Тесто – это наши труды, крем – это наши молитвы. Если наш торт будет состоять только из одного теста, он будет невкусный. Если он будет состоять только из одного крема, он будет приторный, это невозможно. А вот так потихонечку тонкими слоями тесто-крем, тесто-крем, а сверху пудра. Немножко труда – немножко молитвы, немножко труда – немножко молитвы. Есть русская пословица, идущая от монахов: дело в руках, а молитва в устах. Что тебе мешает, варя овсяную кашу и два яйца мужу на завтрак, мысленно говорить: Господи Иисусе Христе, помилуй мя; Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Что ты в это время можешь делать, если не можешь отойти от плиты, потому что молоко убежит, если ты, конечно, не налила пол литра в пятилитровую кастрюлю. Тогда не убежит. Но у нормальных людей все убегает, если они не смотрят. Ты уже не оторвешься.

Но можно эту простую ерунду превратить в молитву. Из холодильника достаешь, салат режешь, стираешь, на работу идем, едем, это же все возможно и нужно. Никто нам никогда не скажет: Елизавета, вот тебе бонус 20 часов, никто тебя не трогает, никто тебе не звонит, вставай перед иконами. И вот тебе 20 часов свободного времени. Или люди говорят: вот пойду на пенсию, начну книжки духовные читать, начну молиться. Это я так себе говорю. Книжки покупаю, складываю: вот на пенсию пойду, тогда почитаю. С меня пример не берите. Дело в том, что никто нам никогда времени не даст. Апостол Павел так и говорит: наблюдайте за временем, дни лукавы, дорожите временем. Что значит «дни лукавы»? Мы думаем, что их будет очень много. Но если ты бестолково проводишь каждый день, это будет бестолковость, умноженная на года. Если ты день не можешь провести толково, то ты бестолково проведешь неделю, месяц. И так каждый год.

Я себя недавно спросилпосле отпуска, который был в сентябре в прошлом году, Мелхиседек, какую ты книжку прочитал? В сентябре за 10 дней я прочитал Исаака Сирина 450 страниц. Не просто прочитал, а изучал, подчеркивал. Сейчас май месяц, хоть чего-нибудь прочитал? Прочитал – новости в интернете. Вот что прочитал. Дурак дураком. Нас всех так закрутила суета, мы как волчки. Мы даже встать не можем нормально. Почему? А мы поспать хотим. Ну спи, а дальше что? Годами спим. Ну и что дальше? Все проспишь.

На Афоне монахи, чтобы самим себе продлить жизнь, встают в три часа ночи, кто-то в четыре. Почему продлевают жизнь? Расскажу. Если вы на час встанете раньше, то за месяц 24 умножить на час, вы живете на один день больше, не 30 дней, а 31 или 32. А если на два часа – на два дня больше. А если на три часа, то на три дня живете больше в месяц. Представляете. А мы что делаем? Нам поспать....

Пока не будет преображения, не будет никакого и вознесения. А нам нужно всем и преображение, и вознесение, и воскресение. Аминь.

архимандрит Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция