Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие ясеневцы, дорогие армандовцы! У нас с вами сегодня величайшее событие. 12 января, когда было 75 лет Владыке Евлогию, архиепископу Владимирскому и Суздальскому, я поехал в город Владимир с прошением о том, чтобы для молитвенного почитания в единственный в Москве храм Петра и Февронии была отделена частица мощей этих великих угодников Божиих – покровителей семьи, покровителей брака, мира и единства, покровителей преподобнической, монашеской жизни. И по благословению Владыки Евлогия, узнавшего о том, что это единственный храм в Москве, с большой радостью была отделена частица святых мощей, о которых преподобный Иоанн Дамаскин сказал: «Мощи святых, как величайшее сокровище, оставил нам Владыка Христос для молитвенного предстательства и помощи, ибо посредством их ума и в телеса их вселился Бог». То есть, они жили Богом, они были пропитаны Богом, они были пропитаны благодатью, они были пропитаны энергией, так что даже маленькая частичка их тела носит отпечаток благодати Святого Духа с которым они жили.
Я приведу простой, мирской, житейский пример, тем более, сейчас здесь большинство женщин. Когда-то муж на 8-е марта или на день жен-мироносиц – это наш православный христианский женский день – подарил жене французские духи. Прошло какое-то время, она эти духи с большой радостью для мужа и для окружающих использовала. Потом подходит к пустому флакончику, начинает принюхиваться, а он все равно издает благодатный, приятный запах тех духов, которые в нем были.
Вот так и мощи святых: в их телесах находился Бог, они жили с ним. Это Божественная энергия, которая пропитала и их святые останки. И поэтому для нас это большая радость, потому что с этой маленькой частицей мощей мы приобщаемся благодати Святого Духа. Что такое Божественная благодать или Божественная энергия? Вы все знаете энергию со знаком «минус». Это Чернобыль и это Фукусима, когда простые предметы становятся вдруг пропитанными неправильной зараженной энергией со знаком «минус». Мы ее не видим. Мы берем металл, берем какие-то продукты, одежду, и она глазом не видима, но прибор измеряет ее и говорит: да, этот предмет зараженный. Таким образом, мы имеем понятие об отрицательной энергии.
А мы имеем понятие и об энергии положительной. Мы помолились, мы приложились к святой иконе, мы употребили святой антидор или святую крещенскую воду, и мы чувствуем, что что-то немножко поменялось, мы какие-то другие, особенно когда мы причащаемся, особенно когда мы исповедуемся. Люди, которые совершенно далеки от храма, приходят в храм, они перекрестились, и они понимают – это какое-то другое помещение. Это не простой дом, это не простой объем кубатуры.
Когда я был однажды в Стамбуле, старинное название которого Константинополь, я прихожу, смотрю и потрясаюсь греческой надписи на мозаичной иконе Христа Спасителя. А надпись на греческом языке такая: «Это пространство Бога». Храм назван –«это пространство Бога». А на иконе Богородицы такая надпись: «Вместилище Невместимого». Кого родила Богородица? Бога-человека. Христос был одновременно Богом и человеком. И что было в Ее животике 9 месяцев, это написано о Ней, о Богородице. Она называется «Вместилище Невместимого». И когда мы с этим соприкасаемся, мы в храме, и мы пропитываемся этой невидимой энергией.
Мы причащаемся Тела и Крови Господней, внутрь нас входит Само Божество со всею Своею силою, энергией и благодатью, когда мы прикладываемся к любой освященной иконе, употребляем святую воду, помазываемся святым елеем или тем паче прикладываемся к частицам святых мощей, которые пропитаны этой энергией, энергией уже со знаком «плюс». Мы померить ее не можем, как счетчик Гейгера, мы не можем такое, но наше сердце имеет этот счетчик. Это сердце на что-то откликается, на что-то не откликается, когда-то мы в духовном настроении, а когда-то нет. Все это чаще всего зависит от нашего поведения, от наших грехов, от нашего языка, который что-то неправильно сказал и понизил нашу духовную зарядку. И от многих, многих вещей это зависит. И поэтому мы прибегаем к святым, поэтому мы и в храме, мы и домашние молитвы, мы и святая вода, мы и Евангелие.
Для чего читаем Евангелие? Чтобы жить по Евангелию. Потому что, когда мы сделали доброе дело, мы сделали его не другому человеку и не только другому человеку. Мы в первую очередь сделали его себе. И ты когда оскорбил человека, ты оскорбил не только его, ты оскорбил себя и сделал себе плохо. Потому что в древности не было химии, и люди лечились тем, что посылал Бог: правильное питание, трава, какие-то витамины и прочее. Все это было именно так. И лекарства настаивали чаще всего на оливковом масле. Это была самая распространенная из фармакологических форм: настойка трав на масле. Врач или человек, который помогает другому человеку, говорит об этом Авва Дорофей, прежде чем помочь другому человеку, он масло наливает на свою руку. То есть ты первый получаешь эту помощь, а потом ты этим маслом намазываешь человека то или иное больное место. Ты первый получаешь это лекарство. Значит, получается так: человек, который помогает другому, он в первую очередь помогает себе. И наоборот, не помогая другому человеку, человек, прежде всего, делает плохо себе.
Как мне рассказывает на днях одна женщина. Я была в Милая, а как тут с этими ценами разобраться?» А я куда-то торопилась и говорю: «Знаете что, я сама здесь в первый раз». А сама, дура, наврала, ну какой же я в первый раз. И побежала быстрее в кассу. А она мне говорит: «Извините меня, пожалуйста». Я пока до кассы дошла, вся почернела». Ну у человека же есть совесть. Он сделал доброе дело – у него на душе радость. У нее было вот это малюсенькое невнимание, и ее совесть поразили слова: «извините меня, пожалуйста», мол, я у вас время отняла. Человек почувствовал тут же, как говорил Корней Чуковский: «… и узнала кроха, что такое хорошо и что такое плохо».
И мы живем этими моментами, этим соприкосновением со святым мощами, чтобы напитаться самим и потом этим поделиться, потому что в этом все христианство, которое нам говорит: поступайте с другими так, как бы вы хотели, чтобы поступали с вами. Сеющий доброе пожнет доброе, а сеющий злое пожнет злое. Сеющий скупо пожнет скупо и сеющий щедро пожнет щедро.
И поэтому мы в этот святой и для нас праздничный день, когда с нами святые мощи святых и благоверных Петра и Февронии, будем совершать сейчас им молитвенное акафистное пение, каждый прося о своем. И в тоже время просить, чтобы мы чуть-чуть сами стали другими. В этом самое главное. Если мы не меняемся к лучшему, то в нашей жизни откуда-то сверху тоже ничего не свалится. Потому что кто-то из мудрых людей сказал, что счастье – это маленькая птичка, и она прилетает туда, где есть корм. Евангелие говорит нам: Христос не совершил там чуда, потому что не увидел веры их. Оказывается, чтобы совпала Божественная помощь, надо чтобы с нашей стороны была вера и готовность жить по вере. Когда мы просим благодати Божией, мы должны просить и у Бога сил жить по этой вере, по любви и делам милосердия и сострадания.
Поэтому Бог всем нам в помощь в этот святой праздничный день. Будем молиться о своих родных, близких, перебирая их в своем уме, в своей памяти, чтобы Господь и им послал благословение и Свою Божественную и непостижимую помощь.