Добрый день, дорогие друзья. Церковь называют кораблем спасения, Церковь называют Ноевым ковчегом, Церковь называют школой веры и училищем благочестия. Так какие же уроки, какие же примеры благочестия и чему учат сегодня, в этот период святого Великого поста Церковь нас с вами?
Она подготавливает нас к этим великим дням, дням духовного очищения, преображения, очищения от духовных шлаков, которые мы накопили с вами в течении всего года. Быстрорастворимой благодати не бывает и единовременной таблетки, которая бы нас исцелила от всех болезней и внешних и внутренних душевных тоже не бывает, и поэтому процесс покаяния, изменения, преображения… На греческом языке покаяние звучит как «метанойя» - перемена ума – требует продолжительного и определенного долгого времени. И поэтому Церковь заранее готовит нас к Великому посту, он действительно в Церкви называется Великим, не столько за его продолжительность, сколько за его духовную значимость, и огромную великую пользу для очищения души человека. И сегодня именно об этом, о днях и неделях, которые предшествуют Великому посту, о самом Великом посте, что его наполняет и чем заканчивается Великий пост, святый праздник, светлой Пасхой, светлого Христова Воскресения, мы хотели бы поговорить с вами, дорогие наши друзья и телезрители программы «Воскресные беседы».
Великий пост начинается за несколько недель до собственно Великого поста, и начинается с так называемых подготовительных недель. Первая подготовительная неделя – это неделя о Захее, о том человеке, который покаялся и принял в свой дом Христа. И сказал: «Господи, если я кого-нибудь чем-нибудь обидел, то я половину своего имения отдам нищим, а остальное кому что должен воздам вчетверо». И настраивает человека, чтобы он задумался – а есть ли у него те люди, с которыми необходимо искать примирения.
Следующая неделя, которая еще ближе к началу Великого поста, неделя о мытаре и фарисее. Чтобы мы не были мелочными пунктуальными исполнителями только внешних предписаний: чего-то не съесть, чего-то не сделать; и не задумываемся о самом главном – о внутреннем наполнении нашего с вами сердца.
Неделя о блудном сыне, который потрясает своей любовью, своим расположением Отца покаявшемуся сыну и в образе этого отца выступает Сам Бог, Который готов принять всякого грешника, но грешника кающегося. И недаром Бог называется милосердным отцом. Он принимает человека без всяких условий, без всякого упрека, Он видит в нем покаяние, изменение жизни и восстанавливает его опять в сыновнем, или, так сказать, в царском достоинстве.
И это тоже перед началом Великого поста – глубокая мысль о том, что Бог ждет любого человека. И сам Он сказал в Евангелии, что радость на небе бывает об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды к покаянию.
Кульминацией подготовительных недель к великому посту служит неделя о Страшном Суде, когда нам для нашего внимания в церкви в воскресный день напоминается Евангелие, которое нас переносит туда, в вечность. Ставит нас перед лицом Бога, перед лицом правды Божьей, чтобы мы вдруг посмотрели – а, собственно, за что и какими категориями будет оценена наша с вами жизнь? И самое простое, что, оказывается, она будет оценена категориями человечности. Именно об этом говорит нам Евангелие: «Напоил ли ты, накормил, принял ли ты странника, посетил ли ты больного и человека, находящегося в темнице? Потому что то, что вы сделали по отношению к братьям моим меньшим, то есть, сделали самому мне», - говорит об этом Господь.
И человек об этом начинает тоже глубоко задумываться, потому что вера без дел мертва. И к этому располагает нас все Евангелие, потому что именно в этих двух словах – «возлюби Господа Бога твоего и ближнего твоего, как самого себя» - в этом весь закон и пророки, в этом весь Евангелие. Потому что Бог есть любовь и Господь сказал: «Потому все узнают, что вы ученики Мои, если будете иметь любовь между собою». И поэтому Церковь через Евангелие, через эти подготовительные недели человека направляет внутрь самого себя. Не для того, чтобы он запасался грибами и огурцами, капустой и маринованными помидорами, а чтобы он задумался именно о тех нравственных изъянах, которые есть у него, о тех шлаках, которые накопились у него, с такой же тщательностью, с какой люди воспринимают внешний пост, думая, на сколько килограмм похудеть, сколько бы калорий не доесть. Это все дело внешнее, внешнего очищения телесного естества, физиологии человека, но Церковь призывает нас к более глубоким вещам.
И последнее, с чего начинается Великий пост – это неделя, которая называется Прощенным воскресением. То есть, тот воскресный день, когда в церкви принято положить конец тем недоумениям, тем обидам, тем непрощениям, которые накопились среди наших родных и близких, сослуживцев, чтобы начать Великий пост с чистой совестью, как мы начинаем книгу с чистого листа. И в этот день принято друг у друга не только словами, но самим сердцем попросить прощения и дать прощение тем, кто имеет недоумение и обиду на нас. Чтобы вступить в этот пост Великий, трудный светлый и радостный, очищенными душой, умом и сердцем.
Ибо Господь нам сказал: «Прощайте и прощены будете. Оставим же долги наши, яко же и мы оставляем должникам нашим». Читаем мы молитву «Отче наш», потому что простить нашего собрата, нашу сестру, наших родных и близких – значит быть прощенными от Бога. И замечательный наш русский поэт, Станислав Золотцев, по этому поводу написал о прощенном воскресении замечательное стихотворение:
И после этих дней мы вступаем в Великий пост. Первая седмица Великого поста очень строгая. Каждый по-своему воспринимает ее в плане телесном. Начало этого поста, первые дни являются строгими, но они еще велики и значимы тем, что в первые четыре дня святого Великого поста вечером, особенно после того, как мы освободились после работы, во многих храмах в шесть, семь часов вечера читается так называемый покаянный канон Андрея Критского, о котором сказали, что это исповедь всей Церкви перед Богом.
И эти великие молитвы, они настраивают христианина на весь Великий пост. И есть у отцов такое выражение: «Как ты проведешь первую неделю Великого поста, так ты проведешь весь Великий пост. Как ты проведешь Великий пост, так ты проведешь и получишь благословение на весь наступающий год».
Первая неделя Великого поста заканчивается неделей Торжества Православия, когда мы вспоминаем истинность христианства, истинность православия, победу православной Церкви над иконоборцами. И эта неделя называется «Торжество православия», и обычно в эту первую неделю Великого поста все стараются причаститься святых Христовых Таинств.
Следующая неделя после Торжества православия – неделя, посвященная святителю нашей церкви Григорию Паламе, тому человеку, который показал всему православному миру важность молитвы, внутреннего созерцания, внутреннего собеседования с Богом. Его еще называют учителем исихазма, а «исихия» с греческого языка переводится как безмолвие. Вот как бы было неплохо всем нам, на время Великого поста, или хотя бы в какие-то дни – среду и пятницу – давать Богу обет безмолвия.
Но, конечно же, мы все лопнем, наверное, от того, что мы помолчим, но хотя бы час в неделю обойтись бы нам без пустых разговоров, без трепотни, без сплетен. Как же важно побыть человеку один на один с самим собой, поучиться безмолвию, а не в этой бесконечной суете, в которую мы погружены изо дня в день, и живем в этом облаке бесконечного шума.
Следующие четыре воскресных вечера подряд читается и совершается особое последование, которое называется Пассией, с греческого языка – страдание, когда вспоминаются последние дни Христа Спасителя. Читаются так называемые страстные Евангелия. Это две предпоследние главы каждого евангелиста, потому что последняя глава каждого евангелиста – это Евангелие о воскресении, а две последние главы в каждом Евангелии рассказывают о страдании, о последних днях нашего Господа.
На центр Храма выносится распятие, читается акафист Страстям Господним, и мы как бы мыслями переносимся туда, на Голгофу, и, кстати, Голгофа в переводе с греческого языка – место страданий. Еще Голгофу называют Лобным местом. Лобным потому, что здесь казнили людей, казненных то тем или иным причинам политическим преступников, и когда разрывали место для следующего погребения, то чаще всего натыкались на череп, который истлевает в самую последнюю очередь. А самая крепкая часть у нас – это лобная часть, и поэтому чаще, когда находили эти черепа на этом месте, гора, на которой был распят наш Господь, это место называется еще и лобное, по тем останкам, которые находили на этой горе.
И символично, что под каждым распятием, под каждым крестом и на тех крестах, которые мы носим на себе, мы тоже можем увидеть изображение некой головы, некого черепа. Оказывается, что это не имеет никакого отношения ни к какой свастике, как на первый взгляд можно было бы подумать. По преданию нашей церкви – это голова Адама, который тоже был в свое время погребен на этом месте. И Церковь, и Евангелие, и святые отцы учат нас о том, что кровь Спасителя, падая на череп Адама, как бы омыла его от прежних его грехов. И каждые четыре воскресения во время Великого поста прочитываются все четыре страстных Евангелия о нашем Спасителе, распятом на кресте.
Следующая неделя, третья неделя Великого поста именуется Крестопоклонной неделей. Выносится Крест для поклонения, для молитвы, чтобы мы вспомнили, что и Христос прожил сложной, тяжелой, крестной жизнью, чтобы мы не унывали во время Великого поста, а восприняли этот крест, как символ победы жизни над смертью, как облегчение, как утешение каждому из нас. И в этот момент неплохо было бы помнить маленькое стихотворение преподобного Амвросия, старца Оптинского, который говорил: «Терпел Елисей, терпел Моисей, терпел Илия, так потерплю же и я».
Мы несем крест, а крест, в свою очередь, несет каждого из нас. Однажды, одному подвижнику было видение: Господь сказал ему, что ты знаешь, в трудные минуты жизни Я всегда был с тобою. И вдруг, он видит некоторое видение, что на земле как бы два следа – его и еще чей-то. И он подумал, да, действительно, Бог по жизни всегда шествовал со мной. И вдруг, он подходит к некоторой расщелине, к некоторой бездне. И видит, что к ней подходит всего одни только следы.
Тогда он говорит – Господи, как же так, Ты говорил, что будешь всегда со мной, а в тяжелые минуты жизни Ты оставлял меня одного, потому что на земле я увидел только одни следы. И тогда Он говорит: «Нет, дорогой мой, ты ошибаешься. В эти минуты, в тяжелые минуты жизни твоей, Я брал тебя на Свои руки – вот так мы являемся крестоносцами. Мы носим крест, но за это крест несет нас по жизни».
Следующая неделя после Крестопоклонной, это неделя преподобного Иоанна Лествичника. Преподобного отца, который написал свою знаменитую книгу «Лествицу», состоящую из тридцати глав и которая раньше, в древней церкви, прочитывалась за весь Великий пост. Эта книга являлась и будет являться настольной книгой христианина, желающего и мечтающего, и ревнующего о преображении, об очищении души. Это самая лучшая духовная медицинская энциклопедия по очищению души. Эта пятая неделя Великого поста характерна еще и тем, что в среду вечером совершается так называемое стояние преподобной Марии Египетской.
Это особая служба, очень торжественная – это среда вечером на пятой неделе Великого поста, когда те молитвы, каноны Андрея Критского, которые читались на первой неделе Великого поста, в первые четыре дня, они все прочитываются за один вечер. Весь канон преподобного Андрея Критского на пятой неделе Великого поста. А в пятницу вечером, на этой же неделе совершается особое богослужение – всеторжественное чтение акафиста Пресвятой Богородицы.
И этот день называется Похвала Пресвятой Богородицы. Священники торжественно выходят из алтаря в синих облачениях. Этот цвет, посвященный Матери Божьей, как мы с вами разбирали на прошлой неделе по символике цвета православного богослужения. И эта неделя, посвященная Матери Божьей, это субботний день, уже веет некой будущей радостью встречи с Христом Спасителем и Матерью Божьей.
За субботой, посвященной Похвале Пресвятой Богородице идет Неделя посвященной преподобной Марие Египетской, великой святой, которой, может быть, многие стали по своей жизни похожи на нее своим нечестием, своей нечистой жизнью. Но, самое главное, что поразительно ее покаяние, и Церковь на все века увековечила ее подвиг, подвиг покаяния, подвиг изменения, подвиг разрыва со своей прежней греховной жизнью и, наоборот, принесения Богу чистоты, молитвы и покаянных слез. И эта неделя – неделя Марии Египетской – заканчивается радостным событием, так называемой Лазаревой субботой, субботой, в которую вспоминается чудо, чудо воскрешения Господом нашим Иисусом Христом Лазаря, четверодневного мертвеца, который был похоронен в пещере. Он был другом Иисуса Христа, потому что они были из одной семьи. Марфа и Мария – ученицы Христовы, их родной брат именовался Лазарем, и чудо совершил Христос именно в этот день, за несколько дней до Своего Собственного распятия.
Лазарева суббота, пост уже послабляется в этот день, Церковью благословляется вкушение икры, а следующий воскресный день именуется Входом Господним в Иерусалим. Потому что в этот день вспоминается торжественная встреча Христа Спасителя восторженными жителями Иерусалима, которые видели чудо воскресения этого Лазаря. И поэтому, вспоминается, как Господь входит в Иерусалим. Дети бросают Ему пальмовые ветви, и люди стелют одежды под ноги того осла, на котором восседает Христос Спаситель. И это уже нам напоминание о светлом Христовом Воскресении, нам напоминание о нашем бессмертии. Этот день принято встречать с вербами. Это воскресенье входа Господня в Иерусалим еще именуется Вербным воскресеньем, и это тоже символ. Если люди в Палестине, в Иерусалиме, там же все-таки тепло, и они встречали Его с пальмовыми ветвями, у нас в России пальм нет, и поэтому мы в Храме стоим с ветвями вербы, которая уже пускает маленькие почечки, как символ расцвета, символ воскресения. Поэтому в этот день богослужение в Храме совершается в зеленых облачениях, как символ жизни, символ воскресения, символ пробуждения, в данном случае, у нас – пробуждение весенней природы, а тут – пробуждение человека, его воскресение вспоминается в день входа Господня в Иерусалим, или, в так называемое, Вербное Воскресенье.
Осанна! Осанна! Гряди
Во имя Господне!"…..
И Ты, Всеблагой, Свете тихий вечерний,
Ты грядешь посреди обманувшейся черни,
Преклоняя свой горестный взор,
Ты вступаешь на кротком осляти
В роковые врата - на позор,
На пропятье!
Так описал один Иван Бунин то, что случилось потом. После этого входа Господня в Иерусалим, после воскресения праведного Лазаря начинаются дни Страстной Седмицы, страдания Христа Спасителя, и Церковь вступает в эти особые дни Страстной Седмицы, которые называются страстными днями – страстным понедельником, страстным вторником, средой. И это дни особого поста. Церковь преображается, одевается в черные одежды, чтобы душа оделась в белые.
В эти дни, в великую среду, страстную среду мы вспоминаем предательство Иуды, когда он предал его, Христа Спасителя, Царя славы. И именно этот день всю неделю в течение всей жизни православного человека считается и является постным днем, потому что каждый христианин вспоминает предательство своего Учителя, своего Бога.
Четверг именуется нашей Церковью Чистым четвергом, великим четвергом. Это день всеобщего причащения в Храме всей полноты Церкви, всякого христианина, верующего во Христа и готовящегося к этому великому дню Святого Причащения. Чистым четвергом называли этот день, потому что очищалась душа и исповедью, и человек омывался перед этим, убирая свое жилище, свой дом, моясь сам раньше в бане – то есть, особо подготавливаясь к этим дням.
Самое главное, что это заканчивалось кульминацией, исповедью перед священником и причастием Тела и Крови Господней. Именно в этот день – в этот великий четверг – установил это таинство Сам Христос Спаситель. А вечером в четверг в церкви читаются 12 страстных Евангелий о последних днях нашего Господа. И принято в церкви, во время чтения Евангелий, зажигать свечи. Каждый христианин стоит со свечой, и каждая свеча в народе так и называется – четверговая свеча, потому что было принято огонек этой свечи в специальном фонаре приносить домой. И в течение всего года, зажигая в доме лампаду, христианин зажигал эту лампаду от этой четверговой свечи, как бы вспоминая весь тот свет Евангелия, который он услышал в этот великий четверг, и чтобы приобщиться этому свету, и чтобы памятовать о том, что ему сказал Господь через Свое Евангелие о Своих страданиях.
В Великую пятницу вспоминается распятие нашего Господа. Особые службы в этот день, так называемые, царские часы читаются во время богослужения в церкви. Литургия в этот день не положена. А вот днем, во время вечерни, совершается чин выноса плащаницы – того плата, на котором изображается Христос, положенный в гробу и оплакиваемый Своей Матерью, Своими учениками, которые были рядом с Ним в момент погребения. Чин выноса плащаницы совершается в пятницу, и в этот день, в пятницу вечером вся Церковь готовится к причастию на день Святой Пасхи.
Обычно, очень много исповедников в пятницу вечером, в субботу утром, потому что уже суббота утром – Великая суббота, когда мы приходим в Храм освящать куличи, пасхи, яйца. В этот день в самой Церкви вспоминается погребение, положение Христа во гроб. Оплакивает Христа вся Церковь, и этот плач стоит всего один день. Почему – потому что скоро, уже вечером будем мы торжествовать день светлого Великого Христова Воскресения.
В пятницу вечером совершается чин погребения плащаницы, когда вокруг церкви обносится плащаница. Она кладется потом как бы в гробе, и мы вспоминаем этот чин погребения Христа Спасителя. И так всю неделю, мы как бы проходим весь этот крестный путь с нашим Господом, сродняемся с этими днями, последними евангельскими днями Христа Спасителя. И это глубоко отпечатлевается на сердце. И тогда уже как дорог становится этот великий праздник Светлого Христова воскресения, потому что он дался дорогой ценой, ценой страдания, ценой смерти, ценой неимоверных переживаний нашего Спасителя Господа Иисуса Христа. И именно это переживание дает нам такой светлый и радостный праздник, как Пасха Христова, светлое Его Воскресение.
На протяжении всего Великого поста в наших храмах совершается таинство елеосвящения или соборования, когда собор священников, от одного до семи, совершает это таинство, дающее человеку духовные и телесные силы, врачующие его немощи душевные и телесные. Обычно было принято хотя бы раз в год, но пройти, поучаствовать в этом таинстве, таинстве елеосвещения.
И вам, дорогие телезрители, от всей души желаю, чтобы этот Великий пост прошел для вашей духовной пользы, оказал вам великую поддержку и помощь в очищении души и тела, чтобы вы поисповедовались, пособоровались, причастились Святых Христовых Таинств. И тогда, чтобы каждый из нас с великой радостью, очищенный душой и телом, дожил до светлого праздника, Светлого Христова Воскресения, и чтобы мы в восторженной молитве с великой радостью могли сказать Богу такие слова: