Главное – не быть мертвым. Потому, что смерть наступает гораздо раньше, чем останавливается сердце. Смерть наступает тогда, когда останавливается духовная жизнь! Смерть наступает тогда, когда уходит любовь…
Преп. Иустин сказал как-то, что «двадцатый век есть союз с диаволом». А что же тогда представляет из себя двадцать первый век? XXI век уже успел создать столько фальши, лжи, кощунства, подделок под Правду, что бедный человек, как загнанный зверь мечется и не знает – куда ему бежать… XXI век научил людей, потерявших человеческий облик, стрелять в спины детей. XXI век коварно пытается заслонить Бога от человека своими обманчивыми прелестями, технологиями, новыми идеями.
Куда движется человечество? Что оно ищет? К чему стремится?
Св. Николай Сербский горестно восклицал, размышляя о судьбах своей страны: «Жестокий бич, сплетенный из всех бед и несчастий, как из огнедышащих змей, хлестко ударил по нашей стране, чтобы мы научились ценить Бога, выше, чем человека! И человека – выше, чем золото!» Насколько же приложимы эти слова к сегодняшней России! Сколько сейчас в Отечестве нашем обманутых людей, исковерканных судеб, загубленных душ...
Мир словно побежал, радостно и быстро, навстречу антихристу!
Что будет с душой человека, если для него главная ценность – побольше заработать, повкуснее поесть, утонченнее насладиться? И также, как и две тысячи лет назад, когда апостол обратился ко Христу, так и ныне вопрошает у Него ищущее Истину человечество: «Господи! Не вемы како идеши? И како можем путь ведети?» И также звучит Евангельский Христов глас: «Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь!» Христос – это сама Жизнь. И блажен тот, кто прикоснется к этой Жизни.
Блажен тот, кто поймет, что жизнь – это не поиск корма, не гонка за смертью, не «страшная выставка человеческих пороков». Жизнь – это стремление к Совершенству, к Истине, ко Христу. «Будьте святы, – говорит Господь, – потому что Я – Cвят».
Прекрасно говорит Владимир Лосский, что «Церковь – это педагог мира, его вечная наставница. Но мир – это очень непослушный ученик. И он проявляет себя чаще как спорщик, а нередко – как неприкрытый враг». Никто сейчас кроме Церкви серьезно не говорит о Любви, о Вечности, о настоящей радости, о смысле жизни, но только о развлечениях, деньгах, славе и жизненном успехе… Поэтому, как же мы должны дорожить сегодня Церковью, всеми силами сохранять единодушие и единомыслие, верность отеческим традициям! Как же должны ценить быстро ускользающее время, и «жить, – как говорил блаженный старец Паисий, – в атмосфере неустанного благодарения Бога!»
Каждый верующий человек должен на своем месте, на том послушании, на которое его поставил Господь – стараться исполнять волю Божию, жить по заповедям Господним…
Духовная брань, духовная борьба – это путь небольших ежедневных побед, это путь взятия маленьких высот, за которыми стоит главная «высота» – освобождение от тирании страстей и очищение сердца. И малая победа над своим «я», над своим эгоизмом, над своей гордыней – это уже великое дело!
И если мы не способны пока еще, чтобы наше сердце было жарким костром, горящим любовию к Богу, то пусть в нем горит хотя бы маленькая неугасающая лампадка нашей тихой молитвы… И если у нас нет еще глубокого покаянного плача о грехах, то пусть хотя бы будет маленький, искренний вздох покаяния!
Главное – это жить в Церкви, хранить внимание и сочувствие друг ко другу, любить свое Отечество земное и неустанно стремиться к Отечеству Небесному.
…Главное – не быть мертвым. Потому, что смерть наступает не тогда, когда останавливается сердце. Смерть наступает, когда останавливается молитва в душе. И смерть наступает, когда от нас уходит любовь.
Как человечество полюбило землю, плоть, похоть, тлен! Насколько привязалось всем сердцем к материальному, насколько увлеклось научным прогрессом, привязалось к наслаждениям и удовольствиям. Слово о Боге, о Вере, о Церкви не находит в сердцах очень многих людей совсем никакого отклика.