Во имя отца и Сына и Святаго Духа.
Днесь благодать Святаго Духа нас собра в этот святой храм в день памяти святой великомученицы Варвары, в наш храм, который имеет ее предел, икону и святые многцелебные благодатные и спасительные мощи.
Вчера, когда мы с вами читали акафист святой великомученице Варваре, я на секунду себе представил себя на ее месте. И каждый из нас, читая житие того или иного святого, поклоняясь иконе того или иного святого, читая им тропарь, молитву, всегда должны представлять: а вот я смог бы так? А какова моя жизнь? Она хоть чуть-чуть соответствует жизни христианской или нет? Как они любили Бога, как они подвизались ради Бога, как они стремились к Богу любой ценой и отдали свою жизнь, чтобы не потерять Христа. Кто-то из мудрых людей сказал: Не надо бояться смерти, надо бояться пустой жизни. Ты жизнь приобретешь, потеряв Христа. А зачем тогда такая жизнь?
Интересно, один из Оптинских старцев, старец Анатолий сказал однажды: Вот ты все заботишься о здоровье, обращаясь к какому-то монаху, перестал ходить на службу, перестал молиться, подвизаться, все лечишься, лечишься и лечишься, а здоровье все хуже, и хуже, и хуже. Вспомни и подумай, для чего ты пришел в монастырь, чтобы душу свою для выставки напитать? (Оказывается в те времена в 19-ом веке были тоже выставки достижений народного хозяйства). Нет, ты пришел подвизаться. Так здоровье не только от одних таблеток, а здоровье больше всего от Бога. Когда человек в подвиге, когда человек несет крест, тогда крест несет нас. Мало того, старец Паисий Афонский сказал для нас, людей 21-го века, парадоксальную вещь. Он сказал: За самоотверженную любовь Бог дает двойное здоровье.
Мы же хотим не перетрудиться, чтобы нас никто не трогал, тихо, спокойно жить, чтобы к нам не приставали, чтобы нам на шею не садились. Чтобы дети и внуки на шею не садились ни бабкам, ни дедкам. У нас своя жизнь, а у них своя. А за самоотверженную любовь Бог дает двойное здоровье. Святые назывались подвижниками. А почему они долго жили? Макарий, Антоний, Сисой больше 100 лет жили. А потому что смерть приходила за ними, хотела их скосить, а их нет. Они в храме. Они приходит и никак найти их не может. Они от нее бегали за жизнью. А где жизнь? Жизнь в храме и в Боге с молитвой, и в добрых делах, и в Евангелии, и в жизни по вере. Вот там жизнь. А смерть сюда и носа не показывает, потому что здесь жизнь.
Вот мне недавно алтарник рассказывал. Умерла соседка. Бабушка прожила 101 год. Он спрашивал у нее: ну как вот жизнь такая длинная? Она говорила: Да сама не знаю. Вот с Богом старалась быть, не обижаться, за все Бога благодарить, людям по возможности помогать и делиться. Ну а когда немощь пришла, я на месте не сидела и не лежала, а в положенное время, как заведен будильник на правило, на молитву в 6 часов утра, и вставать неохота, но я себе говорила: бабка, поднимайся, бабка, поднимайся. И она в этом права. Лествичник нам всем об этом говорит абсолютно простую, но глубокую вещь: Подвижничество начинается с того, чтобы после пробуждения тотчас вставать
А сейчас 21-й век. Все себе в Ашане, в Икее должны себе купить кровать с катапультой. Только зазвонил будильник, нажимай на красную кнопку, и тебя будет с кровати вышвыривать. А если нет такой кровати, мужа попроси изобрести. С этого все начинается. Ну. если ты не можешь пожертвовать пятнадцатиминутным сном ради Бога. Вставай и начинай день, какой больше никогда не повторится. 17-е декабря 2018-го года больше не будет никогда. Поэтому максимально надо наполнить этот день содержанием с самого утра. Банально и скучно взять и все проспать. Для чего ты спишь? А чтобы выспаться. Для чего ты эту душу питаешь? Чтобы, как сказал старец, на выставку потом? Или на Хованское кладбище? Двигаться надо. Сами знаете, давление, стенокардия, ишемия, расстройство желудка – все поселяется в толстых тушах. Ой, у меня высокое давление! Да ты просто наелась, вот тебя распирает, отсюда и давление высокое. Почему-то Великим постом ни у кого давления нету, а особенно на первой неделе. Ничего не лопают, а голова закружилась. Почему закружилась? Давление упало. Все очень просто: наполняй сосуд, и на стенки давление идет. Нет наполнения в бочке – и давления нет. Вопрос-то простой.
Двигаться надо в сторону доброй жизни, в сторону храма, на встречу друг другу. Старец Паисий Афонский однажды сказал: Наш Бог очень хочет, чтобы Его дети беседовали не только между собой, но беседовали и с Ним. А что такое «беседовали»? значит, чтобы дружили, находились в теплых отношениях, потому что тот, кто молчит .... Особенно тетки молчат. Они когда обидятся на кого-нибудь, молчат. Они настолько бестолковые, что муж, жена, брат, сын понять не могут, от чего они замолчали. А она обиделась ... . А откуда же я знаю, на что она обиделась. Ты уж напиши СМСку, напиши письмо или на ушко скажи: я неделю не буду разговаривать, потому что обиделась, что ты мне то-то и то-то сказал или за то, что ты не похвалил меня за обед. Я готовила, а ты даже спасибо не сказал. Вот они дуются и дуются, а чего дуются, я и не знаю ... . А мужики не дуются, они сразу ляпнут – хоть стой, хоть падай.
Господь хочет, чтобы Его дети беседовали между собой, не молчали, не замыкались, а беседовали. Если что-то не так, что-то не нравится – скажи, объясни; если что-то хочется – попроси. Надо всегда говорить, налаживать. Молчать нельзя. Во всяком случае больше суток нельзя дуться. Если ты дуешься вторые сутки, то ржавчина начинает проедать. Колесо пробито, еще доехать можно, а если оно вторые сутки пробито, и ты его не латаешь, то оно сдуется, и диски свои ты можешь окончательно повредить.
Но Бог хочет, чтобы не только беседовали между собою, Он больше всего хочет, чтобы беседовали с Ним. И беседа эта должна начинаться с самого утра. Поэтому надо себя приучить раньше ложиться и раньше вставать. Те, кто сейчас изучают природу сна – онейрологи, сомнологи, говорят, что если хочешь выспаться, не позже встань, а раньше ложись. И мало того, обнаружено, что те, кто просыпает заход солнца, просыпаются разбитыми. Значит, надо ложиться пораньше и вставать пораньше. Еще говорят некоторые: ой, я долго не могу заснуть! А ты попробуй два раза подряд встать в 5, в 6 часов, ты уже как миленькая к одиннадцати часам начнешь носом клевать. А если ты раз в 12 легла, два в 12 легла, а потом до 9-10 часов проспала, как же ты заснешь в десять или одиннадцать, никакого сна и не будет. Поэтому всегда надо себя переламывать, чтобы самим себе подарить утро, подарить время, которое будет посвящено непосредственно своей бессмертной душе и вечности.
Потому что только молитва и добрых дел богослужения только они идут в вечность. Почему я сказал минуты? Да, минуты. Сколько минут утренние молитвы читаем? 15 минут. Вечером – 15 минут. Тот, кто читает Евангелие каждый день – еще 5 минут. Кто читает Псалтирь по кафизме – еще 15 минут. Дай Бог, чтобы полчаса, час набрался в день молитв, посвященных и подаренных своей душе. А сколько времени уходит на то, чтобы питать эту тушу? Завтрак, обед и ужин. Приготовить, поесть и помыть посуду – час, час и час. Три часа, чтобы только три раза в день поесть. А стирка, а работа, а дорога, магазин, звонки, туда-сюда походили – время и пролетело.
А святые этого не забывали. Они помнили слова апостола Павла: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную»; «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет». Сеющий доброе пожнет доброе, а сеющий злое пожнет злое. Видите, все время речь идет о сеянии. Так надо думать, а вот сегодня, сейчас, ты что делаешь, ты куда сеешь? Как ты строишь свое настоящее и свое будущее? Святые люди, Оптинские старцы жили в такой же суете – столько было народа, трудов и физических и внутренних, но у всех этих святых людей был девиз, устроение и правило: Дело в руках, а молитва в устах. Бога любить никакие дела не мешают. Поэтому, как только проснулся – Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе! Пресвятая троица, Боже наш, слава тебе! Пресвятая троица, Боже наш, слава Тебе!. Целуй свой нательный крестик и после этого говори: бабка, вставай.
У другой спросил, а как вам удается вставать так рано? Я, когда просыпаюсь, сразу крещусь и первое дело – из- под одеяла высунуть ногу, уже прохладненько становится. Ну а если одна нога уже там – уже победа. И так начинаете день: идете умываться – Господи Иисусе Христе, помилуй меня. И там продолжаете молиться. Потом никаких дел не делаете, а сразу утренние молитвы. Начнется день с молитвой – и будет с молитвой. А начнется без молитвы, так и пройдет. Поэтому никакие дела Бога любить не мешают, подвижничество и следование за мучениками начинается с раннего немедленного вставания. Если мы не можем соблюдать пост ради Господа, то, что нам уже до мученичества. Мелочей в духовной жизни не бывает. Уступка там, уступка здесь – и пошло, поехало. Знаете, что самое страшное в духовной жизни? Запомните это раз и навсегда, что самое страшное в духовной жизни это начать самому себе говорить и самого себя и свою совесть убеждать: «Ничего страшного». Проспал – ничего страшного; пропустили, не помолились, не позвонили, не простили – ничего страшного. Пост нарушили, не попросили прощения, то-се, вино, домино – ничего страшного. Стоит один раз себе сказать «ничего страшного», и покатилось, и пошло, и поехало.
Я однажды смотрел страшную передачу про наркоманов. Выступал бывший наркоман. Он сказал: если вы, ребята, думаете, что стать наркоманом не достаточно уколоться один раз, то я вас уверяю, что достаточно одного раза. Не все, но этого достаточно. Кто-то думает, что чтобы слететь с катушек недостаточно один раз оступиться. Достаточно. И если кто-то думает, что ты 20-30 лет в храме ... . Нет, ты и тогда можешь слететь с катушек. Самые лучшие года – это первые года ревности. Там сложно слететь с катушек. Слетают с катушек под конец жизни, когда начинают говорить: ничего страшного. Вот святые мученики не говорили «ничего страшного». Они мучителям говорили: возьми ладан и брось перед идолом. Не буду! А мы тебе сейчас руку сожжем! Не буду. А мы сейчас тебе по одному пальцу отрубать будем. Не буду! И начали отрубать.
Есть такой мученик Иаков Персянин. Что значит Иаков Персянин? А что значит «Иаков Персянин»? Почему его так назвали? Назвали так, не потому что он из Персии, а потому что персты ему отрубали по фаланге. То есть шанс был спасти еще жизнь. Это же только рука. А потом начали отрубать по локоть, потом другую руку. А он не отрекался. Ему сказали: да ничего страшного, шепотка ладана перед идолом. Нет, сказал он. Мне жизнь временная не дорога, потому что рано или поздно мы все умрем. Мы жизнь все равно оставим. Но некоторые оставят ее бессмысленно, без перспективы вечности, а другой ее оставит со смыслом ради Бога и ради Христа, чтобы наследовать жизнь вечную.
Вот так жили святые, подвизались, любили Бога, молились, делали добрые дела, любили ближних, не молчали, общались между собой, общались с Небом, общались со святыми, через духовную молитву, жили в духовном подвиге, распиная плоть свою со страстями и похотями. И только через это не беспочвенно, так вдруг внезапно стали святыми. Нет, святыми не рождаются, святыми становятся. Это долгий путь.
И дай Бог нам всем с сегодняшнего дня, с дня памяти святой великомученицы Варвары, с нашего престольного праздника, причастившись, помолившись, благословившись, приложившись к иконе, к мощам святой великомученицы Варвары, ей от сердца помолившись, просить, чтобы с сегодняшнего дня начать подвизаться и вести жизнь духовную, сея в дух, а не только в плоть. И чтобы ее молитвы, ее пример, ее жизнь нас вдохновила, подвигнула, вразумила, подкрепила, подсказала и поставила нас на правильные духовные ноги. И чтобы мы все вместе в духовной молитве, в духовном родстве и дружбе веселыми ногами двигались по пути спасения на встречу Господу Богу во Святей Троице славимому Отцу и Сыну и Святому Духу.
Святая великомученица Варвара, моли Бога о нас, о пастве Ясеневской, Теплостановской, Московской и прочей, и всероссийской и вселенской. Аминь.
архимандрит Мелхиседек