Главное

Расписание богослужений

rMat0507Dore TheSermonOnTheMount-1Деяния святых апостолов. Глава II, 1-11.

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.

Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

Очень часто те люди, которые начинают интересоваться христианством, интересуются и вопросом относительно необходимости регулярного посещения храмов. Многим кажется, что христианство — это лишь один из множества различных путей восхождения к Богу, вместе с этим кажется, что для христианина вполне достаточно веры, чтения Священного Писания, личных домашних молитв и жизни по заповедям. Таких людей удивляет настойчивое церковное требование регулярного участия в общественных храмовых богослужениях, им искренне непонятно, зачем это нужно, тем более что в храме можно встретить нечто чрезвычайно некомфортное: недостаточно внимательных священнослужителей, придирчивых прихожан, там же человека ждёт многочасовое стояние на месте, не всегда внятное пение и чтение, а ещё там может быть давка, духота, неудобное время начала богослужения и множество иного, того, что довольно непросто связать с Евангелием.

У нас нет описания того, как выглядело помещение, в котором на апостолов сошёл Дух Святой. Мы не знаем, какая была погода на улице, было ли жарко и душно внутри помещения, было ли оно достаточно просторным, не знаем мы и того, все ли собравшиеся были в житейском смысле во всех отношениях приятными людьми. Но мы знаем другое: «все они были единодушно вместе». Из этого сообщения книги Деяний можно сделать вывод, что условием получения Святого Духа является единодушное пребывание вместе с другими верующими во Христа. Собственно, само слово «Церковь» именно это и обозначает, первое значение греческого аналога этого слова — «собрание», то есть в самом слове заложен смысл места, которое объединяет людей, объединяет не только через общие устремления, но и в буквальном смысле, принадлежа Церкви, мы не имеем права быть отделёнными от других, в противном же случае Церковь не может стать для человека Подательницей даров Святого Духа. Следовательно, тот, кто по каким-то причинам не готов находиться в храме, кто не желает быть внутри христианской общины, попросту лишает себя возможности обрести тот дар, который обрели апостолы — дар Духа Святого, соответственно, и духовное возрастание под водительством Духа становится немыслимо. Конечно, здесь стоит сделать оговорку: есть те люди, которые в силу различного рода физических причин не могут регулярно бывать на храмовом богослужении, о них здесь речи не идёт, Бог в силах иным образом взаимодействовать с такими людьми и направлять их ко спасению во Христе, но даже для них нет иной возможности обрести благодать Святого Духа иначе, как через участие в церковных таинствах.

Церковь и законы её существования — это не какая-то человеческая выдумка, это произволение Бога, Который призывает нас к единству в Духе Святом, и сегодня — в День Святой Троицы — мы слышим напоминание о том, как Церковь начала своё земное бытие. Дай Бог, чтобы это напоминание обновило в наших сердцах стремление быть в Церкви и с Церковью в том числе и на богослужениях!

епископ Переславский и Угличский Феоктист

Евангелие от Иоанна, Глава 7, стихи 37-52; Глава 8, стихи 12

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.

Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? Итак произошла о Нем распря в народе. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.

Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он.

Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

Галилея — это одна из областей Палестины. Во времена Иисуса Христа население там было смешанным. Евреи здесь жили по соседству с язычниками. Поэтому они были терпимы к представителям других религий. Вместе с этим они были открыты ко всему новому. В Иерусалиме, который находился в другой области Палестины под названием Иудея, было всё наоборот. Население здесь было однородным. Верующие отличались строгостью и ортодоксальностью убеждений. Старались тщательно исполнять религиозный ритуал и ко всякому инакомыслию относились с подозрением. Подозревали они и своих сородичей из Галилеи. Для них они были вольнодумцами и отступниками от чистоты веры. Среди жителей столицы даже ходила пословица: «разве может что-то хорошее быть из Галилеи». Ко всему новому они также относились с предубеждением.

По этой причине Господь очень любил проповедовать в Галилеи, люди здесь встречали Его приветливо и слушали внимательно, однако Он с тяжким сердцем посещал Иерусалим, где к Нему были настроены враждебно и холодно. Вот и в сегодняшнем отрывке мы видим, как реагируют на Его проповедь религиозные лидеры. Несмотря на то, что они признают силу, которая исходит от слов Спасителя, они не принимают Христа. Ведь в их сознании чётко закрепилась мысль: из Галилеи не может прийти ничто доброе. Да и согласно Священному Писанию, Мессия должен прийти из Вифлеема, города, который находится в консервативной и ортодоксальной Иудее, рядом со столицей.

А потому, видя чудеса Христа, слыша Его слова, они предпочитают не верить своим ушам и глазам. И ведь нельзя сказать, что они были недалеки умом. Священники и учителя закона были мудрыми людьми, нередко образцовыми в том, что касалось вопросов формального благочестия, лучшими представителями ветхозаветной Церкви, которая на тот момент была единственной богодухновенной религией. Однако предубеждения и предрассудки взяли верх, и они не смогли принять ту живую воду, тот свет присутствия Бога в жизни человека, который предлагал им Спаситель.

Перед нами яркий пример того, как люди становятся заложниками своих стереотипов и предубеждений и не могут впустить Бога в свою жизнь. Самое коварное то, что эти предрассудки паразитируют на почве церковного предания. Любое своё искажённое восприятие реальности человек может обосновать, ссылаясь на предшествующую традицию, зафиксированную в священных текстах. Такое нередко бывает. Всё это происходит из-за ложной мысли, будто мне больше нечему учиться, я и так всё уже знаю. Из-за того, что я однозначно определил для себя, что хорошо, что плохо, что чёрное, что белое. Это ложная вера. Вера, которая разучилась ставить саму себя под вопрос. Эта самодовольная псевдомудрость и есть то самое богатство, которое мешает человеку впустить Бога в свою жизнь, войти в Царство Небесное.

Сегодняшнее Евангелие напоминает нам, что Бог может прийти в нашу жизнь совсем не оттуда, откуда мы Его ждём и где мы привыкли Его искать. Он вполне способен явиться через те обстоятельства, людей, ситуации, которые у нас никогда с Ним не ассоциировались, которые нам не нравятся, вызывают резкое отторжение и даже боль. А потому наша задача вести такую внутреннюю работу, чтобы научиться видеть Его действия во всяком проявлении жизни. Для этого на всякое проявление жизни мы должны реагировать так, будто через него к нам обращается Сам Господь. Ведя такой образ жизни, мы не погрешим против истины, ведь Бог — это Господин мира и незримо присутствует во всём Своем Творении.

священник Дмитрий Барицкий.

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция