Дорогие о Господе братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляем с этим великим праздником, который именуется Торжеством Православия. Нам Господь говорит: без веры невозможно угодить Богу. Веровать подобает Господу, что Он есть и взыскующим Его Воздаятель бывает. Как якорь нужен кораблю во время бури, так во время наших житейских испытаний каждому из нас нужна вера. И мы сегодня торжествуем этот великий праздник победы истинного православия над ересями, над заблуждениями.
И мы сегодня торжествуем и радуемся тому, что по всему миру, по всему лицу земли нет такого континента, где не было сейчас православного храма с православными иконами, священниками, Таинствами. В одной только нашей церкви русской 22 тысячи православных храмов, 713 православных монастырей. 86 семинарий и академий, 590 храмов, действующих в Москве. До 1988 года в Москве было только 49 действующих храмов и 14 монастырей, а сейчас 713; было 3 семинарии, а сейчас 89. И все это торжество православия. И не только этому мы радуемся, потому что большее торжество православия, когда мы видим, что блудники становятся целомудренными. И это торжество православия. Когда воры, приходя в храм Божий – покаявшиеся разбойники – потом отдают последнее, и это торжество православия. Когда гордый человек, готовый за любое обидное слово открутить любому голову, теперь делает земной поклон или хотя бы сквозь зубы, но цедить все-таки слово «прости», «давай помиримся» ради Бога – и это торжество православия. Когда человек жил только для себя, был эгоистом, а теперь готов хоть чуть-чуть, но кому-то и чем-то помочь, хотя бы своим родным и близким ради Бога – и это торжество православия.
Когда я сегодня задумался: а что нам дало православие и чем оно лучше других вер, то приведу простой пример, маленький, но наглядный.
В XI веке произошел раскол между западной и восточной церковью на православную и католическую, которая ближе всех к нам, потому что все остальные еще дальше – протестанты и от них другие деления до бесконечности. Так вот мы пользуемся православием и даже не знаем в полноте всю его красоту, все его превосходство, все его духовное совершенство. Маленький пример: в католической церкви нет вообще постов, есть только один пост в Великую Субботу. Пост перед причастием у них сейчас составляет один час. Раньше было пять часов, а теперь дошли до одного часа. Представляете? Нет Великого Поста, нет всенощных бдений. В католической церкви Литургия, или как у них называется, месса, идет час, а если поторопиться, то 40 минут. У нас богослужебные книги на каждый месяц: есть Минея, два тома октоиха и еще триодь, и чтобы совершить суточный круг богослужения нам надо иметь около 20-ти книг Богослужебных. Католики обходятся тремя.
В католической церкви нет исповеди. Священник сидит за перегородкой, а причащаться могут вообще без исповеди, которая может быть раз в год или по необходимости. Там нет понятия духовничества, икон в католической церкви нет. Там только изображения различные креста, распятия и всякие витражи. Кто из вас был на западе, все это мог видеть – эту убогость тех людей, которые отошли от истины.
Слава Богу, что мы родились в православии, живем в нем, и должны его ценить и благодарить православие. А как мы должны благодарить его? Утренние и вечерние молитвы – это хранение православия; Священное Писание каждый день – это хранение православия; своему ребенку 10 минут почитать Закон Божий или Жития Святых – это хранение православия; каждый субботний и воскресный день (быть на богослужении) – это хранение православия. Соблюдая пост, о котором нам преподобный Серафим Саровский говорит: «Кто хранит пост, того хранит Бог, а тот человек, который не хранит пост, того не хранит Бог», мы хранением поста храним святое православие, то, что было передано нам.
Поэтому будем до бесконечности благодарить Бога за этот дар веры, истинную радость бытия, понимания смысла нашей с вами жизни. И самое главное, каждому из нас даны все средства нашей Святой Православной Церкви: иконы, песнопения, наши богослужения. Это все те величайшие средства, которые способны возвысить каждого из нас. И из вещественных, из тленных, из людей душевных, может быть, с Божией помощью когда-нибудь нам удастся стать людьми хоть чуть-чуточку духовными, похожими на нашего Бога.
И сегодняшний день поблагодарим виновника всех благ Бога, давшего нам святое православие. И мы сегодня чтим праздник установления иконопочитания. В каждом доме у нас есть не только иконы, а целые иконостасы – так мы чтим иконы. И как не парадоксально, каждый из нас в свою очередь, чтя иконы, может стать и может быть иконоборцем. Я не ошибся, иконоборцем, потому что икона – это «образ» в переводе с греческого языка. Мы с вами созданы по образу и подобию Божию. Каждый из нас является иконой – иконой Бога, потому что в нас есть бессмертная душа. Нам с вами была дана чистая душа, омытая водами Крещения. И мы потом эту икону запятнали, многие растоптали. Но нам в Церкви даются все средства, чтобы мы вновь растворителем, ватой, водой, вином, всеми возможными средствами очищали эту икону до тех пор, пока она вновь не заблестит своими теми первоначальными красками, данные нам в Крещении. Потому что в белые ризы одевается крещаемый человек, как символ чистоты души, которую он получает от Бога. И он должен сохранить ее в течение своей жизни.
Иоанн Лествичник говорит: «Воды и слезы покаяния, если не дерзко будет так сказать, выше вод Крещения, потому что в водах Крещения омывается прародительский грех, а слезными водами покаяния, – говорит он, – омываются повседневные грехи»
И вот эту икону, порой запятнанную, замызганную мы должны Богу вернуть и принести хотя бы под конец своей жизни сколько-нибудь расчищенную. И не только принести эту икону, которой является наша душа. А наш ближний, на которого мы часто плюем и часто которого мы топчем – а это икона. И как к иконе, мы относимся благоговейно, даже если она темная, даже если почти неразличимо, что на ней написано, мы ее не бросим в какой-то угол, она где-то стоит у нас в своем пристойном ей месте. Так и ближний наш перед нами тоже должен стоять, хоть и потемневший, но икона со своим почитаемым в ней образом, в надежде, что и до нее когда-нибудь дойдут руки реставратора – нашего Бога, Который не хочет каждому грешнику погибнуть, но чтобы все пришли к познанию истины и спаслись через веру, через православие, через любовь внутри жизни православия, потому что только это делает нас православными людьми, когда мы живем по Евангельским заповедям. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Будьте милосердны, как милосерд Отец ваш Небесный. Аминь.