Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
«Бог есть любовь и так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». И вот об этой божественной любви к человеку возвещает нам все Евангелие, вся Священная История этого мира. Священное Писание нам говорит, что Господь умирал на кресте, и когда находился уже при последних минутах Своих страданий, не забыл в эти мгновения, в которые, казалось бы, надо было думать только о Себе, о всем ужасе крестной смерти, Он думал о Своей Матери, думал о Той, которая даровала Ему временную жизнь. Хотя имел Он жизнь от Бога и существовал вечно, но родился здесь на земле временно от Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. И вот Он позаботился о Ее дальнейшей земной жизни и обращаясь к Своему возлюбленному ученику, сказал: «Се Мати твоя!» И обращаясь к Своей Матери, показывая на ученика, говорит: «Жено, се сын Твой!»
И говорит нам Священное Писание: И поят Ее ученик восвояси, т.е. взял Ее под свое покровительство, а Матерь Божия в лице возлюбленного ученика Иоанна Богослова взяла весь род человеческий под Свою защиту, помощь, заступление и под Свое ходатайство о спасении каж¬дого верующего, обращающегося к Ней со слезами, с молитвой, с искренней верой и надеждой.
В сегодняшний день, когда мы совершаем здесь, в храме Божием, прославление Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, вслушаемся в слова кондака праздника: «Дева днесь предстоит в церкве и с лики святых невидимо за ны молится. Богу». Вот это невидимое предстательство за нас Богу реально, и всегда Она готова придти к нам на помощь.
В воспоминаемом событии Она тоже пришла на помощь, когда, казалось бы, уже неминуемая беда грозила граду Константинополю, полному православных храмов и верующих людей. Когда они все в слезном единодушии обратились к Матери Божией, Она покрыла род христианский и защитила его честным Своим омофором. Она держала на руках покров Свой над всем миром, а наипаче над христианами. И никакие силы и оружия не смогли поколебать веру христианскую и не повредили тем людям, которые обратились к Ней за помощью.
И вот это благодарное христианское сердце пронесло память об этом событии через девять веков. Сейчас, когда мы с вами предстоим в храме Божием, необходимо об этом задуматься, где мы получаем помощь, утешение и защиту - не где-либо, а в святых храмах Божиих. Об этом надо помнить всегда, потому что Сам Господь нам сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Через богослужебные песнопения нам говорится, что в храме славы стояще, на небеси стояти мним. Это великая милость Божия, что у нас есть возможность невозбранно молиться в храмах, когда священник приносит здесь бескровную жертву, здесь вместе со святыми мы можем приносить свои молитвы.
Песнопения сегодняшнего праздника нам говорят: Дево днесь предстоит церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу. И действительно, лики святых архангелов и ангелов невидимым образом присутствуют здесь. Нам необходимо вникать в эту величайшую тайну нашего православного богослужения, в его сокровенное священнодействие. Когда священник выходит на малый вход, то читает такие молитвы: И сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужаших и сославословящих святую славу Твою. И когда диакон, обращаясь к священнику, говорит: Благослови, Владыко святый вход, то предстоятель произносит молитву: Благословен вход святых Твоих. Кого это - святых? Неужели нас, священников - грешных людей, предстоящих здесь за Божественной трапезой? Нет, здесь говорится о святых архангелах и ангелах, которые невидимо со входом священника совершают вход в алтарь, чтобы сослужить и сославословить великую тайну, происходящую здесь, когда хлеб и вино претворяется в Тело и Кровь Христовы, питающие и освящающие нас, дарующие нам силы и преображение нашей жизни, и ходатайствующие о прощении грехов всего мира. Это великая милость, что мы имеем возможность возносить свои молитвы в святых храмах Божиих.
Святые апостолы говорят нам, что тот христианин, который без уважительной причины пропускает три воскресных дня, да будет отлучен от Церкви, потому что он этим показывает, что не любит Бога и не дорожит тем, что происходит в храмах Божиих. Можно ли делать что-либо иное, устраивать свои какие-то земные дела в то время, когда в храме воспоминаются все события, жизни нашего Господа от рождения до Его распятия, смерти, воскресения и вознесения на небо? Литургия, примерно 1,5 часа совершается, но какова ее великая мощь и сила.
В Следованной Псалтири говорится, что людям, которые не имеют возможности быть за Богослужением и не знают грамоты, то кто пропустил утреню, за совершит за нее 1500 Иисусовых молитв; а если не был за Божественной Литургией, то необходимо восполнить потерянную благодать и совершить 6000 Иисусовых молитв. Это весь день надо пребывать в молитве, чтобы прочитать такое количество молитв. Хотя все это арифметически, а у Господа и один вздох, от всего сердца произнесенный, может вернуть нам ту благодать, которую мы потеряли, не быв на Божественной Литургии.
Оптинские старцы учили, чтоб люди спешили в храм Божий, как на пожар. И говорили, что только тогда можно не пойти на богослу¬жение, если болен до такой степени, что если в твоем доме начнет¬ся пожар, то у тебя, не будет сил выбраться из него самому. В этом случае действительно ты болен, тогда смирись и проси у Господа прощение, что не можешь идти в храм и молись Богу дома.
В нашей жизни часто бывает такое. Авва Дорофей нам говорит, что у нас есть прелесть мнения, прелесть мысли, когда мы думаем о том, чего нет на самом деле, когда мы думаем о своих болезнях и несуществующих недугах и под этим предлогом часто ленимся, посе¬щать храм Божий. Оставляем праздники и воскресные дни, не думая о том, что все происходящее в нашей жизни даруется нам от Господа. И нужно помнить о том, что одно произнесенное в храме молитвенное воззвание к Богу больше всей псалтири, прочитанной дома.
В житиях оптинских старцев нам повествуется, как они не доверяли сами себе в болезнях и немощах. Про Макария Оптинского говорится, что когда он приходил в храм Божий и чувствовал в себе какой-то недуг, то переходил с одного места на другое и думал: посижу здесь, может тут пройдет. Потом переходил поближе к алтарю и думал, может здесь как-то пройдет болезнь, но она не проходила. Тогда он говорил: да, действительно я болен, и со страхом Божиим и смирением выходил из храма, потому что не мог уже больше терпеть той болезни, которая посещала его по временам для смирения.
Вот как не доверяли себе оптинские старцы, так и мы себе не должны доверять, потому что род лукавый искони колеблет наши православные устои, колеблет нашу душу, нашу веру, внушая нам мысли о том, чтобы мы оставили самое главное: оставили храм Божий. Знает лукавый, что если мы оставим его, то он сделает с нами все, что захочет. Поэтому мы храм Божий должны любить и всей душой стремиться туда.
А колеблет дьявол людей, еще начиная с Евангельских времен. Вспомним то чудо исцеления 12-летней дочери Иаира, о котором нам повествуется в Евангелии от Луки. Когда пришел начальник синагоги, пал к ногам Иисуса и стал просить у Него: Господи, дочь моя при смерти лежит, но приди и исцели ее. И когда Господь шел к его дому, чтобы совершить чудо исцеления его дочери, то подошел к нему некто и сказал: Дочь твоя умерла, не утруждай Учителя. Этот некто колеблет нашу жизнь, наш ум и душу. Кто это? - Враг рода человеческого - сатана, который всегда говорит нам: не утруждай Учителя: не верь, не молись, не ходи в храм, надежда твоя уже прошла, и веру уже не можешь возродить. Он все старается представить нам безнадежным. И если есть у кого неверующие родственники - сын, который пьет, дочь - которая гуляет, то враг старается нам внушить, что нет никакой надежды на их спасение. "Дочь твоя умерла", т.е. умерла у нас вера и надежда и мы думаем, что нечего нам делать в храмах, не надо молиться, потому что не слышит нас небо. Так враг ежеминутно колеблет нашу жизнь. Но нам Священное Писание говорит, что Господь сказал Иаиру: не бойся, только веруй. И нам с вами тоже необходимо ничего не бояться, не терять надежды, но веровать в то, что Господь может все, все слышит и все знает.
Мы должны призывать на помощь предстательство и заступление Божией Матери, которой Он поручил всех нас, должны веровать и надежда наша не посрамится. Молитвы наши будут услышаны, вера, надежда наша не умрет, но воскрешена будет и все наши прошения, возносимые в храмах Божиих будут приняты. Вера наша воскреснет, и любовь воскреснет и надежда наша не умрет, но мы явимся по милости Божией там, где Матерь Божия с лики святых невидимо за ны молится Богу в Царствии небесном, которого Господь да сподобит и нас всех, славящих Всесвятую Троицу, единосущную и нераздельную во веки веков. Аминь.
архимандрит Мелхиседек