Главное

Расписание богослужений

2410430909_2f4cc55f3bВо имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Когда человек собирается строить дом, он кладет основание, кладет фундамент, потому что от правильного фундамента и от правильного основания будет зависеть прочность, доброкачественность, надежность, устойчивость и красота дома. Сейчас у нас с вами великое событие: сегодня последний день перед Великим постом. Люди всегда с особым трепетом, с особенным чувством, с особенной надеждой приступают к Великому посту в надежде на то, что маленький подвиг, маленький труд души и тела принесет благие плоды в духовной жизни. Кто-то из святых отцов сказал: «Мы храним пост, а пост хранит нас». Сейчас, в самом начале, в преддверии поста надо подумать об этом фундаменте, с чего начать.

Мы все с вами слышим о прощении, мы все с вами слышим о том, что если мы принесли свой дар к алтарю, а там вспомнили, что наш брат или сестра имеют что-нибудь на нас, против нас, то мы должны по слову Евангелия оставить свой дар, пойти и примириться. Это мы слышим бесконечное количество раз в нашей с вами жизни, но здесь есть один аспект, очень важная вещь, на которую мы порой не обращаем внимания. Есть еще одни слова о прощении: «Если согрешит тебе брат твой, иди и обличи его между тобой и Им единым, чтобы покаялся», потому что простить порой оказывается для нас просто, чтобы от нас отстали, отвязались, чтобы дальше не было никакого конфликта, а болезнь этого человека, поскольку у нас нет к нему любви, нам не важна, и простое «прости» делом, словом, помышлением, а он так и остается.

 

Нам так проще, чтобы соблюдать в жизни формальное миролюбие, хорошесть, особенно, как на Западе: «Я не трогаю, и пусть меня не трогают». Вот что самое главное. Это равнодушие. Это безразличие. Это нелюбовь. «Иди и обличи его между тобой и Им единым». Для чего обличить? Чтобы покаялся и изменился. Мы не судьи, но если это против заповеди, если это ситуация даже не против заповеди, а против человечности? В каком смысле? Антоний Великий говорит: «Мы все стремимся быть христианами». Это правильно, но у нас такая мера в нашей современной жизни, что мы просто нормальными людьми не можем стать. Какими? Доброжелательными, снисходительными, миролюбивыми, не эгоистами. Людьми, готовыми придти на помощь, навстречу и имеющими между собой солидарность, взаимовыручку. Это чрезвычайно важно. Об этом подумайте.

Как же относиться, если пришли и сказали что-нибудь конкретно нам: «Так и так. Ты поступил, сказал и сделал неправильно». Такому человеку надо руки поцеловать. Почему? Потому что человек любит нас и из-за любви нам это говорит. Кто нам не говорит, тот нас не любит. Если мы не говорим, мы тоже не любим до конца. Многие ругают Петра Первого: открыл окно в Европу. Но него иногда случались потрясающие духовные вещи. У него есть одно выражение: «Настоящий друг тот, кто говорит тебе правду». Она болезненна, и ее, эту правду, нам тоже неохота говорить. Почему? Потому что мы знаем реакцию на эту правду. Нам проще все загладить, замылить, замазать, а болезнь остается как внутри нас, так и внутри тех людей, с которыми мы соприкасаемся.

Сегодняшнее Евангелие, сегодняшний день прощения об этом: он о глубине прощения, о глубине борьбы за людей и за свою душу, чтобы это не было простой, обыкновенной формальностью: «Прости». - «Бог простит». А все так и осталось на прежнем месте. Сегодняшнее Евангелие нам говорит: «А ты когда постишься, не будь унылым, как фарисеи, но умой лицо твое и помажь голову твою, чтоб не явиться постящимся перед людьми, но перед Богом, потому что видящий тайное воздаст тебе явно». Господь направляет каждого из нас внутрь нас самих. Что внешнее? Нас ни кефир, ни картошка, ни капуста, ни соленые огурцы не приблизят к Богу. К Богу приблизит плод поста, а этот плод апостол Павел нам показал и нарисовал план дома, который мы должны построить милостью Божьей.

Он говорит: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таких нет закона, а те, кто Христовы, распяли плоть свою со страстьми и похотьми». Вот что должны мы распинать: страсти и похоть.

Василий Великий о посте так и говорит: «Мы не телоубийцы, а страстоубийцы». Никак не телоубийцы, все должно быть разумно, в меру, как Оптинские старцы сказали, что крайности бесовские: как чрезмерное воздержание, так и пресыщение. Дело даже не в этом, чтобы мы не подумали, что весь смысл и сущность поста состоит только в перемене со скоромного стола на постный. Ничего подобного. Если мы только в этом будем думать, что мы совершаем пост, мы совершаем только одну десятую этого поста, если он будет только об одном воздержании.

Понимая, что человек не может быть все время в духовном напряжении, церковь выделила особых 7 недель, чтобы мы приподнялись над землей, чтобы мы посвятили это время своей бессмертной душе, чтобы увеличилось время домашней сердечной молитвы,  делание молитвы Иисусовой по дороге, на работе, хоть как-то прерываться, но попытаться прорваться через эту суету, помня о Боге и посвящая свою память Богу. Именно это и будет свидетельствовать о нашей любви к Богу, потому что когда мы любим человека, мы о нем помним. Мы не помним тех, кого не любим. Если мы помним о Боге, то обращаемся в молитве к Нему: «Господи, помилуй, Господи, сохрани, благослови».

Не только эта молитва должна быть у нас, но еще должна быть молитва славословная: «Упование мой Отец, прибежище мой Сын, покров мой, Дух святой, Троица святая, слава Тебе. Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе». Эта благодарственная хвалебная молитва должна идти вперемешку с покаянной молитвой, потому что у нас только получается: «Господи, помилуй, Господи, помилуй», а те великие благодеяния, которые даются каждому из нас, бесчисленны.

На одну только секунду задумаемся: Бог дал нам веру. Саму веру в невидимый мир, в невидимого Бога, в бессмертную душу, в жизнь будущего века среди современной действительности, то, чего мы реально не видим, можно и должно назвать чудом. Бог дал это зерно каждому из нас. Это уже огромная милость, это уже огромное чудо, это уже огромная радость быть верующим человеком, осознавать и понимать, что было, что есть, что будет, какой смысл в происходящих событиях в перспективе вечности. Наша вера так и называется – богооткровенной: Бог сам открыл все о Себе. Так Он и сказал в Евангелии: «Я не называю вас уже рабами, но называю вас друзьями, потому что сказал вам все, что велел мне Отец Мой небесный». Вот кто мы. Вот какие откровения. Вот как надо дорожить тем, что Господь нам открыл и говорит о том, какими мы должны быть в своей жизни, если мы любим Христа, Церковь, Его смерть, Его жизнь, любим верность Его словам и нашему христианскому призванию. Поэтому Господь сегодня говорит: «Где сокровища ваши, там и сердце ваше будет». Дай Бог, чтобы сокровища наши, сокровища нашей духовной жизни, сокровища веры, сокровища наших помышлений, упований, надежд, веры простирались в вечность.

Сегодня мы будем полагать начало к Великому посту, в который должны вступить с радостью, с надеждой на неизреченную милость Божью, помня слова Христа Спасителя, которые Он только что нам сказал: «Видящий тайное воздаст тебе явно». Смиряясь, творя добрые дела, прощая, бойся за это прощение, чтобы ты простил от всей души и не обижался на правду, имел мудрость, доброту, расположение, добросердечность сказать эту правду вовремя, по делу, без злобы, осуждения, но с любовью. Мы надеемся на то, что милость Божья даст нам крепость и силы совершить этот Великий Пост и принести плоды добродетели, чтобы в радости духовной встретить великий праздник Светлого Христова Воскресения – праздник победы жизни над смертью. А эта победа, и такая жизнь должна начаться уже сейчас, чтобы мало-помалу, шаг за шагом, как говорит Василий Великий, мы были бы не телоубийцами, а страстоубийцами, то есть эти страсти с помощью Божьей, с помощью святых Христовых Таинств врачевали и с помощью благодати Божьей очищались.

Тогда мы все с вами будем христианами не только по имени, но, дай Бог, чтобы были и по самой жизни. Аминь.

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция