Послание святого апостола Павла к Филиппийцам. Глава IV, стихи 4-9.
Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, апостол Павел начинает с того, что перечисляет те признаки, которые характеризуют человека, ведущего подлинную христианскую жизнь. Он указывает на два самых ярких.
И первый из них — это непрестанная радость. Речь идёт не о буре неконтролируемых эмоций. Христианская радость не имеет с ними ничего общего. Поэтому её ещё называют тихая радость. Её источником является ощущение постоянного присутствия в жизни Иисуса Христа и реальное переживание того, что Он даровал нам внутреннюю свободу от тех страстей, которые связывали нас по рукам и ногам. Наша жизнь теперь зависит только от Него. Он направляет нас во всех наших глобальных и повседневных делах. Во многом Сам направляет течение нашей судьбы. Поэтому призыв Павла радоваться можно понимать, как призыв ощутить, что всё, что с нами происходит, до самых мелочей, находится в руках Божиих. Как говорится в книге пророка Исаии, Господь держит каждого Своего верного сына за правую руку. С этим призывом радоваться связан и другой, который в Евангелии мы слышим из уст Христа — «не бойтесь». С такими словами Он неоднократно обращается к Своим ученикам. Не бойтесь, даже один волос с вашей головы не может упасть без Моей воли. Как говорил преподобный Серафим Саровский, Бог заботится о каждом из нас так, будто на земле кроме нас никого больше не существует. Это и есть причина христианской радости, а также отсутствия всякого страха.
И второй признак, на который указывает апостол Павел — это кротость. «Кротость ваша да будет известна всем человекам», — говорит он. Что такое кротость? Нередко под кротостью понимают такие качества, как душевная мягкость, воздержанность, доброта и терпеливость. Но, пожалуй, самое близкое слово, которым можно определить это внутреннее состояние, — это великодушие. Древние греки говорили, что кротость проявляет себя тогда, когда применение справедливого закона может нанести человеку ущерб. Иными словами, кроткий человек отчётливо видит, когда нужно поступить по отношению к ближнему по беспристрастной и строгой букве закона, а когда необходимо подняться над правосудием и прибегнуть к милости. Кроткий человек понимает, что правила и нормы, которые регламентируют отношения между людьми, это ещё не всё. Есть нечто более глубокое и жизненно важное, чем правосудие. Именно на этой интуиции основывается один из ключевых принципов церковного правосудия — икономия. Он заключается в том, чтобы всегда, когда есть возможность, — смягчить наказание, проявить по отношению к человеку милосердие и снисхождение. Именно так поступил Господь, когда к Нему привели женщину, обвиняемую в прелюбодеянии. Он не применил к ней букву закона. Он помиловал её, простил. Ведь кротость имеет поразительное влияние на душу человека. Нередко самые жестокие преступники смягчались, когда близкие проявляли по отношению к ним это качество. Этот сюжет много раз появляется, например, в мировой литературе. Именно так поступил по отношению к бывшему уголовнику и каторжнику Жану Вальжану епископ Мэриэль в романе Виктора Гюго «Отверженные» и тем самым кардинальное изменил его чёрствое и, казалось бы, уже неспособное ни к чему доброму сердце.
И самое главное, что необходимо помнить, проявление кротости к людям напрямую связано с тем самым ощущением радости и бесстрашия, о которых говорилось выше. Человек, который способен проявить к ближнему великодушие, впускает таким образом в свою жизнь Бога, который хранит его на всех его путях и даёт ему постоянное ощущение Своего присутствия. И не случайно Сам Господь говорит в Евангелии: «блаженны кроткие, потому что они увидят Бога».
Священник Дмитрий Барицкий
Евангелие от Иоанна, Глава 12, стихи 1-18
За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.
Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
В сегодняшнем чтении мы слышим историю о вхождении Христа во Иерусалим. Конечно, как иудей Он входил в этот город много раз. Однако вход, о котором мы говорим сегодня, — особенный. Правда прежде этого, Христос приходит на ужин в Вифанию, к Лазарю, которого воскресил через четыре дня после смерти. Здесь Ему прислуживает Марфа, а Мария, проявляя свою любовь, мажет ноги Его драгоценным миром и отирает их своими волосами. И хотя Иуда возмущается, Спаситель не осуждает её, но говорит, что, сделав это, она приготовила Его к погребению. Мы знаем, что в течение жизни Господь много раз говорил ученикам о предстоящих событиях, но слова о предстоящем погребении звучат совершенно особенным образом, потому что мы понимаем, что речь идёт о том, что будет очень скоро. На следующий день Христос въезжает в Иерусалим на осле, а люди приветствуют его как Царя, который приходит во имя Господне, то есть приходит с Господом, приходит, исполняя Его волю.
Евангелист дважды говорит, что Христос совершает то, что о Нём предсказано. Это одно из ключевых выражений, которое ярко характеризует поведение Христа не только в этой ситуации, о которой мы слышим, но и во всех других ситуациях в течение всей Его жизни. Он как Царь входит в Иерусалим, но важнее другое — Он как Царь идёт на смерть. Земные цари и правители могут обладать самым разным имуществом, но они не обладают собой, своими желаниями и стремлениями, своей жизнью. Христос обладает всем и так как Он Бог — это не кажется удивительным. Но Он не только Бог, Он же и человек, и обладает своей жизнью во всей её полноте именно по человечеству. Нами движут страсти. Наши мысли, планы, наши отношения с людьми и наше отношение к людям — всё это обусловлено многими внешними и внутренними факторами, которые от нас не зависят. Но Христос живёт так, как должно, и делает это свободно, осмысленно, без принуждения и давления внешних обстоятельств...
Людям свойственно бояться смерти, это совершенно естественно. Более того, Христос Сам пережил страх смерти и испытал знакомое нам нежелание умирать. Правда, в Его случае оно было более тяжёлым, потому что мы знаем, что смерть — это законное окончание нашей греховной жизни, но Христом, так как Он безгрешен, смерть воспринималась иначе. И Он берет все наши немощи, чтобы все их пройти и освятить... Если бы нам через несколько дней предстояло умереть от страшной казни, мы были бы совершенно парализованы ожиданием... Но ничего подобного мы не видим в жизни Христа. Люди почитают Его как царя, думая, что Он освободит их от власти внешней, но Он приходит, чтобы вернуть им власть внутреннюю.
В трудные времена мы оказываемся парализованы самыми разными вещами: крушением планов, страхами за свою жизнь и жизнь близких... Но если мы посмотрим на образ Христа в сегодняшнем чтении, мы увидим, что Он живёт так, как должно, даже перед лицом смерти... Это значит, что решив быть учениками Христа, даже в самые трудные времена мы должны доверять Богу и делать, что должно, сохраняя верность своему призванию, несмотря ни на что.
Иерей Стефан Домусчи