Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Однажды в один монастырь из соседней воинской части приехал новый генерал со своими замами, подполковниками, полковниками и прочими офицерами. Наместник сделал обед, и во время обеда, обращаясь к генералу, задает вопрос: «Сергей Иванович, а как вы думаете, Бог-то есть?» И тогда тот говорит: «Не знаю, есть Бог или нет, но только точно знаю: Святитель Николай есть». И вот мы сегодня, возлюбленные о Господе братья и сестры, чтим память великого Угодника Божия, святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Для нашего храма это сугубый праздник: частица мощей есть в нашем Святом храме, в этом мощевике, который перед вами.
Несколько слов хочется сказать в назидание из того тропаря, который учит нас всех в чем-то, хоть в малой степени, подражать этому великому угоднику Божию. Обращаясь к нему, Святая Матерь наша Церковь и мы все вместе молимся ему. «Правило веры и образ кротости, воздержания учитель». Такими словами мы называем святителя Николая, что он являлся правилом веры, и на первое место в его жизни все-таки поставлена вера, и говорится, что он стал ее правилом, правилом веры.
Если в двух словах, то из чего сложилось это правило веры? Известно, что святитель Николай родился в благочестивой православной христианской семье, его родной дядя был епископом в городе Потары, и его также звали Николай. И с детства любовь к храму была у святителя Николая на первом месте. Когда он был еще простым мирянином, то в древней церкви был такой обычай: епископа не назначали, епископа выбирали. И когда епископ этого города Николай, его родной дядя, был уже престарелый, у него спросили: «А кого избрать после вашей кончины?» И тогда его родной дядя сказал: «После моей кончины в такой-то, такой-то воскресный день кто первый войдет в храм Божий, пусть тот и будет епископом этого города. Так и случилось, так и сделали. В первый воскресный день после его кончины главные горожане этого города пришли в храм, заранее заняли место в храме и наблюдали, кто же первый войдет в храм Божий. В храм Божий первый вошел Николай, раб Божий, будущий Святитель Николай Мирликийский Чудотворец. За любовь к храму, за усердие; первым вошел в храм и последний выходил из него.
Вот и нам в жизни надо подумать об этом, о любви к храму Божиему, о благодарности Богу, о которой мы сегодня слышали в Евангелии. 10 было прокаженных, Господь исцелил всех, но только один возвратился поблагодарить его. И вот самая большая благодарность, самая большая форма выражения нашей любви и нашей благодарности является Божественная Литургия, Божественная Евхаристия, которая с греческого языка так и переводится: евхаристо – глагол «благодарю»; Евхаристия – «служба благодарения»; не столько мы здесь просим, сколько Бога благодарим за счастье быть православными христианами. Это самая главная благодарность, мы день и ночь должны об этом благодарить. И высшая форма, высшая степень благодарения – это, конечно, Божественная Литургия.
Есть и другие формы благодарения. Святые отцы нам говорят, что благодарность – это протянутая рука к Богу за новыми благодеяниями. Есть такое в мирской жизни выражение «черная неблагодарность», потому что, когда человека любят, делают ему добрые дела, оказывают ему внимание, то, конечно, любое простое, элементарное человеческое любящее сердце должно отвечать благодарностью, насколько это возможно для нас, простых людей. И эта взаимная благодарность умножает между людьми любовь. И не только между людьми, но между человеком и Богом, потому что Бог любит благодарных людей.
Недавно один человек мне рассказал такую историю. Мы все знаем о благодатной помощи преподобной Матроны Московской, к которой притекают тысячи, тысячи людей, и в какой бы день мы не приехали, всегда этот монастырь полон людей. Однажды знакомый человек приехал к блаженной Матроне и про себя подумал: а что мне просить? Надо не только просить, а надо благодарить за то, что уже есть и за то, что Бог послал. И обратился к преподобной Матроне с такими словами: «Преподобная Матрона! Ты сама лучше знаешь и ближе к Престолу Божию, и сама знаешь, как Бога поблагодарить. Поблагодари за меня Бога». Вот такая была молитва, вот такое было прошение преподобной Матроне. И зная этого человека, и зная жизнь этого человека, должен сказать, что и до этого Господь был щедр и многомилостив, и после этого стал еще более щедр и многомилостив, потому что мы от Бога должны принимать все: и горькое, и сладкое, и худое, и доброе – как нам кажется. Как говорил, кстати, Иоанн Златоуст: «Благодари Бога за скорби, и скорбей не будет; благодари Бога за радости, и радости умножатся; благодари Бога за все». И вот такой вере, такому отношению, благодарному отношению к Богу, надо учиться день и ночь.
Надо учиться святой православной вере, надо учиться и понимать то, что вера дает нам самое главное: не избавление от наших внешних обстоятельств жизни, потому что Господь не пришел на этот белый свет накормить, напоить, всех сделать никогда не умирающими; всем дать по 150 лет жизни – ничего подобного. Когда у Него попросили и сказали: «Господи, сделай так, чтобы эти камни стали хлебами; ты же как Бог можешь все это. Накорми голодных, сделай так, чтобы у всех все было». А Господь говорит: «Не хлебом единым жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих», чтобы искали слова Божьего, искали жизни с Богом, искали жизни по заповедям, а не искали того, чтобы все было упаковано, и все было по полной программе. Нет, полная программа должна быть в нашей душе. Мы сегодня слышали: «Блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны алчущие и жаждущие правды, блаженны милостивые и миротворцы» – вот полная программа, по какой мы с вами должны жить.
Мы должны жить и учиться. Об этом нам апостол Павел говорит: «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно, ибо делая так; спасешь себя и слушающих тебя. Слово Божие да вселяется в вас обильно», – говорит нам апостол Павел, потому что только оно способно разбудить, пробудить, чему-то научить, на что-то наставить. Слово Живого Бога, к которому надо бы прибегать нам столь часто, сколь часто мы с вами принимаем пищу: завтракаем, обедаем, ужинаем; может быть, даже и чаще. Вот так бы мы питали свою бессмертную душу Словом Божьим.
И еще один из благочестивых мужей, святой нашей церкви говорит: «Все последователи Христовы назывались не иначе, как учениками. И если ты не хочешь учиться, то ты и не последователь Христов. Я не знаю, как ты называешься, только, значит, не для тебя приходили апостолы, не для тебя было проповедование Евангелия, если ты не хочешь учиться». Однажды в наш храм пришла группа первоклассников с богомудрой учительницей. Они встали в начале храма, стали рассматривать фрески нашего храма. И вдруг один из учеников, обращаясь к учительнице, показывая на фреску Тайной Вечери, говорит: «Татьяна Сергеевна, а что это такое?» – «А это, – говорит, – Христос с учениками на Тайной Вечере». Маленький, но внимательный мальчик говорит: «Татьяна Сергеевна, а какие же это ученики, когда, вон смотрите, у них бороды? Чему же они учатся?». Она тогда говорит: «А Бог наш бесконечен, поэтому христиане учатся всю свою жизнь». А тогда другой мальчик говорит: «А рядом с ним кто, ученики?» Она говорит: «Да». – «А что же, – говорит, – их тогда так мало?» (Они же судят по себе, в классе 20-30 человек, а там только 12.) Он говорит: «А что их так мало?» И тогда она говорит: «А вот среди вас сколько детей послушных, много или мало?» Он говорит: «Мало». – «Вот и за Христом ходили только послушные, а послушных-то, как видите, меньшинство. Зато, – говорит, – было мало, зато все послушные».
И вот так учительница преподала урок и, с другой стороны, показала, что да, действительно, все мы должны с вами учиться Евангелию, учиться христианской доброй жизни всю свою сознательную жизнь.
Однажды у одного митрополита спросили: «Отче святый, а как, вот вы много лет меня знаете по исповеди, как вы думаете: до жизни такой христианской что мне еще не хватает, какие заповеди исполнить, какие дела сотворить?» И тогда он говорит: «Ты знаешь, столько лет тебя знаю: ты не только христианской, ты еще даже человеческой жизни не научилась». А какой человеческой жизни? О которой мы сегодня слышали в апостольском послании: «Облекитесь в милосердие, в благость, в долготерпение, снисходя друг ко другу и прощая взаимно, кто на кого имеет какую-нибудь жалобу, как и Христос простил вас». И вот это очень важно: как Христос простил вас. А что значит – простил нас? Мы что, исправились? Мы что, просили прощения? Мы что, изменили свой образ жизни? Нет, мы все с вами прощены авансом, глубоким авансом.
И говорит: «Облекитесь, как возлюбленные святые, облекитесь в совершенство», то есть, в любовь, потому что любовь является верхом совершенства. И однажды один архимандрит нашей церкви, разговаривая с отцом Иоанном Крестьянкиным, говорит: «Отче, я многими молитвами молился, а вот последнее время – а ему уже было за 80 лет – у меня молитва такая сложилась как-то сама по себе изнутри». Он говорит: «Какая же у тебя сложилась, отче, молитва?» А его звали архимандрит Клавдиан. И он тогда говорит: «Я сейчас Богу молюсь так: Господи, спаси меня за так». Спаси меня за так, то есть, ни за что.
И нам апостол Павел в сегодняшнем послании говорит: «Прощайте друг друга, как и Христос простил вас». То есть, как прощать друг друга? За так; то есть, не дожидаясь, что попросят прощения, что-то там изменится, что-то наобещают; они наобещают, потом 10 раз откажутся и опять то же самое сделают. Надо прощать до бесконечности, потому что, может быть, в надежде на доброжелательность, в надежде на наше снисхождение когда-нибудь человеку, на 25-й год совместной жизни станет стыдно. Потому что всегда легче, когда ты тявкнул, и на тебя тявкнули, и вроде бы один-один. А когда тявкают, тявкают – а там не отвечают, и человек задумывается: а почему не отвечают? И вот может быть когда-нибудь дойдет: да потому что к тебе относятся с уважением, тебя немножко любят и хотят, чтобы был мир. Потому что к миру призвал Господь наш Иисус Христос каждого из нас, и мы каждую Божественную службу слышим: мир вам, с миром изыди, о мире всего мира молимся мы с вами каждую Божественную литургию. И поэтому в этот святой и праздничный день будем молиться Святителю Николаю, которого называет наша церковь Правилом Веры, чтобы и у нас была правая вера, о которой не зазорно молиться, потому что и апостолы Христовы молились: «Господи, умножь в нас веру».
Один отец, молясь о своем сыне, говорил, обращаясь ко Христу: «Верую, Господи, помоги моему неверию», потому что вера – это сокровенное зерно, это маленький нежный росток. Это то зерно, которое когда-то в нас было засеяно самим Богом. Но этот росток надо оберегать. Оберегать, не засоряя свою голову ненужной, пустой, безумной, бездумной информацией о вере, о церкви; сплетнями о вере, о церкви, о священноначалии и прочем; всегда бороться за тот маленький росток, поливая его ежедневно живой водой святой молитвы, подкармливая его необходимыми полезными удобрениями, которыми является Священное Писание, добрые дела, богослужение, Святые Таинства, паломничество по святым местам, рассказы других людей о своей вере, о помощи Божьей, о чудесных, замечательных событиях, которые были в нашей жизни – надо слушать эти рассказы своих близких духовных друзей и делиться своей душой, и делиться своими мыслями и событиями благодатными, которые были в нашей жизни. Премудрый Соломон сказал: «Тайну царя хранить похвально, а дела Божии возвещать достодолжно», то есть, необходимо, и похвально, и достойно возвещать дела Божии, потому что это тоже наша благодарность. Господь в чем-то нам помог, святые и возлюбленные угодники Божии: об этом надо рассказать и передать, и за это Бога поблагодарить. И тогда и мы будем уподобляться этому одному прокаженному, который вернулся и поблагодарил Бога, и услышал слова Христа Спасителя: «Иди с миром. Вера твоя спасла тебя». Аминь.