Всех дорогие возлюбленные о Господе братья и сестры сердечно поздравляю с этим славным мироспасительным, всеторжественным, вседуховным и всепросвещающим днем. Если нас спросят: что же вы празднуете? То мы ответим словами Пасхального канона: «Смерти празднуем умерщвление, адова разрушение, иного жития вечнаго начало, и играюще поем Виновнаго, Единаго Благословеннаго отцев Бога и препрославленнаго».
Слава Богу, что наша с вами жизнь это не бессмысленное путешествие с бессмысленным концом. Слава Богу, что у нас сейчас не книга, но только предисловие книги.
Слава Богу, что у нас сейчас не совсем жизнь, а только подготовка к жизни, к той жизни, о которой апостол Павел сказал: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». И апостол Иоанн о той жизни будущего века говорит: «... еще не открылось, что будем. Знаем, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». И апостол Павел говорит: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан». Слава Господу нашему Христу, говорит апостол Павел, «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его ... ». «Первенец Христос, потом Христовы в пришествии Его». Зерно, падшее в землю, если не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода. «Так и в воскресении мертвых, говорит апостол Павел, сеется в тление, восстает в нетлении, сеется в уничижении, восстает во славе; сеется в немощи, восстает во силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное».
Есть тело душевное, и есть тело духовное. Будет в воскресении мертвых наше с вами тело. Как сказал Григорий Богослов: Павел останется Павлом, Петр останется Петром, Иоанн останется Иоанном. Всем нам подобает явиться пред судилищем Христовым, чтобы он с телом воспринял, что сотворил доброе или злое. С телом. Будет жизнь будущего века души со вновь соединенным телом, но уже не поддающемуся ни тлению, ни разрушению, ни старению, ни стенокардии, ни ковиду, ни гипертонии, ни калитам, ни гастритам, ни вставных зубов – ничего там не будет. Потому что там нет болезней, ни печали, ни воздыхания, но жизнь и радость бесконечная.
Апостол Павел говорит: первенец Христос, а потом Христовы в воскресении из мертвых. И слава Богу за Его жизнь, за Его рождение, жизнь, страдания, распятие, воскресение и вознесение, которое нашу человеческую природу посадило одесную Бога на небесах. И ждем этого часа, как мы читаем в Символе Веры: чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. И поэтому сегодня это только преддверие, только прелюдия. Как сказал святитель Феофан Затворник Вышенский: не все в нашей жизни только скорби, скорби и скорби, и испытания. Нет. По временам Господь нам как бы приоткрывает форточку в жизнь будущего века. Посмотрите, есть за что подвизаться, есть ради чего нести свой жизненный крест, есть ради чего жить святой христианской праведной жизнью. Кто-то из людей сказал: ой, очень тяжело в 21-ом веке, особенно в армии жить христианской жизнью. Очень тяжело. А не жить по-христиански еще тяжелее, потому что против течения плывет только живая рыба. По течению плывет мертвая рыба и всякая нечисть. Христианство и православие не для слабонервных, не для слабаков. Оно для мужественных и сильных людей. Потому что не быть как все, это очень тяжело, а быть как все – это погибельно. Поэтому мы выбрали жизнь не быть как все, а быть как Христос.
Однажды в Оптиной Пустыне, когда один монах за свое смиренномудрие за свою кроткую и смиренную жизнь был в некоем восхищении, ему были открыты райские обители. Он их видел своими глазами. И когда вернулся в свое обычное привычное человеческое состояние, братья обступили его, потому что видели, и поняли, что он видел какое-то видение, спросили его: отче, отче, что ты видел? Он ответил: я видел рай. Скажи нам, как там? Что там? Объясни хоть чуть-чуть своими словами, он говорит: братия, вы знаете, вы знаете, там так ... , там так ...! Ну как? Там так ...! Слушайте, в общем я толком объяснить не могу и мало что запомнил, но одно я запомнил точно: там всегда поют «Христос воскресе!» То есть пик радости и торжества он смог выразить это именно этими словами, потому что торжественней, всерадостней, всесердечней, вседуховней службы вряд ли есть в нашем русском православном Богослужении, чем пасхальная служба. И поэтому ему было открыто, что там действительно конец печали, крестам, страданиям. Там уже непрестанное ликование, прославление живого Бога живыми людьми.
Поэтому Он так и сказал: Я живу и вы живы будете. И поэтому, чтобы быть живыми нам там, в вечности, нам надо быть живыми уже при жизни. Вы спросите: а разве мы не живые? Многие нет. Апостол Павел говорит: «если духом умерщвляйте дела плотские, то живы будете». Дух противится плоти, а плоть противится духу. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную». Поэтому когда ты в молитве, с Евангелием, в доброделании, в служении, в чистоте, в целомудрии, в правде, в истине, в жертвенном служении, ты сеешь в дух. А что ты сеешь, то ты и пожнешь. Поэтому от всей души вам желаю, чтобы все мы с вами были живыми последователями Христа, Христа распятого и Христа воскресшего.
Христос воскресе!
Воистину воскресе!