В день праздника Рождества Христова мы с вами слышим в тропаре такие слова: «Рождество Твоё, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума». И мы должны в этот день задуматься: а что началось, что принёс, что нового, чем просветил, какой разум и какой свет дал Христос этому миру? Мы теперь с вами – верующие люди – знаем, что смерть после Христа, после его рождества, жизни, учения, смерти и воскресения есть начало будущей жизни.
Кто-то из наших мудрых поэтов сказал: «Жизнь есть к смерти приближение, к жизни той, где смерти нет». Мы даже не знаем, что было до Христа, какое учение, какая философия. Стоики, эпикурейцы, платонники, пифагорийцы, последователи Аристотеля и многие другие люди знали, что всё только здесь – на Земле. Цифры, как у пифагорейцев, дающие знание, порядок, какую-то осмысленность; эпикурейцы, которые жили по принципу «бери от жизни всё, живём одним днём»; и многие другие. Всё только здесь. Да, конечно, какой-то нравственный момент у многих у них был: добродетель, мужество, правдивость, дружба, взаимопомощь, братолюбие – у многих было, и нравственные критерии были. Но большей частью какие? Око за око, зуб за зуб, люблю тех, что любит меня. А уж о вечной жизни, о воскресении мёртвых, о бессмертии человеческой души и тела – не только такой мысли, учения не было.
А Христос принёс не только учение, не только открыл нам мысли об этом. А почему христианство перевернуло всю мировую историю так, что сейчас и у мусульман, и у буддистов, и у атеистов, неизвестно ещё у кого – на дворе 2012-й год с Рождества Христова? Если спросить у них: «Какой сейчас год?» – «2012-й». – «С какого момента?» И многие, подумав, скажут: «С Рождества Христова». Вот какое событие – рождение в малюсенькой Вифлеемской пещере, в маленьком городе, который сейчас-то насчитывает не более 50 000 человек, родился не только человек, но Бог пришёл в мир, чтобы просветить светом разума и сказать, что человек – не муравей, не обезьяна, не робот, не песчинка в этом бесконечном мире, а это есть богоподобное существо, потому что в нём есть такая сущность, которая именуется Душою, и она есть образ и подобие Божие.
Кто-то сказал: «Человек – это микрокосмос», а кто-то из Святых поправил эту мысль и сказал: «Нет, человек – макрокосмос, а вокруг него микрокосмос». И вся эта широта и полнота неба, мириады звёзд – только отображение той глубины и широты человеческой души, потому что одна душа для Бога дороже целой звезды, а может быть, и ещё больше. Все они безжизненны, они только служат человеку. И однажды Златоуст, глядя на звёздное небо, восхищался и говорил: «А зачем такое количество звёзд, их бездонность, безграничность? Меня уже поражает только одна Луна, меня поражает уже только одно Солнце. Зачем такие громады?» А он знал только очень малюсенькую часть космологии, а после него уже известно в тысячу раз больше звёзд и галактик, и расстояния, и прочее. Всё это для того, чтобы показать человеческому роду безграничность, всемогущество, всевластие и мощь Творца. И все они вместе взятые не стóят одного человека. Бог приходит в этот мир, чтобы спасти его. И, как сказали греческие богословы: «О, небеса, чтобы земля стала небом, чтобы здесь жили такие же законы, как на небе»; как мы говорим: «Да будет воля Твоя, яко же на небеси и на земли» – на небе волю Божию исполняют небесные силы – ангелы, архангелы – беспрекословно. Светила, звёзды секунда в секунду приходят туда, куда они должны придти, по Божественному расписанию. Это тоже подтверждение мощи, порядка, осмысленности этого мира.
Эйнштейн говорил: «Мы (учёные) не устанавливаем законы, мы их открываем. И уверенность в том, что этот мир разумен, подвигает меня как учёного доискиваться этих законов, порядка и мысли. Если бы был хаос, какие же можно было открыть законы, если всё не упорядочено?» А всё упорядочено. Однажды Исаак Ньютон, который был глубоко верующим человеком, и при слове «Бог», когда он разговаривал со своими друзьями (есть свидетельства, его жизнеописание), он снимал шляпу. У него был очень дорогой и близкий для него друг, который был атеистом, потому что мало знаний удаляет от Бога, а много знаний приближает к Богу. Многие учёные, которые прочитали десять, двадцать, пятьдесят книг, теперь думают, что они всё знают. А на самом деле много знаний приближает к Богу, мало их удаляет от него. А кто-то из наших современных Отцов сказал, что «пусто место свято не бывает». Надо думать, вникать, анализировать происходящие события и события всего нашего мироздания». Исаак Ньютон так проникся любовью к своему другу, что однажды после Рождества пригласил его к себе в кабинет, и вдруг тот увидел совершенно невероятную, потрясающую конструкцию Солнечной системы: в центре было Солнце, Земля, вокруг Земли Луна и планеты вокруг Солнца. Он завёл некий механизм, и всё это пришло в движение: Земля вращалась по эллипсу вокруг Солнца, Луна вращалась вокруг Земли, и все планеты вращались вокруг Солнца. Он говорит: «Исаак, потрясающая вещь!» А там всё было сделано из красного дерева, такие механизмы. Он говорит: «Потрясающая вещь! Кто этот мастер?» Он говорит: «А тебе это нравится?» – «Да». – «У него нет мастера». – «Хватит меня разыгрывать. Скажи мне фамилию и имя, и улицу. Я себе тоже закажу в кабинет. Это превосходнейшая вещь!» «Да нет, – говорит. – Это сложилось само. Я прихожу – и вдруг всё закрутилось, завертелось». Он говорит: «Это бред! Такого не может быть». – «У тебя, надеюсь, друг мой, хватило мозгов, чтобы понять, что это слабое подобие космоса не могло устроиться даже без мастера? А как ты думаешь, а сам космос был устроен без ума, без мастера, без творца? Такое, как ты думаешь, моглó случиться?» И тот молча, потупив глаза, призадумался.
И вот вся эта громада свидетельствует об этом – о Творце. А если о Творце, то зачем? И что тогда мы, все здесь стоящие, мы-то во всём этом мироздании, какая наша роль? Что нам дано? Для чего мы когда-то родились – в 62-м, 41-м, 36-м, 76-м, 88-м? Господь сказал: «Я пришёл, чтоб имели жизнь, и имели с избытком». Каждая новая жизнь – это частичка Божественной любви. Богу мы не нужны. Нам нужен Бог. Кто-то из святых сказал: «Какая причина творения мира? Ради человека. А человек зачем появился на этом белом свете? От преизбытка Божественной любви».
Суть Божественной жизни мы видим на иконе Святой Троицы – это взаимная любовь трёх. Один сам себя любить не может, это будет эгоизм. Два – некая неполнота и замкнутость. Три – уже некая полнота, когда трое в этом круговороте любви пребывают вечно. И Богу захотелось так, чтобы ещё какое-то личное творение, подобное ему, приобщилось к жизни, приобщилось к жизни личной, умной, со свободной волей и в потенциале бессмертной, чтобы на свободную любовь ответил свободной любовью. Павел Флоренский однажды сказал: «Бог сотворил нас с риском для себя, потому что была дана свобода – принять любовь и не принять». Адам оступился, и потребовалось тысячелетие, чтобы Адам и его последователи пожалели об этом отступлении, и вслед за ним добровольно выбрали любовь.
«Человек, перед тобой два пути – путь жизни и путь смерти. Выбери жизнь» – говорит нам Писание. И Бог к нам пришёл и показал свет разума, что такое жизнь, что такое смерть, что такое добро, что такое зло, что свет, что тьма». В Царство Небесное насильно Бог никого не затащит. В человеческую душу есть дверь, но она открывается только с внутренней стороны. Бог открыть и взломать её не может. Так он о себе и говорит: «Се, стою и стучу любовью – не отворит ли кто. – Говорит, там апокалипсис. – Се, стою и стучу», чтобы открыли добровольно и впустили Бога в своё сердце, чтобы Бог впустил нас в своё Царство, в которое пропуск только один. Ни партийный билет, ни сберкнижка, ни возраст, ни диплом об образовании, ни национальность значения иметь не будут. Значение будет иметь одно имя. «Дам вам новое имя, – говорит Господь, – и напишу имя их на челах их. Имя это – Христианин». Вот какой будет пропуск в Царство Небесное. Все скажут: «Слава тебе, Господи!» Многие из нас – кандидаты туда? Нет. А это имя ко многому обязывает. Мало просто быть крещёным и носить крест на своей груди. Великим постом мы услышим этот критерий и подлинное подтверждение христианского имени. Господь спросит на этом пропускном пункте. «Жаждал – напоили меня, алкал – накормили меня, был наг – и одели меня, в темнице был – посетили меня, болен был – пришли ко мне».
Вот к чему подвигает нас любовь Божия к нам – к ответной любви. А если её нет в сердце, что тогда? А ничто её не заменит. Всё, что мы с вами в храме делаем, – это есть только поводы и средства, чтобы что-то в нас было похожим на нашего Бога. А похожими нас делает милосердие, любовь. Не крест на груди, не платок, не длинная юбка, не акафист и не псалтирь, не знание Богослужения и Священного Писания наизусть – нет. Дела. Вера без дел мертва.
И Бог нам это открывает – смысл жизни, вечность человеческой души и тела, Царствие Божие, Рай и Ад, жизнь с Ним и жизнь без Него. Лестница со ступеньками на небо. Ступени есть евангельская жизнь – постепенно, не спеша, с первого класса – второй, третий, десятый – потихонечку поднимаемся. Всё это она нам открыл и показал, и принёс свет разума, что человек – богоподобное существо, созданное не для страданий, не для смерти, не для болезней, не для кризисов, не для испытаний, – для блаженства. Кто может сподобиться этого блаженства? Мы слышим каждую Божественную литургию. Кто такие блаженные? Нищие духом, алчущие и плачущие, кроткие, чистые сердцем, миротворцы, правдолюбцы, мученики за Христа – вот кто блаженный. Это всё ступени, и если нет продвижений по ним, то тогда должны и знать, где Царство, а где мы – в начале или ещё не вступали. И это всё – свет разума, который нам дал Христос.
К чему это всё нас подвигает? К бесконечной любви к Богу. А реально свою любовь мы показать и засвидетельствовать можем – через любовь к молитве, к Богообщению, к храму, к Таинствам Церкви. Это одна из составляющих любви к Богу. А вторая – возлюбить Бога через человека, который окружает нас. Пусть это будет хотя бы один или два – родные, близкие, друзья. Чем больше, тем лучше показывает эту широту человеческой души. «Любовь должна начинаться с родных и близких, но она не должна ими заканчиваться», сказал кто-то из Святых.
Поэтому в день праздника Рождества Христова мы все с вами торжествуем и ликуем этим открытием, этим откровением, этим проложенным путём самим Христом ради человека, ради нашего спасения; что всё для нас уже благоустроено. Сам Он об этом сказал: «В дому Отца Моего обители многи суть. И я приду и возьму вас к себе, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас». Вот к чему мы призваны Богом – к радости, которой никто не отнимет у нас. Только бы не прозевать, только бы не проспать, только бы в мелочах не разменять Царство Небесное на мишуру.
Помните, как у Андерсена в сказке «Огниво»? Приходит в одну пещеру, смотрит – там медяшки, набрал полный рюкзак медяшек. Потом приходит во вторую – а там сундуки с серебром; взял медяшки и высыпал, а серебро насыпал. Потом приходит, смотрит – золото, высыпал серебро и насыпал золота. Хоть и военный, но умный был человек. Так и нам: не носите медяшки за спиной, стремитесь к золоту. А золото – это жизнь с Богом.
Поэтому в этот святой и праздничный день: